предыдущий пост Монче-тундра
На шестой день у меня было запланировано проведение некоторых предварительных исследований, необходимых для исполнения мечты - предстоящего (когда нибудь...) похода на Вайкис. Кто не знает - это небольшая речка с самым высоким водопадом на европейской части России, что-то там сотня или больше метров. Водопад находится на речке Вайкис в Монче-тундре, на северной оконечности, неподалеку от впадения упомянутой речки в одноименное озеро.
Место это весьма труднодоступное, и сообщений о походах туда - считанные единицы. А главное - никто не дает треков в "цифровом" виде! Мжет быть, потому, что там, в общем-то, запретная территория - Лапландский заповедник с весьма строгим режимом. Может быть, просто никто и не хочет "светиться"? Не знаю...
Как я понял, самое трудное - найти тропу, которая идет вдоль подножия на северо-северо-запад, и потом не промахнуться мимо ущелья Кымдыкорр, по которому можно без проблем пройти перевал. Впрочем, прозевать ущелье - дело нереальное, а уж там дальше, наверху, от водораздела рек Вите и Вайкис, идет тропа на Север, до самого водопада и дальше, до озера. Там уже не заблудишься!
Почему-то немногочисленые путешественники уверяют, что гору Ниттис (620) надо обходить надо с северной стороны, так и пишут -
"От камнерезки не огибать предгорье Ниттиса, а срезать через перевальчик" - там самым якобы экономится несколько километров. В то время как и Гештаб-2км, и спутниковые снимки, и мой скудный личный опыт подсказывали мне дорогу слева (к Югу) от горы Ниттис. Дальше там должна быть отчетливая тропа, и через 25-30 километров, прыгая по камням, можно достичь цели, но вот с выходом на "тропу" были неясности.
Я распечатал карту Генштаба и Яндекс-Спутник, и еще поставил метки на навигаторе. Кроме того, нужно было выяснить на заправке "Роснефти", можно ли у будет у них на "заднем дворе" оставить велосипеды - место там надежное, с одной стороны - АЗС, с другой - обрыв. Главное - чтобы разрешили. Сказали - да пожалуйста! Я спросил - а на несколько дней? Ответили - да хоть навсегда!
Это важно, потому что идти на Вайкис в спешке - дело глупое. В Монче-тундру надо "забуриваться" дня на три, как минимум, там есть что посмотреть. Неспроста она так называется - "монче" на языке саами означает "красивая".
Ночью в палатке было не слишком-то тепло, потому я не торопился вылезать и дотянул до 10 утра, когда солнце уже поднялось достаточно высоко. Но, правда, и ветер, немного стихший за ночь, опять усилился. В итоге я поднялся к "Роснефти" уже в 12 часу, и, получив там все необходимые разрешения, поставил велосипед на "заднем дворе" и решил заодно попить кофе. Ко мне подошел какой-то мужчина, видевший меня еще вчера на дороге, и спросил - как это я езжу на велосипеде в такой ветер, когда ему даже на машине приходится постоянно "подруливать"? На что я ему абсолютно честно ответил, что со вчерашнего вечера я больше пешком хожу, чем езжу.
Вот так, собственно, гора Ниттис выглядит от той самой АЗС "Роснефть".
На ближнем к нам ее склоне, в седловине между горами Ниттис и Кумужье, находятся брошенные еще в 1962 году подземные рудники - месторождение оказалось не слишком богатым, рудные жилы - меньше метра толщиной, за 15 лет горы выпотрошили насквозь, и, когда я был маленький, ходить туда было запрещено из-за возможных провалов грунта. Но с тех пор так ничего ни разу и не провалилось, потому все запреты сняты и теперь ходят все кому не лень, включая "диггеров", лазающих по полузатопленным штольням и реально рискующих своей жизнью ради некоего "экстрима". Меня же вовсе не интересовал никакой "эстрим", мне надо было просто найти тропинку - во-о-он туда!...
Я прошел мимо недавно брошенной "камнерезки" и двинулся по полотну бывшей железной дороги, по которой полвека назад вывозили сырье с рудника "Ниттис-Кумужье-Травяная". Слева от меня возвышались руины производственных сооружений (фото не будет), справа - невысокая горка Кумужье (340). И вот на склоне Кумужье я увидел какое-то странное сооружение. Если это и на самом деле старая штольня, то она как-то совсем уж "старинно" выглядит, прямо как во времена Никиты Демидова, которому Петр Первый подарил (для пользы отечества) знаменитые уральские рудники.
Впрочем, по рассказам моего отца, в свое время поработавшего немного в рудниках как раз на Кумужье, условия труда там мало отличались от тех, что существовали во времена Демидовых. Ну разве что руду отбивали не кайлом, а пневматическим молотком. Высота выработок была всего метра полтора, и работали лежа на спине. И вообще людям, кого в начале 60-х вовремя уволили с рудника по причине ликвидации, сильно повезло - все те, кто поработал там чуть больше, не дожили даже до "льготного" северного выхода на шахтерскую пенсию в 45 лет - умерли от силикоза. Знакомый врач рассказывал, что при анатомировании легкие покойников для подтверждения диагноза приходилось разрубать специальным топориком - скальпель уже не брал окаменевшую от диоксида кремния ткань. Впрочем, для справедливости надо сказать, что в нарушении охраны труда были виноваты и сами работники, пренебрегавшие средствами защиты, которые имелись в достаточном количестве.
А вот - памятник деревянного зодчества, "туалет типа сортир", который, я думаю, еще помнит использованные в качестве туалетной бумаги листки газеты "Правда" с передовицами тов. Сталина. Ну, по крайней мере - с тезисами выступлений Никиты Сергеевича Хрущева, разоблачающего "культ личности" - это уж точно! Интересное архитектурное решение, весьма изысканное - фасад обращен не на главную улицу, а в сторону крутого склона горы. Возможно, в этом и была какая-то своя сермяжная правда...
Дорога, то есть бывшая насыпь ж-д, между тем повернула сильно вправо, огибая гору Кумужье и направляясь в сторону одноименного озера. Там раньше располагались так называемые "взрывные склады". Мне же нужно была куда-то прямо. Я понял, что прозевал первую развилку.
Пришлось немного вернуться назад и внимательно смотреть в южную сторону. Скоро я нашел там едва заметную тропу, которая вроде как еще когда-то была то ли засыпана, то ли перекопана. Однако на Кольском, особенно в лесотундровой зоне, дорога не зарастает и за сто лет! А тундре - и за двести...
Вскоре отчетливо появилась колея от вездехода. Оставлена она была в конце 40-х - начале 50-х годов, но все еще заметна, хотя посреди нее уже березки выросли.
Где-то у ручья была еще развилка, от колеи направо шла маленькая и совсем уж чахлая тропка, которую я проигнорировал и, перейдя ручей и попив из него воды, снова принялся искать потерявшуюся было колею.
А вот так выглядит Кумужье со склона Ниттиса, из долинки того самого заросшего деревьями ручейка, примерно с высоты 250 метров.
Вновь обнаруженная колея пошла вверх под углом чуть не в 45 градусов. Я восхищаюсь мастерством водителей геологической техники, а особенно - самообладанием ее пассажиров. Тут если пешком-то идти, и то голова порою кружится, а какого же сидеть в вездеходе, прущем по такой вот каменной "дороге"?
Колея постепенно и иногда теряясь поднялась на уровень метров 350-400, начал открываться хороший обзор. Вот, специально для "крипто-историков", руины замка гиперборейцев на правильной формы зеленом овальном холме.
А вот - современные города Мончегорск (в центре картинки) и Оленегорск (слева, если кто разглядит)
Тут колея как-то исчезла совсем, но некое подобие тропинки вело еще выше. На спутниковых снимках рядом была показана какая-то отчетливая дорога вокруг Ниттиса, и решил подняться к ней. Это оказалась вовсе не дорога, а прорытая геологами (очевидно, с целью локализации вертикально ориентированных рудных жил) неглубокая канава, расположенная почти идеально "по горизонту", везде валялись какие-то истлевшие стальные трубы, иногда - торчали из земли. Но главное - по этой канаве шла тропа, со следами людей (и оленей), причем - в нужную сторону.
Я, конечно, сразу сильно засомневался, чтобы люди адекватные, ради "экономии" пары километров, полезли бы сюда с тяжелыми рюкзаками. Над мне было у ручья вправо свернуть! Но я же здесь без рюкзака, и просто исследую местность. Я двинулся вперед по канаве-тропе, однако ушел не очень далеко. Тропа была очень узкой, шла по гравийному склону, уходящему вниз метров на сто под углом в градусов 60, и я понял, что "альпиниста" из меня не получится никогда...
Ближе к западному краю горы дул сильный ветер (тут высоко!), гравий под ногами сыпался вниз, и перспективка закувыркаться по склону вовсе не радовала. К тому же изучение данной тропы не входило в мою исследовательскую программу - затаив дыхание, я развернулся на сыпучем склоне и двинулся обратно к тому вполне пологому и безопасному месту, где я на него забрался.
Спустившись на сотню метров вниз я стал вновь искать тропу либо колею, и пошел так, как будто мне предстояло ее прокладывать - и самое удивительное, что я шел и в самом деле по тропе (хоть и невидимой) - периодически мне попадались воткнутые между камнями истлевшие деревянные рейки-вешки, а на одном участке к одинокому деревцу была привязан какой-то видный издалека лоскут.
Довольно скоро я оказался на западном склоне, соединенном с основным хребтом пологой перемычкой высотой около 500 метров. Вершина Ниттиса была соврем рядом, метров 150 (это по вертикали), с полкилометра ходьбы по не слишком крутому гребню на западном склоне, но - ветер!
Ветер там буквально валил с ног, мне же оставалось совсем чуть-чуть до развитой сети геологических дорог, полностью совпадающих с указанными на Генштабе-2км. Там в изобилии торчали из скал какие-то трубы и шланги - неужели гору пропилили рудниками насквозь?
А вот и дорога на северо-северо-запад. Она видна на спутниковых снимках, теряясь в лесополосах и вновь становясь заметной в тундрах. Даже не знаю - есть ли смысл срезать эти два-три километра и идти по тропам? Ну - на месте решим!
Когда обогнул Ниттис на высоте более 400 метров и вышел на южный склон, ветер, как ни странно, слегка стих. Или - просто я уже привык? А вот и дорога, по которой мне завтра предстояло ехать в Апатиты и дальше в Кировск, и это еще только первый подъем! Я
однажды уже ехал по ней в 2015 под встречным ветром, правда, не столь сильным, и подвиг этот не хотелось повторять.
Пока что нужно было пообедать. Я нашел какой-то двухметровый обломок скалы, спрятался за ним от ветра и разогрел на таблетке "мясо кур в собственном соку". Как там говорил Глеб Жеглов - "...сейчас бы супчику куриного, да с потрошками!". Хорошо, хоть перья ощипали... А передо мной - вершина Хипикнюнчорр (900), на которой мы с коллегой
bokomarus побывали в 2013 году.
Вот фото, которое он тогда сделал, и именно так с вершины выглядит место, где я потреблял "супчик с потрошками", где-то на горизонтальной дороге по склону горы.
Покончив с супчиком и отдохнув, я быстро двинулся вперед. А, точнее уж - назад, обойдя Ниттис кругом. Когда-то в начале 70-х на его южном склоне построили горнолыжную базу, используя вертолеты для транспортировки стройматериалов, но этот проект просуществовал недолго - трасса оказалась слишком опасной, и после нескольких несчастных случаем со смертельными исходами ее закрыли, построив другую - на горе Нюдуайвенч.
Всю инфраструктуру трассы, что была внизу, попилили на металлолом, но канатная дорога-подъемник так еще и стоит на склоне.
Ну и вот
карта моей прогулки, если кому интересно
следующий пост