предыдущий пост Программа моя на сей раз была не слишком обширная.
Начну с того, что, когда в апреле 2014 года я впервые там оказался, то решил заночевать неподалеку от брода через Сёлкинскую речку возле ее впадения в Пскову. У меня тогда оказалось немного свободного времени, и, выбрав место для ночлега, я отправился немного прогуляться по окрестностям, и вдруг - обнаружил незнакомую дорогу! Позже я понял, конечно, что эта была та же самая дорога, по которой я туда и пришел из Сёлкина, но - "в другую сторону" тогда я ее не опознал - настолько различные впечатления производят разные ее направления. Однако - надо же было удостовериться!
Ну и второе, главное -
весной мы с Алексеем обнаружили обозначенную на карте дорогу от озера Сёлкина к озеру Псковянскому, однако прошли по ней совсем немного - слишком устали после перехода через Кочебуж, да и время поджимало. Вот эта-то дорога и была подлинной целью моего исследования.
Ну и, наконец, найти и пройти "ногами" дорогу по Пскове от места впадения в нее Сёлкинской речки, которую я дважды (даже трижды!) переходил по плотине, а нужная дорога же от меня всегда куда-то ускользала.
В общем, довольно много всего, но при этом ничего особо сложного. Карта Гентаба-250 была испещрена метками, одна из которых находилась на дороге, которую Генштаб не знал, но коллега
bokomarus нанес ее
на OSM по моему фактическому треку. Эта метка (за номером 16) располагалась максимально близко к известной всем дороге на упомянутый брод (по бобровой плотине), всего-то не более 300 метров, и я мог легко (как казалось) пройти ее напрямик по лесу - это избавляло меня от необходимости преодолевать тяжелую трехкилометровую полузатопленную дорогу от шоссе "Новоселье-Середка" через Пожигово до Сёлкина. В общем, предстояло сделать совсем небольшой круг, с двумя переходами через Сёлкинскую речку и (при возможности) двумя переходами через Пскову
Почти сразу нашлось кое-что новое. Пару лет назад Алексей увидел на западной стороне дороги укрепленные на деревьях две коричневые бутылки, метрах в трех одна от другой - явно было указано направление куда-то вниз, в сторону русла Псковы. И оно совпадало с идущей на Северо-Запад дорогой на карте Генштаба! В этот же раз кустарник, закрывавший дорогу, оказался расчищен, и в качестве вешки была оставлена всего одна бутылка - вот она, в верхнем левом углу картинки.
Разумеется, я немедленно двинулся по этой дороге и метров через сто нашел Пскову и не слишком новый мост (точнее, гать) из стволов деревьев.
После гати было заметно некое полузаросшее продолжение дороги, вполне проходимое пешком, но никаких следов тяжелой техники видно не было. Очевидно, дорогу расчистили рыбаки, приехавшие на квадрацикле с бензопилой. Вела она, судя по Генштабу-250, в сторону озера Островитного, откуда существует пока-что единственная проезжая для вездеходов дорога к западному берегу озера Псковянского. Ну что же - теперь одной дорогой больше!
Я же вернулся к своему маршруту. Вот тут надо свернуть налево по тропинке, там будет висеть желтая жестянка из-под "Невского" - там тропа к броду через Сёлкинкую речку и дальше - к Псковянскому. По ней я планировал возвращаться.
Ну а сейчас же пошел напролом искать ту самую, "странную дорогу". Вскоре я уже шел по ней.
Разумеется, это была та самая "моя" дорога из Сёлкина в Княжицы. По лесу она еще вполне проходима, и все места были знакомыми, но вот когда она вышла в поля в окрестностях Сёлкина, начался "экстрим". Странно - я ведь всего года четыре назад ехал по ней на груженом велосипеде!
Идти по ней - меньше километра, и точка на навигатора (за номером 09) была метрах в 400, но я все же умудрился заблудиться. Слишком много воды, и на броде я свернул чуть вправо, выше по течению ручья, отошел от "дороги" всего-то метров на 15 и - потерял путь! Моя ошибка была в том, что я пошел "напрямую" - и попал в совершенно непотребный лабиринт из упавших деревьев на верховом болоте, из которого и тек этот самый ручеек. Постоянно приходилось забираться на очередной лежащий ствол, потом спрыгивать с него и - проваливаться выше колен в болотную жижу. Я попытался вернуться тем же путем - но стволы лежали все выше и выше, а жижа была все глубже и глубже. Тут уже было не до картинок - я спрятал фотик и смартфон с навигатором в рюкзак (чтобы не утопить) и, используя висящий на шее компас, пытался пробиваться на Север, к "дороге". Джунгли! Не зная местности и не имея компаса там очень легко можно пропасть и, испугавшись и потеряв веру, погибнуть. Что проще? У меня же получился совершенно классический "чертов круг" метров 200 в диаметре и я вышел на дорогу как раз у брода, где и сошел с нее, причем так закрутился, что после направился по "дороге" в противоположную сторону! Разумеется, сверившись по компасу, я пошел в нужную сторону и через 10 минут уже стоял на месте бывшего брода в верховьях Сёлкинской речки, там, где весной с Алексеем и Троем переходили ее по бобровой плотине.
Плотина и тогда уже была весьма ветхая, но весной на ней, по крайней мере, не было травы и были видны наиболее слабые места. Тут же все было заросшее, и с первого же шага левая нога провалилась между элементами конструкции полностью, много выше колена. Я как-то выбрался, вырезал длинный шест и, аккуратно ощупывая поверхность, все же вполне удачно переправился на противоположную сторону.
А вот и - искомая дорога. Кто сказал - "плохая"? Отличная дорога!
А когда тропа, изрядно попетляв по каким-то затопленным ложбинам, поднялась на песчаную горку, так и вообще была прекрасно видна. До истока Псковы оставалось меньше километра, и я весьма бодро двинулся вперед.
Однако я видел на карте скорое пересечение с мелиоративной канавой. Для чего она там? Я наделся. что это будет нечто заросшее и незначительное - перешагнешь и не заметишь. Канава же оказалась метра 4 шириной, а когда я палкой попробовал измерить глубину у берега, то оказалось, что там мне почти по пояс, причем дно илистое, и "по пояс" - вовсе даже не предел.
Возвращаться? Но это было бы бесчестьем. Можно было раздеться и перейти вброд, ну или уж - переплыть, перебросив рюкзачок на другую сторону, но что там, на другой стороне? Никакой тропы за канавой уже не наблюдалось. Я пошел вдоль нее и нашел довольно старое и чахлое бревно - ствол давно упавшего дерева, лежавший точно поперек канавы. Можно попробовать перейти, но выдержит ли? Тогда я достал нож и не торопясь вырезал два прочных длинных шеста, типа "ходуль". Опираясь ими о дно канавы, можно было перенести на них часть своего веса и несколько "разгрузить" ветхое бревно. Я воткнул ходули в дно и аккуратно сделал первый шаг - вроде выдержало! Я по очереди, сначала одну, потом другую, вытащил трехметровые ходули из ила, переставил из немного вперед и сделал еще один шаг. Опять выдержало!
Разумеется, случилось то, что должно было случиться - ровно посередине бревно сломалось, и я повис "над бездной" на своих "ходулях", но мне удалось как-то качнуться вперед и упасть в воду уже возле противоположного берега. Довольно глубоко! Как там выражался старшина Васков из фильма "А зори здесь тихие", по "это самое". С счастью, все ценное лежало в рюкзачке. Я достал уцелевший фотик и зафиксировал рухнувшую под моим весом конструкцию.
За канавой места мне были уже, в общем-то, знакомые, я задал точку на навигаторе, пошел напролом по прямой, и уже минут через 15 достиг нужного места, которое оказалось совсем не таким, каким я его помнил. От изумления я присел на какое-то упавшее дерево и отхлебнул из стратегического запаса.
Если так и дальше пойдет, то я и не знаю, как мне теперь отсюда выбираться. На всякий случай сделал видео-панораму этого зрелища.
Click to view
В общем, я решил не мудрить и просто пойти на Юг, по возможности стараясь найти русло реки и следовать ему. Тем более - время поджимало, был уже пятый час, скоро стемнеет, а людей здесь нет и не будет, судя по обилию нетронутых грибов и отсутствию человеческих следов.
Вскоре я услышал громкий шум падающей воды и поспешил туда - к реке. Оказалось, что весь этот потоп - результат совсем недавней деятельности бобров. Плотина была циклопическая - настоящий бобровый "днепрогэс", в качестве вертикальных опор были использованы стволы деревьев, в длинные участки снабжены контрфорсами - вот тебе и грызуны!
Была у меня шальная мысль перейти на другую сторону и пойти по "дороге", но я решил, что хватит на сегодня "водных процедур" - тем более что еще предстояло переходить Сёлкинскую речку по аналогичной плотине, и просто двинулся вниз по левому берегу. Вскоре я нашел заветную дорогу, которая так долго мне не давалась, и - брод. Причем если от дороги осталась лишь чахлая тропа, то вот брод вполне конкретно обозначал некогда проезжую большую дорогу. Я уже как-то писал, что характерный рельеф на бродах сохранятся столетиями, и самый надежный способ найти потерянную дорогу - это идти вдоль реки, пока не увидишь признаки брода.
Теперь все было просто - надо идти по тропе на Юг. И оказалось, что Сёлкинскую речку вовсе не нужно переходить по плотине - можно чуть ниже ее, там тропа по водной траве направлялась как раз к мыску, у которого эта плотина и начиналась. Глубина - примерно по колени, но к середине русла она ощутимо увеличивалась.
Я уж подумал - а не вернуться ли, и не пойти ли как раньше - по плотине. Оглянулся назад - но тропа с того берега была столь явная, что я решил идти вперед.
На "фарватере" глубина, очевидно, была значительной, но там была сделана прикольная конструкция - по обоим сторонам "фарватера" стояли два куста, в развилки которых была вставлена довольно прочная жердь, по которой и надлежало, проявив изрядную ловкость, переходить глубокое место.
Ну а там - надо было просто перепрыгнуть на довольно прочный левый край плотины и по нему выйти на берег. Так что если кто пойдет на Псковянское, знайте - надо пройти метра три по плотине, а потом спрыгнуть с нее и направиться к тем деревьям, что чуть выше и левее центра картинки, ну а дальше - по тропе. Ничего экстремального!
Я присел немного отдохнуть, и тут на броде появился человек! Мы оба изумленно воскликнули - "Во, человек!!!" Это был местный житель, Сергей, он возвращался с рыбалки, и рассказал, что ту плотину на Пскове бобры совсем недавно построили, испортив и дороги, и подход к озеру. Прошлым летом Сергей ее "распрудил", но в этом году бобры ее не просто починили, а даже сделали еще выше и монументальнее. Беда!
Мы с Сергеем, беседую и дегустируя мой стратегический запас, довольно быстро пришли в Княжицы, где попрощались, он отправился домой, я же, забрав велосипед и поблагодарив хозяев, отправился ночевать на озеро Глубокое, километрах в 5 от деревни, в красивом сосновом лесу. На краю деревни мне встретились местные грибники и очень удивились моему весьма потрепанному виду - кроссовки раскисшие, ноги разодранные в кровь, шорты мокрые и перепачканные болотным илом, да и сам я уже начинал дрожать от холода. Они спросили - "... откуда это я такой иду?" Я ответил - "... да со Псколян!" Они прониклись симпатией и налили мне стаканчик водки, чтобы я не замерз, не доехав до озера.
На Глубоком, на моей любимой стоянке, было чисто и не было рыбаков. Я помыл ноги, постирал носки и кроссовки и начал наконец замерзать. Пришлось одеть всю имеющуюся одежду и немного посидеть за столом, откушав копченой колбасы и запив ее остатками коньяка, после чего я успел поставить палатку до наступления темноты и лег спать.
Завтра предстояло просто вернуться домой. Это 15 километров по тяжелой песчаной лесной дороге до уже упомянутого недостроенного шоссе "Новоселье-Середка", потом по этому гравийному шоссе до Середки 12-13 километров, ну а от Середки - там до Пскова асфальт! И в половине четвертого я уже был дома.
следующий пост