Вообще зимняя стокилометровка - вещь весьма интересная по физиологическим ощущениям. Если первые 50 км ехать жарко и думаешь - "ну зачем столько одежды нацепил!", то последние 50, как правило, начинаешь изрядно мерзнуть. Видимо, это как-то связано с энергозатратами организма. Особенно если маршрут предполагает переход речек вброд. Речки у нас, увы, не все зимой замерзают...
Маршрутов, пригодных для зимних стокилометровок-однодневок, я знаю не так уж и много. Рассказы про почти все из них можно найти по тегу "зима" в моем журнале. Кроме первой такой поездки в конце марта 2014 года. Впрочем, тот маршрут почти совпадает с поездками "вверх по Черехе" в более теплое время года. Но стоит описать и зимний вариант.
Обычно он начинается с выезда из города на воспетую Костей Кинчевым "трассу Е95". Вот отсюда надо будет повернуть на восток, в сторону Кирпичного завода и поселка, который так официально и назывался - "Псковкирпич".
Поселок этот, в просторечии называемый "кирпичи", всегда пользовался дурной репутацией, которая усугубилась в "безумные 90-е", когда относительная дешевизна квартир (в старых домах с печным отоплением) побудила к переезду "на кирпичи" многочисленных "социальных маргиналий". Сейчас, впрочем, "маргиналии" повымерли, и поселок стал обычным пригородом. Отличает его разве лишь то, что "историческая" его часть возводилась в конце 40-х годов силами немецких военнопленных, среди которых были не только простые каменщики. но и инженеры и архитекторы. Разумеется, "исторический" центр постепенно стирается, но кое-что еще осталось.
Ну, на последнем фото - казарма, приспособленная под жилье. Казарма - и в Европе казарма. Однако в поселке на улице Черняховского стояло раньше десятка полтора двухэтажных частных домиков совершенно в "немецком" стиле. К сожалению, немцы, работая "из-под палки", отнюдь не продемонстрировали "русским варварам" хваленого "немецкого качества" (которое, возможно - просто миф...) и домики к нашему времени сильно обветшали, так что хозяева предпочли их снести и построить новые, вполне "русские". Я много раз собирался сфотографировать улицу Черняховского, но постоянно откладывал это дело на потом. В итоге по состоянию на 18 марта 2018 года остался всего один такой домик, да и тот держится только благодаря постоянному старанию его хозяина. Качество кладки, вообще говоря, даже на фото - удручает...
После Кирпичного завода я решил сразу переправиться на левый берег Черехи - для "чистоты эксперимента". Вот этот мост, кстати, совсем недавно еще содержал настоящий "реликт" - фрагмент полотна узкоколейной железной дороги. Да так расположенный, что машины могли ехать только в одну сторону, оставляя рельсы между колесами. Соответственно на мосту висели плакаты - "мост технологический, проезд запрещен", и ехать там имели право только самосвалы завода, возившие глину с карьера. Хотя на самом деле ездили все подряд, создавая аварийные ситуации. Год назад мост реконструировали, убрав полотно УКЖД. А жаль...
Дорога после моста стала совершенно ледяная, и я решил "срезать угол" по тропинке через лес. Впрочем, ехать там было никак - только катить велосипед. Знал бы я, что дальше будет еще хуже...
И дальше дорога была совершенно не ездовая, лед на ней не таял и не стирался, движение там не слишком интенсивное, поэтому приходилось с трудом идти пешком, держась за велосипед. Километров через 5-6 в деревне Приборок меня атаковала большая черная собака, на которую я так заорал на собачьем языке, что вышел хозяин и сказал - "да она добрая, не кусается!". Собака отреагировала мгновенно, завиляла хвостом и лизнула мне руку, а я же спросил у хозяина, как там - дальше дорога? Такая же? На что он ответил, что перед деревней Кашеварово размыло насыпь. Ну, об этом мне было давно известно, я удивился - как, еще не починили? Ведь еще осенью 2016 размыло! Оказывается - починили, но буквально позавчера, 16 марта - опять размыло!
Ну, меня это не слишком напугало, ровно год назад я там ездил и разработал "обходной маневр", как переправиться через довольно глубокий овраг. А насыпь - и в самом деле, опять размыло! Причем получилась настоящая ловушка для автомобилей, удивительно, как туда еще никто не упал.
Я так понимаю, что с южной стороны скопилась вода, довольно много, и дамбу размыло, после чего уровень воду опустился метра на два-три.
Причем вода не текла через верх, суда по тому, что в провале сохранились автомобильные колеи - она просочилась рядом с трубой. Что и неудивительно - вместо нормальной трубы из гофрированного металлопрофиля положили обычную бетонную, из нескольких блоков, и даже не сделали никакого намека на оголовье. Интересно, кто же "проводил ремонт"? А теперь - даже и труба разрушена. Хотя вода сейчас ушла, но весной, когда будет таять снег, размывание продолжится.
Интересно, что вода ушла - а лед-то остался, и возле берегов повис, примерзнув к стволам деревьев...
Переправившись через овраг, я около километра ехал по полуоттаявшему асфальту, но потом начался проселок в деревню Ольхи. Как ни странно, но он был расчищен от снега, но ехать там практически и не пришлось из-за покрывавшего дорогу льда. Причем он был накатан и отполирован колесами до зеркального состояния, что меня очень удивило - в деревне Ольхи всего два жилых дома! Правда, там пару лет назад кто-то открыл "ферму", но вроде как бизнес "не пошел", и вчера ферма стояла пустая. Зато другой житель, который раньше занимался ремонтом сельхозтехники, нынче изготавливает срубы для дачных домиков и бань - насколько полуготовых изделий стояло у него на дворе. Дорога же в Ольхах не закончилась а пошла дальше в сторону Оклада и Твердунова. Ехать по ней, увы, опять же получилось совсем чуть-чуть.
Но вскоре я уже подъезжал к деревне Оклад, на всех картах обозначенной как "нежилая". К моему удивлению, ответвление дороги было расчищено от выросшего на нем кустарника, огороды на горке были распаханы, а глубине деревни стоял, как очевидно, совершенно новый дом! Приятно, что после десятилетий разрушения наконец-то начали что-то строить!
Дорога была накатана и дальше, до Твердунова. Тут по лету совсем кошмарный участок - болото, размочаленное тяжелой техникой (только она и добирается до Твердунова). Но сейчас, когда морозы, все было хоть и покрыто кочками, но вполне сухое и твердое.
А вот и самый непроходимый участок - брод через болотный ручей. Очевидно, зимой он несколько раз промерзал до дна, вода начинала течь через верх, образуя наледь, и так - раз за разом. В результате наледь заметно возвышалась над дорогой, но вполне выдерживала и велосипед, и меня.
Дорога в Твердуново шла только до первого дома, где постоянно живет пожилая женщина, которая меня уже узнает. Она выглянула в окошко, и мы обменялись приветствиями. Собственно, обитаемы там, как я понял, только два крайних дома с западной стороны.
Деревня располагается на высоком обрывистом берегу Черехи. Когда-то там была настоящая плотина и то ли мельница, то ли электростанция. Сейчас - только руины плотины, через которую бежит бурный поток - очевидно, сливной шлюз забит льдом.
Разумеется, за вторым домом дорога закончилась, но оставалось совсем немного, пара километров, до брода через Шурин, а снег был покрыт твердым настом, на котором не проваливались ни я, ни велосипед. Но - при попытке поехать наст все-же ломался...
А вот - плотина вблизи. Я уже не раз фотографировал и ее, и остатки шлюза, но тут поленился спускаться вниз, да и время уже поджимало.
По пустынным улицам и огородам Твердунова, как видно по следам, постоянно прогуливаются самые разные звери, начиная от лосей и кабанов и заканчивая более мелкими животными. Странно, что мне не попадались следы волков - видимо, в этой местности их нет. Зато есть лисы, и - много!
Вскоре "дорога" вышла за деревню, и, как ни странно - закончились и звериные следы! То ли звери предпочитают бродить ближе к жилью, то просто стараются держаться у реки. А я же пошел по практически девственному снегу.
Вскоре я уже сворачивал к броду, и там обнаружил довольно крупные следы рыси. Не знал, что рыси тут водятся! Причем - только задние отпечатки. Такое ощущение, что рысь шла на задних лапах! Вот - и мой след - для масштаба. Картинку пришлось сильно обработать для контрастности, что исказило цвет. На самом же деле снег, разумеется - совершенно белый.
Подходя к речке Шурин, я что-то не услышал привычного журчания воды. Это несколько настораживало - самый плохой для меня вариант заключался в том, что речка будет покрыта тонким льдом, который меня не выдержит, и переход вброд станет проблемным. Впрочем, по осени я так и не смог перейти этот брод из-за высокого уровня воды и очень быстрого течения - русло здесь имеет наклон градусов в семь-восемь. Осенью я перешел через другой брод, возле деревни Абрюшено, но сейчас у меня просто не было времени туда идти. Сравнительный анализ бродов можно посмотреть здесь -
https://ak1961.livejournal.com/36336.html Речка и в самом деле была покрыта ледком, и, что самое неприятное - было необычно много воды для этого времени года.
Брод тоже был затянут ледком, но - не полностью. Я раздобыл довольно массивную жердь (ствол спиленного при расчистке дороги деревца) и потыкал в лед - он крошился под ударами.
Разумеется, никто меня туда не гнал - вернуться вовсе даже не было бы бесчестием, ибо есть еще и здравый смысл. Дело было в другом. Если возвращаться, то пришлось бы пихать обратно более 20 километров пешком по ледяной дороге, а если перейти брод - то до асфальта оставалось километров 10, а там еще всего 40+ до дома, причем в основном - по знакомому наизусть участку шоссе "Псков - Новгород". Причем дорога "до асфальта", гипотетически, могла быть вполне проезжей (забегая вперед, скажу, что первые 5 км там был девственный снег, а последние 5 км - непроезжая ледяная колея).
Тут уже некогда было долго раздумывать - солнце шло к закату. Пришлось раздеваться "до пояса" и начать разведку брода...
Глубина "на фарватере" доходила как раз почти до пояса, и я немного замочил низ куртки. К счастью, телефон догадался переложить в верхний карман. Лед меня, разумеется, не держал, потому пришлось пробивать в нем лунки и, пользуясь жердью как рычагом, выламывать куски и запускать их по течению вниз, под ледяной покров. Довольно нудная работа в ледяной воде. Потом перетаскивал велосипед, держа его в одной руке - во второй держал жердь, чтобы упираться о дно - иначе течением сносило вниз, потом еще ходил за штанами и ботинками. В общем, ноги совсем занемели от холода, а самое ужасное - я располосовал их до крови острыми льдинами, от бедер до ступней. Причем боль-то я совсем и не чувствовал - гипотермическая анестезия очень даже эффективна!
Вот такой "канал" остался после моего прохода через речку.
Кое-как обувшись-одевшись и присыпав снегом пятна крови на дороге, я понял, что кульминация похода пройдена - теперь оставалось вернуться домой. До асфальта я добрался только в девятом часу, уже в полной темноте, а домой приехал лишь после 11 вечера...