Собственно говоря, весь маршрут, с возвращением через Карамышево (по асфальту) или через Славковичи - Подсевы (на поезде) изъезжен многократно и ничего особо нового я там встретить не ожидал. Хотелось только уточнить наличие некоторых полузабытых дорожек (да и то коллеги уже нанесли часть из них на OSM) и просто - приятно провести время в тихом осеннем лесу.
Сначала я собирался ехать полностью по левому берегу, от капитального моста (бывшей УКЖД Кирпичного Завода) через Будник, но позже вспомнил, что где-то в сети коллега
sandyanf выкладывал занятнейший снимок правобережной опоры подвесного моста возле Спирова и Больших Невадиц, которая, чтобы не свалиться в речку, была привязана к старому, 60-х годов, "трелевочнику" модели ТДТ Онежского завода. Разумеется, такое зрелище никак нельзя было пропустить!
Если коллега
sandyanf прочитает это сообщение - пусть в коментах поделиться редким фото! Я, вообще-то, тогда подумал, что трелевочник этот уже не рабочий, и просто использован в качестве массивного балласта, однако неожиданно увидел его наверху, над спуском к реке, более того - сам спуск был основательно перекопан, очевидно, с помощью прилагавшегося к трелевочнику бульдозерного ножа, с благой целью сделать дорогу к мосту, и даже какое-то подобие деревянного тротуара было начато.
Все это, впрочем, пока еще under construction и совершенно непроходимо в такую грязь...
Сам мост нес на себе следы недавнего ремонта. Главное - был сделан новый "пандус", не столь суровый к "пользователям", как предыдущий, который, помню, стоял под углом градусов под 70. Новый же - не более 45, и забраться на него с велосипедом уже никакого труда не составило. Кроме того, были установлены и натянуты (хотя и недостаточно...) новые несущие тросы. Впрочем, все равно мостик провисал фатально, его центральная часть возвышалась над бурлящим потоком на какую-то пару метров, вертикальные стойки перилец были давно сбиты весенними льдинами, и, кроме того, средняя честь наклонилась в сторону против течения - страшновато идти! Сам-то я, если что - выберусь, а вот - велосипед...
Короче, когда сошел на левый берег, коленки подрагивали - решил откупорить эликсир и немного отдохнуть, прежде чем отправиться дальше. А вот, кстати, на фото и упомянутый трелевочник - на противоположном берегу.
Я так и не понял - зачем делать подход к мосту, который все равно, в его теперешнем состоянии, неизбежно снесет в половодье? Хотя, возможно, зимой его все-же подлатают и он будет пригоден для использования.
Дальше - дорога в Межник и Твердуново, которая
была описана еще весной и уже кем-то даже нанесена на карту! Так что никакой интриги до самого Твердунова не ожидалось, и я просто любовался пейзажами, едучи по подсказкам OSMand'а и не забывая всякий раз вежливо благодарить "диктора" - thanks, man!
Деревня Межник, куда я ненадолго свернул с дороги, в это время года оказалась вполне даже жилой. По крайне мере в трех домах находились люди и собаки, да и дорога до нее вполне накатанная. А после - начинается запустение...
Вот мостик через заболоченный ручей - прошлой весной я, сидя на нем, кипятил чай на "таблетках", зачерпнув воды прямо там, где сидел. Странно, что столь хлипкая и полусгнившая конструкция вполне выдерживает вес автомобиля! Только кто по нему ездит - разве что охотники на кабанов.
Дойдя до леска, я отключило навигатор для экономии энергии и сразу же свернул не туда. Впрочем, здесь уже бывали с коллегой
bokomarus лет 10 назад, тогда еще не было этой вот вышки, но - тогда было некое подобие дороги.
Тут же дорога у вышки и заканчивалась, пришлось немного вернуться и поискать пропущенную развилку. Я вспомнил, как в Тверской области деревенский дед объяснял мне дорогу через местный "затерянный мир" в Новгородскую область
вниз по реке Мсте - "Если до боровых лесов доберешься засветло, то уже не заблудишься". Вскоре и я добрался до "лесов", правда - не совсем "боровых", да и дорога была давным-давно не хоженая и неезженая. К тому же - признаки близкого потопа настораживали.
Дорога эта привела меня на окраину Твердунова, на заросшие кустарником поля.
Тут дорога разделялась. Одна их их, более "живая", шла верхом - как я знал, через верховое болотце, откуда вытекал изрядный ручей, впадающий в Череху чуть ниже брода. Дорога через болотце обычно разбита гусеничной техникой, и даже в сухой год пройти там бывает непросто, поэтому я свернул вниз, к броду - ручей, пересекавший дорогу, легко преодолевался по левой стороне, где были какие-то старые мостки на обочине. Но тут ручей сразу показался мне серьезной преградой, да и мостки на обочине, хоть и существовали, но - оказались под водой.
Я выломал палку и занялся измерениями. Глубоко - надо штаны снимать, но переход с "раздеванием" у меня был запланирован только один - через речку Шурин, поэтому я начал искать варианты. Нашел - во здесь было узкое место, шириной метр с небольшим и примерно такой же глубины. Теперь надо было взять велосипед за правое "перо" рамы примерно в центре тяжести и разместить нижнюю часть седла на плече. После чего прыгнуть вперед и схватиться левой рукой за ствол дерева, велосипед же по инерции должен, качнувшись, тоже переместиться на противоположный берег. Было бы нас двое - так без проблем, а так пришлось несколько раз "репетировать".
И вот только-только я переправился через ручей и подошел к броду через Череху, как начался снег...
Пришлось объявлять привал. Да и по расписанию - обед!
Пока на таблетках разогревалась банка "ленивых голубцов" от "Главпродукта" (совершенно, кстати, вегетарианских - пришлось добавлять туда своей копченой колбасы), я наслаждался зрелищем бурного потока в том месте, которое столько раз переходил с велосипедом вброд. Теперь - уж нет...
Река поднялась настолько, что даже совсем не видно было руин некогда большой плотины возле Твердунова - ну совсем как весной! Хотя, конечно же, нет - весной вода заливает ту часть дороги, которая идет вдоль берега.
А вот и единственное, что нынче осталось от плотины и еще выглядывает из воды - руины сливного шлюза (внизу справа).
Про разрушенный подвесной мост в Твердунове я уже немало писал. Вот - руины опоры на левом берегу.
Совсем скоро я свернул с дороги в сторону брода через Шурин. За сотни метров до реки уже слышен был шум воды, и я начал грустить... Когда подошел к броду, понял - будут проблемы! Такого потока я еще не видел ни разу, хотя переходил речку даже в весенне половодье.
Собственно, если делать все по уму - то никаких проблем бы не было. Просто для этого нужна веревка достаточной длины и прочности, и - немного смелости. У меня, как понимаете, не было лишь веревки. Я разделся и пошел проверять брод. Где-то на четверти расстояния вода даже не дошла до пояса, но я понял - еще шаг, и меня непременно собьет с ног. Слишком велик наклон русла - в несколько градусов, слишком велика скорость и турбулентность потока. Я повернул к берегу...
Click to view
Вернуться домой? Но у меня оставалась в запасе вторая попытка - перейти Шурин парой километров (и метрами тридцатью) выше, возле деревни Абрюшино. Вот фото конца октября 2015 года - там вообще можно было просто проехать через брод, не останавливаясь!
Конечно, я прекрасно понимал, что в этот раз там будет такая же глубина, как и здесь, но оставалась надежда на то, что скорость потока будет не критической. Я включил навигатор на запись трека - надо же обозначить дорогу от брода до брода и далее до "шоссе" от Быстрецова в Плоскую Луку - и двинулся по довольно сырой полузаброшенной лесной дорожке. Время шло к вечеру, я поторапливался, даже не заехал в Абрюшино поздороваться с последней жительницей, которая меня помнит и знает.
Вот, собственно, и брод. Спускавшиеся к нему колеи затоплены, а значит - глубина изрядная, но течение было, говоря научным языком, "ламинарным", и это давало шанс переправиться.
Я прошелся туда-сюда - глубина по пояс, течение умеренно быстрое - и за три захода перенес одежду (все-таки "зимний комплект"...) и велосипед. Его я перетаскивал в последний прием - надо было нести на плече, чтобы не мочить подшипники, так сказать - из последних сил. Видите - он стоит там у дерева, на противоположном берегу?
Собственно - это последняя фотография! Потом стало темнеть, потом вообще - дождь пошел, но это уже совсем неинтересно. Если кому нужен трек от брода до брода и до дороги, то вот он -
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=trwtssfhjbvgnfrg