предыдущий пост Мончегорск
В пятом часу я вернулся на АЗС "Роснефть", забрал велосипед с рюкзаком и собрался наконец посетить родной город. Кроме того, у меня была намечена еще одна задача - найти хорошее место для стоянки в окрестностях. Это, вообще говоря, не так просто, поскольку многое изменилось за прошедшие 40 лет. И нередко - в лучшую сторону.
Когда я еще спускался с Ниттиса, передо мной открылся красивый вид на комбинат и город за ним. Конечно, местность, прилегающая к комбинату, сильно пострадала от сернокислотных выхлопов, образующихся при плавке руды и получении файнштейна - первичного продукта, сплава меди, никеля и других цветных металлов, которые после разделяют методом электролиза. С самого начала, с 1937 года, в течение 30 лет все сернистые газы просто выбрасывались в атмосферу, где, при соединении их с парами воды, формировались обильные сернокислотные дожди, выжигающие все вокруг.
Так продолжалось до 1967 года, когда был запущен сернокислотный цех, и выбросы стали утилизировать, производя товарный продукт - серную кислоту. Не думаю, что это было очень выгодно экономически, скорее всего себестоимость полученной таким образом кислоты была выше ее рыночной цены, но данный подход был продиктован требованиями экологии. С тех пор выброс серы уменьшился в разы, однако покалеченная северная природа так и не восстановилась полностью, и, видимо, не восстановится никогда без конкретной целевой программы рекультивации. Ну а в 80-х, по причине полного истощения локальных месторождений и высоких расходов на доставку руды из Норильска (хотя еще и сейчас ее перерабатывают
в городе Заполярном, на границе с Норвегией), цех выплавки файнштейна вообще остановили, так что нагрузка на природу еще уменьшилась.
Но последствия остались. Вот это мертвое дерево стоит там уже полвека, в местном климате древесина почти не гниет. Рядом уже стоят новые деревья, однако "подлесок" так и не начал расти на отравленном грунте.
Для справедливости надо отметить, что журналистские байки о "бескрайних техногенных пустошах" не вполне соответствуют действительности. У этих "пустошей" все же есть "края" - вот сравните, по цвету, две совершенно однотипных, стоящих рядом горы - Сопчуайвенч (справа) и Нюдуайвенч (слева). Разумеется, эти названия долго произносить, поэтому местные называют их просто "Сопча" и "Нюд", а "уайвенч" на языке саами означает не что иное, как "маленькая гора". Обе они где-то метров по 500.
Скоро я уже приближался к городу с "парадного" входа, по Никелевому шоссе. Не так давно там установлен памятник - "Покорителям Монче-тундры". В списке достопримечательностей в отечественном навигаторе "Навитель" он указан как (цитирую!..) "мужик с киркой". Очевидно, над контентом "Навителя" работали какие-то совсем уж "утонченные" снобы...
Про Мончегорск я уже немного рассказывал в 2015 году -
http://ak1961.livejournal.com/10992.html , поэтому не стану повторяться. Главный символ города, даже обозначенный на его гербе, кроме гор и шахт - это скульптура лося, установленная в сквере на центральном проспекте Металлургов (бвш. Проспект Жданова), вроде как все уже видели его. А тут - и я рядом с лосем, попросил земляков сделать фото.
Я спросил у какого-то мужчины, где бы он порекомендовал мне поставить палатку для ночевки. Ответ был ожидаем и очевиден - "...так в парке ставь, зачем куда-то ехать!" Разумеется, в Мончегорске вполне можно совершенно безопасно заночевать в городском парке, но все же я хотел найти место за городом, и тогда мужчина посоветовал ночевать на озере Лумболка за мостом через реку Монча там, где она бежит дальше в Имандру. Я не очень хорошо знал те места, поскольку в мое время упомянутый мост был закрыт для прохода, и через речку смельчаки переходили по камням на речных порогах (вот
фото 2013 года).
Я решил пока что не торопясь проехать через город и заглянуть по пути на автовокзал, посмотреть расписание автобусов на Кировск - для "альтернативного варианта" доставки. Оказалось, что есть проходящий автобус из Мурманска в 11 утра, билеты - по приходу. Этот был очень хороший вариант, и я отправился искать место стоянки, по пути заехав и в парк.
Вот, кстати, на первом этаже этого здания размещалась городская библиотека, которую я весьма регулярно посещал в детстве.
А парк - совсем рядом. Это - несколько окультуренной участок настоящего леса, вписанного в городскую среду. Там живет множество белок, берущих угощение с рук, но они почему-то совсем не любят фотографироваться. Еще в парке есть интересный артефакт - постамент памятника Сталину. При Хрущеве его снесли, причем - весьма громко, под улюлюканье толпы. Как рассказывал отец, бронзовую статую прицепили тросом к самосвалу, протащили через весь город к старым рудникам и сбросили в шахту. Удивляться нечему - население в значительной массе составляли заключенные и ссыльные, но все равно тогда, в конце 50-х, , при "кровавом режиме", это воспринималось как неприятный эксцесс и вспоминали об этом не без стыда. Зато теперь, при "демократии", такое бесчинство - просто классика жанра. Странно, но постамент до сих пор цел - не иначе как он находится "в резерве".
Парк завершается помпезной лестницей в классическом стиле, 79 ступеней которых с несколькими площадками спускаются к Лумболке, а несколько левее балюстрады из-под воды всегда был немного виден какой-то железобетонный блок, непонятно кем оставленный и почему-то не убранный. Но вот теперь на нем оказалась установленной некая конструкция, которую я никак не мог идентифицировать с большого расстояния.
По моему, это не что иное, как качели. Весьма неожиданно!
Далее к Западу на берегу в мое время стояли какие-то старые деревянные дома барачного типа. А вот что там в наши дни.
Мост на восточной окраине города (при мне там рос лес, куда все ходили за грибами) и сейчас закрыт для транспорта и упирается в ограду комплекса очистных сооружений, но пешком по нему можно пройти. Дальше там когда-то была лесная дорога в "Поселок 27-километр", где дислоцирована база истребителей-перехватчиков, но дорога была мне совершенно незнакома, и я стал расспрашивать рыбаков.
Оказалось, что дорога сейчас затоплена, мне же надлежит возле моста сойти на песчаный берег озера и там будет тропинка на дамбу, по которой можно пройти пешком в нужную сторону. Очень скоро я нашел и дамбу, и тропинку.
Не вполне понятно назначение это узкой дамбы. Сначала я подумал - чтобы озеро не заливало дорогу, но уровень воды в Лумболке весьма стабилен, наоборот - с противоположной стороны туда стекают ручьи. Может быть - наоборот, дамбу возвели, чтобы затопить дорогу к авиабазе? Если кто знает, что и зачем - напишите, проясните вопрос!
Примерно в километре от моста я и в самом деле нашел великолепную площадку для стоянки, если нужно - вот ее координаты - N-67.57'17,4'' E-32.58'50,6'' Места там хватает на три-четыре палатки, растет лес, есть дрова для костра и очень чисто - даже удивился! Если же эта стоянка окажется занятой, то, как я проверил, метрах в 10 глубже в лесу есть еще одна полянка, поменьше.
До озера оттуда - метров 15-20, берег чистый и песчаный и можно, в хорошую погоду, купаться. А за озером виднелись те самые места, по которым я сегодня гулял. Строения на противоположном берегу - это двухэтажные лодочные гаражи. Там все живут "на воде", тем более что по Имандре можно проплыть половину Кольского полуострова.
следующий пост