предыдущий пост Ночевка прошла довольно спокойно. Миновали те времена, когда ночью я просыпался от урчания в собственном животе. То ли живот перестал урчать (оптимизация походного рациона!), то ли ночь наедине с собой в палатке где-то в глуши уже перестала восприниматься как нечто неординарное. Вообще говоря, там, на Малом Вудъявре, довольно безопасно - медведей совсем даже не наблюдается. Из всех млекопитающих вечером встречал я только леммингов, которые, заметив меня, с громким визгом убегали прочь. Вот именно из-за них я все же подстраховался и подвесил котелок с готовым завтраком (утром - только разогреть…) на ветку, примерно в метре над землей.
Холодно там, конечно - так ведь снега совсем рядом! Да и облака тоже…
Разбудили же меня птицы. Часа в четыре утра они устроили дикий гвалт где-то как раз в той самой стороне, в которой и висел котелок, пришлось набрать воздуха в легкие и громко заорать - «А ну кышь!!!». Раздалось оглушительное хлопанье крыльев, и птицы переместились куда-то в другое место, откуда их было почти и не слышно.
Единственное, что мешало отдыхать, так это характерная для начала похода навязчивая мысль - «а как бы мне отсюда выбраться…», но я уже знал, что к утру этот «невроз» пройдет окончательно. Ну и погода, конечно. Улучшения пока не предвиделось, я не спеша собрался и около половины одиннадцатого отправился по лабиринту тропинок к выходу из долины.
Мне нужно было кратчайшим путем выбраться на гравийное шоссе, по которому я и ехал сюда - оно шло из Кировска на карьер, мне же предстояло километров через пять свернуть с него прямо на русло реки Вудъявръйок, по которому и двигаться дальше на перевал. Несколько километров дороги на Куэльпорр, ведущей и к спасательной станции, и к точке пересечения популярных туристических маршрутов, проходят непосредственно по руслу реки, без вариантов, и это, пожалуй, там самый тяжелый участок - как для автомобилистов, так и для меня.
Два года назад воды в речке было чуть ли не по колени, но на этот раз мне повезло - несмотря на похолодание (а может, и благодаря ему) уровень потока снизился настолько, что почти вся вода ушла под камни, и первый участок получилось пройти не замочив ног.
Дальше, конечно, придется немало пошлепать по воде, но на этот случай мне был известен такой вот «северный лайфхак», которому еще в 2015 научил меня коллега
bokomarus - переобуться в босоножки, что я и проделал при первой же необходимости. К холоду там, на Севере, очень быстро привыкаешь… Потом, когда дорога поднимется метров на 450, река превратится в ручеек и будет бежать навстречу то по дороге, то где-то рядом, но уже не создавая больших проблем при движении.
Ехать «на педалях» по ручью, конечно, не получится - камни, я даже два года назад чуть не проявил малодушие - собирался оставить велосипед и отправиться дальше пешком, но теперь уже знал, что скоро дорога приобретет вполне приличный вид, что-то вроде обычного и привычного проселка. Там еще в большом количестве, конечно, будут и скальные уступы, и броды через каменистые овраги, но все же это - дорога как таковая! Правда, действует она только летом и осенью. Зимой там очень опасно из-за снежных лавин (да и не проехать по снегу), весной же «речной» участок уходит под воду примерно на метр, и тогда пройти там может только специальная техника.
По мере подъема местность становилась все суровее и суровее - хоть кино снимай! Впрочем, там этим весьма часто занимаются - натура отменная, и до цивилизация, включая ближайшие «магниты» и «пяточки» всего-то километров пятнадцать, это вам не Чукотка! Где-то здесь снимали в 1977 году первую экранизацию романа Олега Куваева «Территория», с Банионисом в роли Ильи «Будды» Чинкова. Сейчас этот фильм несколько подзабыт, особенно после «крупнобюджетной» экранизации 2013 года (не буду сравнивать, но пару слов по этому поводу
можно прочитать здесь. Старый фильм снят был, соответственно, на старую советскую пленку, без всякой «цифровой цветокоррекции», и воспринимается сегодня почти как черно-белый. Что, впрочем, вполне соответствует реальности. Я даже специально сделал одну картинку в «монохромной версии»
Если посмотреть на нее внимательно, то можно заметить впереди большую машину, грузовик с фургоном, а точнее - немецкий «автодом» типа Bimobil, я даже и не понял - с «полным» ли приводом? Очевидно, что да - другая машина там не пройдет. Номера также были немецкие, а вокруг машины ходил какой-то озабоченный мужчина непонятной внешности. Разумеется, я поинтересовалcя - can I help you? Оказалось, что помощь моя не требуется, мужчина этот - руководитель «экстремального автотура» из Германии, с машиной у него все в порядке, он просто ждет кого-то из отставших. А вся остальная его колонна - уже за перевалом. Немец был одет весьма тепло - в пуховик и шапку. Впрочем, ничего удивительного - два года назад на перевале возле дороги снег лежал. Как раз вот здесь.
Немец поинтересовался - а не холодно ли мне? Я хотел было перевести на английский язык нашу шутку «что русскому здорово, то немцу смерть», но как-то постеснялся и просто предложил ему глоточек коньяка. Тот отказался, ибо «за рулем», и попросил меня проехать еще раз снизу вверх возле его машины и дальше - чтоб снять меня на видео. Я, разумеется, согласился - пусть «там» знают наших! Жаль только, что на этот же раз снега не наблюдалось, но ландшафт весьма напоминал враждебную планету из «олдскульного» научно-фантастического фильма.
Ну и еще там я на этот раз, кажется, вполне правильно идентифицировал «локацию» со съемок еще одного, совсем уж современного фильма - уже упомянутого американского «Перевала Дятлова». Это - отрог хребта Пачвумчорр, который в том фильме исполнял роль Горы Мертвецов, правда - действие происходило зимой. Вообще говоря, зимой туда доставить съемочное оборудование - тоже дело не из самых простых.
Собственно - это уже около вершины перевала. На самой же верхней точке установлен, по давней традиции, православный поклонный крест. Теперь можно немного отдохнуть - дальше дорога пойдет вниз, до спасательной станции оставалось, как я помнил, всего около 15 километров. Именно тут мне попала навстречу группа альпинистов, которые провели в Хибинах две самые тяжелые недели июльского-августовского похолодания 2019 года, которое синоптики в своих сводках называли не иначе как «ультра-арктическим вторжением» - в те дни в Хибинах и Ловозерских Тундрах на несколько дней даже установился плотный снежный покров! Впрочем, вполне благополучно ребята выжили, но вид все же имели весьма и весьма утомленный.
А вот и озеро Сердцевидное и начало долины реки Кунийок - дальше начнется ощутимое потепление, а то я уже начал несколько замерзать в своем легком летнем костюме. Говорят, в этой долине раньше саами пасли летом своих оленей. Хотя - сколько там могло пастись оленей и сколько людей эти олени могли прокормить? Одну семью, максимум!
Чем ниже - тем теплее становился воздух, постепенно появились первые деревья, которые вскоре перешли в плотную красивую тайгу с непривычно высокими и стройными соснами. Кстати, Кольский полуостров - единственное во всем Мире место за Полярным Кругом, где есть тайга. Гольфстрим, однако!..
Оставалось проехать по изрядно затопленной лужами (тайга все же !) дороге около десяти километров до Хибинской КСС (контрольно-спасательной станции) МЧС России, расположенной в небольшом поселке из нескольких домиков, оставшихся со времен работы над до сих пор не слишком афишируемым «атомным проектом «Днепр-1» в конце 60-х - начале 70-х годов. О нем уже немного я рассказывал два года назад, но все же добавлю некоторые подробности и картинки, в следующих главах, а пока лишь отмечу, что в «поселке», на карте Генштаба обозначенном как «бар Куэльпорр», имеется теперь совсем крошечная, но - гостиница, и даже - со столовой. Кстати, «бар» - это вовсе даже не бар, а сокращение от слова «бараки»…
Ну вот, наконец, и она - спасательная станция!
следующий пост