предыдущий пост Кукисвумчорр
Вечером шестого дня, пока ужинал - снова пошел дождь, и это окончательно подтолкнуло меня к тому, чтобы добираться в Кировск (110 примерно км) на автобусе - повторить езду под встречным ветром, как в 2015, я бы еще решился, но дождь - нет, спасибо! К тому же прогнозы погоды в Кировске (и в Заполярье вообще), при всей их очевидной "кривизне", обычно сбываются в отношении дождя - а как раз на послезавтра, когда у меня была намечена поездка почти через весь Хибинский массив по меридиану "налегке", типа "радиалки", в прогнозе было указано - "сильный дождь". Поэтому я решил пораньше приехать в Кировск, заселиться в некий "хостел", адрес которого нашел в интернете, покататься вечером по ближайшим горам, а послезавтра, оставив рюкзак с вещами в "хостеле", отправиться на Куэльпорр.
Но - все по порядку. Я спокойно встал на седьмой день, собрался, прикатил на автовокзал Мончегорска, разобрал велосипед, в 11 сел в автобус и уже во втором часу дня выгружался в центре Кировска, возле Дворца Культуры "Апатит", так как автобус по причине ремонта дорог дальше не шел. Да и мне и надо было "дальше". Я посетил роскошнейший Дворец Культуры, увы - без фотика, который лежал в рюкзаке, да еще и с разряженным телефоном. А жаль! Интерьеры там - закачаешься!
Впрочем, в Кировске и без "интерьеров" - закачаешься... Вот - вид с крыльца Дома Культуры.
Я в Кировске уже третий раз, но опять, увы, не посетил ни Городской Парк, ни Геологический Музей - все в следующую поездку. А сейчас мне надлежало проехать в микрорайон Кукисвумчорр (я уже научился это название вполне бодро выговаривать), который жители по старинке называют "25-й километр" или просто - "поселок". Как ни странно, но именно с этой вот окраины и начинался в конце 20-х годов город Кировск (бвш. Хибиногорск), именно там был открыт первый апатитовый рудник, исправно работающий и поныне, и построена первая апатито-нефелиновая обогатительная фабрика, АНОФ-1, в 1992 году закрытая по причине полного морального и физического износа. Теперь ее здания разобраны, а площадка рекультивируется под будущую застройку. Зато открыты новые современные АНОФ-2 в Апатитах и АНОФ-3 в поселке Титан, недалеко от Кировска.
А это - жилые кварталы города у подножия горы Айкуайвенчорр.
Дорогу я хорошо знал (а то однажды поехал по улице Серпантин, именно так она и называется, через какие-то "перевалы"...) и спустя пять минут уже выезжал на Апатитовое шоссе в сторону Кукисвумчорра. Вот, собственно, южный отрог горы Кукисвумчорр, полностью "срытый" за последние 80 лет - запасы апатитовой руды здесь крупнейшие в мире, а поскольку гора почти целиком состоит из единого рудного тела, то ее тут хватит на несколько столетий добычи. Если, конечно, на мировом рынке сохранится спрос на фосфатные удобрения. Впрочем, апатито-нефелиновый концентрат годится не только для удобрений.
"Кукисвумчорр" на языке саами означает "горный хребет у длинной долины", так оно и есть, а я, подъезжая к это самой длинной долине, несколько волновался - лето холодное, и сколько же на цирках будет лежать снега? Но, как ни странно, снега на Первом и Втором цирках горы Тахтарвумчорр оказалось не так уж и много, и до долины снежники явно не доходили! Впрочем, это все - издалека, а как оно будет завтра, когда придется ехать по непонятной дороге на высоте около 500 метров, да еще и под дождем? Там вдалеке - корпуса санатория "Тирвас" ("отдых" - саммск.) и разных туристических заведений, обеспечивающих желающих всем необходимым - от лыж зимой до квадроциклов летом. Зимой там бизнес процветает, а вот летом - пока еще нет. Народ летом все же предпочитает Юг...
В "поселке" я покатил по довольно извилистой улице Кирова (с нее и начинался город), ведущей наверх, к руднику им. Кирова, действующему с 1929 года. Где-то там - "хостел", который оказался более похож на рабочее общежитие. Но - чистая постель, крыша над головой, холодильник, микроволновка, душ, даже стиральная машина-автомат есть - и все эти удовольствия за какие-то совсем смешные 250 рублей в сутки! Я, когда в нете этот "прайс" увидел - даже не поверил. Оказалось - все правда.
Я закинул в хостел рюкзак, оставил паспорт для прописки и, посидев на лавочке (на той же самой, что и
три года назад) и подкрепившись кефиром (той же марки) сразу же покатил вверх, к озеру Малый Вудъявр. Там недалеко - километров 5-6, и подъем пока, в сущности, небольшой. Озеро располагается где-то на высоте 370, что ли, метров - надо по топокарте уточнить,- и с дороги открывается очень красивый вид на "поселок". Надо сказать, что судьба у него не простая - в 30 и 40-е годы он дважды был почти полностью уничтожен снежными лавинами, что в конце концов и привело к организации первой в СССР противолавинной станции. Последний раз лавина с человеческими жертвами здесь была зимой 2016 года, когда накрыло улицу Комсомольскую. Лавины поселок выдержал, но не так давно у "начальства" созрел план его ликвидировать, якобы по причине "неблагоприятной экологической обстановки", на самом же деле - уволить местных профессиональных шахтеров и заменить их более дешевыми и нетребовательными "гастарбайтерами", которые трудились бы за гроши "вахтовым методом". Но этот, пардон, финт ушами не прохилял - поселок, после протестов жителей, сохранили и даже, говорят, изрядно интенсифицировали его благоустройство.
Дорога наверху разделилась - одна ее часть, более капитальная, пошла дальше на Север в сторону основного массива хребта Кукисвумчорр, другая - повернула за Запад, в долину. Снегу тут было достаточно - он лежал явно ниже того места, где я сейчас находился.
Теперь надо было перейти речку Вудъяврйок, точнее - восточное ее русло, которое начиналось откуда-то из самого сердца Хибин.
После брода дорога разбежалась на множество направлений, я же поехал туда, где шумели и блестели на солнце два великолепных фонтана. Когда я впервые их увидел на фотографиях коллеги
bokomarus то сначала подумал, что это - вентиляционные штреки старых шахт, но, при ближнем рассмотрении, понял, что это - артезианские скважины, не вполне понятно для чего устроенные здесь. Хотя, возможно, это геологоразведочные скважины, в которые проникли грунтовые воды. Высота фонтанов - более трех метров!
Дальше дорога уперлась в какие-то овраги, по которым, как я после сверился по картам, текла еще одна река с тем названием Вудявррйок. Ее западное русло начиналось как раз в озере Малый Вудъявр, и вдоль него шла тропинка по совершенно плоской, как будто искусственно "спланированной", лесотундре. Чуть ниже оба русла соединялись.
К сожалению, совсем немного не дойдя до этой плоской поверхности, мне надоело таскать вверх-вниз велосипед, и я запрятал его в каких-то кустах. А - зря!
У озера тропинка пересеклась с тракторной колеей, типа "грунтовой дорогой пятой категории" (согласно СНиП Н-Д.5-72), которая пересекала речку вброд у самого истока и дальше шла наверх, на заброшенные еще до войны молибденовые рудники на крутых склонах горы Тахтапорр, куда я как-то поленился подниматься. Хотя, говорят, там до сих пор валяется куча металлических "артефактов", но - я не "диггер". Да и снегу там многовато... И - высоко! Ну и - далеко, а велик оставлен в кустах...
Я предпочел побыть "внизу" и сделать парочку фотографий окрестностей горного озера, где в водах водится красная рыба кумжа и на берегах которого так любят отдыхать горожане. Но - при этом там очень чисто!
Солнце уже освещало верхушки гор, появились и первые облака, и вообще как-то холодало. Я собрался домой - в "поселок", оставалось только найти свой велосипед. В этом мне помогли какие-то два местных паренька, приехавшие на Малый Вудъяврр (и тоже - на велосипедах) испытать недавно приобретенный коптер. Они, к счастью, подсказали мне, где находится велосипед - им сверху видно все!
По пути домой заглянул в "Магнит", прикупил продуктов на сегодня-завтра, помылся в душе, поужинал и завалился читать документальную книжку про Гагарина, взятую с полки в хостеле. Высоко над домом, метрах в 200, постоянно ходили груженые железнодорожные составы с рудника (и порожние - на рудник), но это не создавало абсолютно никаких помех для сна и отдыха.
следующий пост