предыдущий пост Идея отобедать на «25-ом», то есть в микрорайоне Кукисвумчорр, себя не слишком оправдала. Из всего «общепита» в поселке нынче осталась в живых только одна кафешка, которая скорее уж являла из себя распивочную, нежели закусочную, и та находилась довольно высоко - в сторону Рудника им. Кирова. Причем «на педалях» с грузом туда не заедешь, поэтому я просто заглянул в один маленький, давно знакомый мне магазинчик, и затарился там пирожками и кефиром. Дотерплю до ужина! От магазинчика, кстати, отрывался такой вот типичный вид на двор, а в доме, что прямо, в первом подъезде, на третьем этаже, я ночевал в 2014 году.
Перекусил я на своей любимой скамеечке в прогулочном парке между поселком и Полярно-Альпийским ботаническим садом. (Всем рекомендую непременно посетить это учреждение! Я
там уже побывал), и сразу же, не теряя времени, двинулся через небольшой перевал в сторону озера Малый Вудъявр. Перевал хоть и небольшой, но все равно - головой за облака цепляешь… Вот - фото 2017 года, в этот раз я как-то легкомысленно позабыл сделать «последний взгляд назад».
Обычно с перевала любуешься монументальными фонтанами в долине Малого Вудъявра, их два, происхождения не вполне понятного. В этот раз я их сверху даже и не увидал - почему-то напор сегодня оказался совсем даже незначительным.
Потому покажу фотографию, сделанную два года назад, к тому же - в солнечный день.
Фонтаны эти расположены на совершенно ровном плоском месте, сразу за бродом через речку Вудъявръйок, бегущей по ущельям из самого сердца Хибин, и мне предстояло завтра очень даже плотно с речкой этой пообщаться. Пока же я, увидев, что уровень воды в речке меньше обычного, с разгона проехал через брод «на педалях» - довольно рискованный трюк!
А ведь в этой долине я уже фактически - в третий раз! Дважды я там побывал в 2017, и в солнечный день, и в дождь - куча фоток и впечатлений
можно найти вот здесь Время неуклонно подходило к трем часам, потому никаких серьезных «проектов» в этот день больше начинать я не планировал. Оставалось найти подходящее место для ночлега (что не слишком сложно в тех местах) и посетить на еще один памятник «сталинской индустриализации» - заброшенный молибденовый рудник на горе Тахтарвумчорр. Вот она, эта гора, сразу за бродом через исток речки Вудъявръйок. Как ни странно, но этот водный объект, судя по карте, называется тоже «вудъявръйок» - оказывается, здесь, на Севере, можно даже войти в одну и ту же реку дважды…
Однако где же там на ней, на этой горе, рудники? Но хорошо хоть дорога все же есть, хоть и, как очевидно, не выше «пятой категории» по старому советскому СНИПу…
Как выяснилось, рудник находится прямо в центре картинки, на восточном отроге горы между «Первым» и «Вторым» цирками. Причем - практически на самом верху, на высоте более 800 метро. Это не слишком меня напрягало, поскольку относительный подъем составлял всего метров 400, к тому же к озеру подкатила на джипе молодая пара - Миша и Катя - и тоже с целью посетить рудники (точнее, полюбоваться окрестностями). Они уже там бродили не первый раз, идти по «дороге пятой категории» им было скучно, и они направились в обход, сообщив мне, что возле большого камня мне надлежит с дороги свернуть и дальше двигаться по довольно крутой тропке по склону.
Едва заметная тропка как-то совсем уж резво побежала наверх, так что, когда я оглянулся - дух слегка захватило. А где-то там, у озера, остался мой велосипед со всей «системой жизнеобеспечения»… Отсюда уже и не видно! Вообще - это довольно далеко, просто горы большие и расстояния иногда кажутся маленькими с непривычки.
Тропа поднималась как раз рядом с Первым цирком, более километра высотой, заваленные снегом расщелины которого так впечатляюще смотрятся из центра города. А тут они оказались как-то буквально «в шаговой доступности», да и тропинка давно уже поднялась выше снежников.
А вот и знаменитый «артефакт» - остатки американского пневматического компрессора с приводом от паровой машины. Он изрядно раскурочен, но ведь - стоит там с 1932 года, а каркас и ресивер - до сих пор как новенькие! Там, на высоте 760 метров, объект этот вполне достоин пера Франца Кафки.
Больше всего удивляет - а как его туда затащили??? От дороги там метров 150 подъема по крутому склону, никакой, но никакой идущей оттуда даже самой примитивной «колеи», по которой могли тащить компрессор, я не увидел, а вертолеты в то время еще были чем-то из области научной фантастики. Даже если допустить, что поднимали его по частям - так все равно это несколько тонн! Металла фирма CPT (Chicago Pneumatic Tools) для своих изделий не жалела, и качество - отменное!
Кстати, даже и коррозии почти нет…
Оставался последний рывок, метров 30 вверх до уступа. Рядом с довольно крутым склонам набитая тропка почти что исчезала на камнях и лишайниках. И тут кроссовки меня подвели. Плоская подошва начала подло скользить по мокрому ягелю, а никакой даже простой палки, чтобы упереться, у меня не имелось. Вроде как и не высоко, но обратно уж точно будет "на ногах" не спуститься, хоть там всего-то оставалось метров 10. Ну - как высота пятиэтажного «хрущевского» дома.
В конце концов, я решил - хватит уже карабкаться, там, в штольнях, ничего особо интересного и нет («зелен виноград», как говорила лисица из басни Крылова…), я присел на камень и просто сфотографировал с той высоты, на которую сумел забраться, площадку с компрессором. Ну и - пейзаж конечно!
Так для меня и сталось загадкой - а как же шахтеры добирались до свои рабочих мест? Они же, извините, не альпинисты, да и работать ведь приходилось и летом, и зимой. Ну, предположим, имелись тогда какие-то лестницы, но, в таком случае, где же их остатки? Потом я услышал версию, что была устроена веревочная лестница прямо из долины, но не могу я себе представить пролетария, поднимающегося к своему рабочему месту на пару сотен метров по веревочной лестнице! Хотя - в те героические времена Свободные Граждане Великой Империи нередко творили настоящие чудеса. Да и несвободные - тоже...
Но это - ладно, все же допустимо, веревочные лестницы и прочее, но как же они затащили сюда с дороги компрессор вот по такой тропе?
Тут, кстати, подошли Миша с Катей, сообщили, что компрессор этот, судя по сохранившимся номерам, выпущен аж в 1908 году, но как его сюда затащили - они и сами не знают. А вдоль существующей тропки поначалу планировалось построить канатную дорогу для рудоспуска, но потом от этой идеи отказались, и устроили рудоспуск на крутом склоне на стороне Второго цирка, и если забраться наверх, на уступ, то можно увидеть его следы. Впрочем, Миша мне не рекомендовал идти наверх в моих «плоскостопных» кроссовках - обратно придется ехать на спине. Они же начали подниматься к штольням.
Я как-то призадумался - уже второй раз за день я останавливаюсь "у самого порога", а ведь риск-то ничтожен - штаны порвать! Может - стоит пойти до конца? Впрочем, особо долго «медитировать» на эти темы не пришлось, поскольку погода ощутимо портилась, а мне еще надо палатку ставить, ужин готовить и вообще - как-то первую ночь ночевать! А на Малом Вудъявре холодно, и ночью может запросто даже мороз ударить. Мой друг
bokomarus рассказывал, как однажды в начале августа
его палатка обледенела настолько, что молнию изнутри было невозможно открыть! Потому я поспешил вниз, наскоро продегустировав талую воду из горного ручья.
И теперь оставалось мне только отыскать велосипед с рюкзаком, поставить вариться ужин и успеть до дождя развернуть палатку на берегу речки. Первый день подошел к концу! Голова немного гудела от впечатлений, очень хотелось спать, но я знал, что непременно надо собраться с силами и записать все события дня в экспедиционный журнал - иначе на третий день просто позабудешь, что же происходило в первый!
Но тут меня отвлекли громкие голоса на другом берегу. Кто-то звал - «Андрей! Андрей!». Ну вот - началось - подумал я. Но это, конечно, были голоса живых людей, которые в столь поздний час спускались с перевала Географов и слегка промахнулись мимо брода, а Андрей, дядька примерно моих лет, был у них группенфюрером. Мы разговорились, я рассказал, что сегодня у меня первая ночь в Хибинах, а вообще еду я на велосипеде из Апатитов. Андрей спросил - «А чем согреваешься, путешествуя в шортах и мокрых кроссовках?», на что я сообщил, что у меня фиксированный расход топлива - 2 грамма на километр. На что Андрей искренне рассмеялся - «Как-то мало! Получается 200 грамм коньяка на сотню велопробега? Да я в такую погоду по нашим горам и поллитру употреблю…»
Все же приятно встретить родственную душу!
следующий пост