предыдущий пост Туманный
К моему сожалению, направление ветра ночью радикально поменялось, и с трех утра сильно дуло мне прямо в "дверь" палатки, выдув практически все тепло. Само по себе это было не страшно (при наличии некоторого количества согревающего напитка), но вот ехать теперь придется, как я понимал, под встречным ветром. А дорога уже будет без асфальта, 50 км "грейдера", а дальше - вообще неизвестно что. На карте Генштаба дорога от ГЭС-16 до Дальних Зеленцов вообще никак не обозначена, то есть официально она вообще не существует. И это при том, что известная "немецкая" дорога от Печенги до Муста-Тунтури тоже "официально не существует", но все же вполне конкретно обозначена на картах Генштаба с пометкой "недействующая". Я стал вспоминать
свои проходы по "немецкой дороге", пытаясь прикинуть шансы в этот же день добраться до Дальних Зеленцов. Получалось (даже мысленно) как-то с трудом.
Пора было выбираться наружу, десятый час! Вечером вроде было холодно, но сухо, а утром вовсе даже не потеплело, но зато все как-то отсырело и затуманилось. Даже линзы в фотоаппарате...
После хорошего асфальта ехать на груженом велосипеде (с колесами 1.5) по грейдеру - не самое большое удовольствие. Хорошо хоть рельеф там не слишком тяжелый. Но сама дорога - весьма архаичная, даже все мосты - деревянные! А самое главное - туман и сильный ветер (встречный) - а это, как я уже знал по предыдущему печальному своему опыту, есть верные предвестники сильного затяжного дождя.
Где-то к часу дня я уже выкатился на циклопическую плотину Серебрянского Водохранилища. Дорога идет по верху плотины, продуваемая ветром насквозь, и именно там меня и накрыл первый за этот день удар дождя.
Плотина, конечно - нечто! Дамба длиной почти 2 километра и высотой почти 100 метров перекрывает русло течение бегущей из Ловозера реки Вороньей (Корда-Йок, "Река Вороны") в горной долине, образуя водохранилище площадью почти в 300 квадратных километров.
А слева от меня находилось то, что осталось от речной долины. Очень высока эта дамба. И как быстро и качественно все строили в 60-х годах...
Кстати, в долине раньше жили люди - несколько семей саами. При строительстве их переселили, разумеется - в поселок Ловозеро. Мне рассказывала об этом женщина, смотритель в
Музее Саами, в прошлом году. Так вот, члены этих несколько семей не только были все сплошь неграмотными, но даже совсем не знали русского языка! Разумеется, им пришлось быстро адаптироваться к новым условиям - получить паспорта, прописаться, определить детей в школы и так далее. И все это - не зная языка! И вот, представьте, люди эти за год-другой вполне сносно заговорили по-русски, просто "на слух", включая и детей. А ведь между русским языком и языком саами - пропасть!
На дамбе меня так промочило и продуло, что, съехав с нее и спрятавшись за какими-то скалами возле сливного канала, я легкомысленно употребил все остатки согревающего напитка - ведь в Туманном же будет "Гипермаркет Альбион", или как там его?..
Увы, реальность оказалась ужасающей. Я даже не сделал ни одной фотографии Туманного. Скажу только, что на въезде в поселок тебя встречает квартал облупленных пятиэтажек без окон. Население поселка уменьшилось с 5000 до 500 человек, остались в основном те, кому некуда ехать. Никакого "гипермаркета" нет, есть маленький магазинчик "Доброход", за прилавком стоял сам хозяин, Валентин, которого жители Кольского знают как "Странника" - ну просто класснейший дядька, старше меня лет на 10, с хаером и бородой.
Он напоил меня горячим кофе с пиццей и подробно проконсультировал насчет дальнейшей дороги. Поскольку хлестал дождь, он притащил мне стул и пригласил отдохнуть прямо в магазине. Обсудили и ситуацию с убитым поселком Туманный. Странник высказал грамотную мысль - виновата не теперешняя власть, которая "развалила", а - предыдущая, которая начала селить людей в местах, для жизни малопригодных. Поселок предназначался для работников ГЭС, но сколько нужно человек для обслуживания ГЭС? Ну пусть, численность смены - 100 человек. Три смены - это 300. Достаточно построить общежитие и организовать работу "вахтовым методом". Что, кстати, сейчас и сделано - и поселок стал просто НЕ НУЖЕН.
Я слабо возразил Страннику, что все, конечно, так, но коль скоро уж новая власть объявила себе преемником старой, то должна заботиться о тех, кого старая власть закинула в эти дикие места.
Но это все - лирика. Проза заключалась в том, что в магазине Странника не продают коньяк - нет лицензии на крепкий алкоголь. Только пиво! Мне было сказано, что какие-то тетки тут торгуют палёным спиртным, нелегально, но - это был не вариант. Кроме того, он мне сообщил, что километров за 20 с небольшим до Дальних Зеленцов какие-то ублюдки сожгли мост, и если обычно речку можно было летом перейти вброд, то сейчас, после сильных дождей, это может стать проблемой даже для велосипедиста. Да и дороги, как сказал Странник, там почти что и нет - колея по валунам, прыгающая на сотню метров вверх-вниз по холмистой тундре. Но зато в Дальних Зеленцах есть люди, если что - помогут и спасут...
Потом его сын, Иван, собираясь за морошкой, предложил подкинуть меня километров 7-8 на "Газели", как раз через горку перевезти, ну и сказал, что по прогнозам дождь после четырех часов должен будет закончиться. Мы загрузились в "Газель", я пообещал Страннику непременно заглянуть на обратном пути, и - тронулись.
Иван высадил меня в какой-то ложбинке за несколько километров до ГЭС-16 (то есть до конца дороги) и отправился обратно - дождь только усиливался. Ветер - тоже. Я попытался спрятаться за какими-то кустами и коротал время, грызя приобретенную а Странника краковскую колбасу и покуривая сигареты. Пейзаж навевал уныние.
Время перевалили за 4, до точки назначения еще больше 50 - ждать нечего, надо идти! Скоро дорога повернула к ГЭС-16 (нижней), а мне же нужно было тащить груженый велосипед вот туда.
Речки и правда - всерьез разлились. Что же там будет за "горелый мост"? Совсем непонятно стало, что меня ждет впереди.
В какой-то момент дорога вдруг стала почти ровной, и я под дождем бодро покатил вперед - вон до тех холмов.
А там уже стояло несколько машин, одна из которых - прямо в озере, по капот. Мост, в сотне метров от устья, и правда был поврежден пожаром. Правда, я его в тот момент как-то не особо рассматривал - я дико замерз, и потому, когда компания рыбаков - Валера (постарше меня), Сергей (ровесник) и Алексей (парень лет 30) пригласили меня к себе "под навес" - я с радостью согласился.
Мне налили стаканчик, дали чего-то закусить, заварили чаю - жизнь стала помаленьку налаживаться! Ну, потом знакомство, еще стаканчик, разговоры о приключениях и перспективах, еще стаканчик - стоп! Я решил, что мне "уже хватит", и собрался продолжить путь. Одна проблема - переправа! Впрочем, сгорели только два пролета моста, и через них были перекинуты мостки из бревен. Да только вот ноги мои еще плохо балансировали по бревнам, и ребята не только перетащили на тот берег мой велосипед и рюкзак, но и очень аккуратно, за руки, перевели меня самого. Помню, как мы очень эмоционально прощались, фотографировались...
В общем, "следующий кадр" (последний) такой - я сижу на камне где-то в дикой тундре, под дождем, плохо понимаю, в какую же сторону мне идти, при этом как-то неудачно скоблю пальцем по мокрому тачскрину и не могу ничего путного из него извлечь. Все же водка после такого пути - это остановка...
Конец фильма!
Очнулся в темноте. Очень удивился - почему же это так темно, еще ведь не темнеет! Огляделся - я в машине, то ли в "газели", то ли в "буханке". И тут услышал голос Сергея. Все, я - живой! Оказалось, что через три часа я опять вышел на горелый мост, меня опять переправили (со всем барахлом) обратно, напоили чаем и уложили спать. Утром мы все славно посмеялись над этой историей. Кстати сказать, ни голова у меня не болела, ни пить мне не хотелось - дело тут было, очевидно, не столько а алкоголе, сколько в специфике ситуации
следующий пост