Велопоездки на Псковянское, попытка девятая - Run Through The Jungle, апрель 2018 (начало)

May 04, 2018 11:44

предыдущий пост

Для "девятой попытки" пройти по вершине Лужской Возвышенности оставалось не так уж много неисследованных мест, и я решил в эту экспедицию выполнить сразу две задачи - найти обозначенную на Генштабе-250 дорогу от озера Островитного до урочища Высоковского и дальше, при возможности, все же повторить финальную часть апрельского маршрута 2014 года, когда я сделал неправильную привязку к местности и серьезно заблудился в джунглях, на всю ночь! Сейчас, после второй попытки броска по дебрям, я уже не понимаю, как же я там прошел ночью с груженым велосипедом - в свете полученного за последние годы опыта это уже представляется мне совершенно невозможным! Впрочем, Бог любит смелых. Да и чудеса все еще происходят - ничем иным события пасхальной ночи 2014 я объяснить не могу.

В этот раз мы отправились дружной боевой командой - Алексей, я и Трой. В первый день планировали несколько отдохнуть, и просто докатить от станции Новоселье до озера Островитного, где и поставить лагерь на два дня, а затем искупаться в озере и посидеть у костра вечером. Там недалеко, километров 40 (без асфальта), и около 4 часов пополудни уже были на месте.




Программа первого дня удалась на славу - даже начавшийся вечером дождь не сумел ее испортить. Вода в Островитном оказалась, несмотря на то, что только неделю назад сошел лед, относительно теплой. Хотя озера там, надо сказать, довольно холодные в течение лета. Впрочем, Трой нашего энтузиазма не разделил, и сколько мы его ни звали, купаться так и не пошел, только жалобно скулил. Наверное, от стыда за свое малодушие...



А утром проснулись в тумане и часов в 10 отправились в путь пешком, оставив на стоянке все как есть - чтобы вечером не тратить силы. Расчетный пробег составлял 35-39 километров, а это, вообще говоря, много для тамошних реальных джунглей.

Поначалу дорога была известна. Ее фрагмент, первые километра три, уцелел, но вот дальше с нее шла новая "отворотка" на западный берег Псковянского (выражаю благодарность коллеге bokomarus, который в свое время нанес ее на карту), а сама же дорога дальше на спутниковых снимках никак не проявлялась. Единственная надежда наша была на то, что весной еще не выросла трава, и еще видны колеи. Уж что-что, а колеи-то на наших русских дорогах, как правило, весьма фундаментальные, и даже само время бессильно против них.

Но тут уже и колеи исчезли на каком-то странном урочище Пустынки (так на карте), видимо, почва вязкая и они просто заплыли. Пришлось доставать компас (самый надежный навигационный девайс) и идти дальше по азимуту.



Дальше по лесу, разумеется, нашлись и почти незаметные колеи, но тут нам сильно помогли местные дикие животные, которые, как это ни странно, вовсю пользуются "человеческими" дорогами в собственных интересах, и, даже если дорога заросла или же заболотилась, то ее можно, при должном навыке, отыскать по звериным следам.



А нас звериные следы привели на урочище со следами бывшего там поселения - я видел камни, оставшиеся от фундамента. По топографической карте все пока что совпадало с реальностью, и даже дорогу уходящую с существовавшего некогда поля в лес, можно было разглядеть. Однако поселение никак не отражено на карте, даже и как урочище. Видимо, ликвидировано оно очень давно.



Место это, кстати, совсем рядом с малодоступным северным берегом Псковянского, и, поскольку там песчаный холм, то и берег не заболочен. Однако, как выяснилось, вода в озере поднята чуть ли не на метр. Видимо, это последствия бобровой гидротехники, которую я уже описывал осенью (смотрите предыдущий пост).



Теперь предстояло самое интересное - перейти вброд Пскову на ее участке между озерами Высоковским и Псковянским. На карте был указан брод, так ведь там и дорога указана, но ее же фактически нет! По меткам на карте мы быстро добрались до реки и увидели такую вот печальную картину на месте брода.



Все было затоплено, а вокруг валялись стволы деревьев со следами бобровых зубов. Кстати, все немногочисленные местные жители в один голос уверяют, что бобры - животные вредные, и неплохо было бы их "терминировать". Стоит это дело всего 60 рублей за экземпляр - такова цена охотничьей лицензии на бобра. Да только вот охотников-то почти и не осталось.

Хотя для наших целей от бобров иногда даже польза есть - по плотинам можно, при должной сноровке, реки переходить! Вот и сейчас мы, немного поползав по берегу, нашли основание старой давно заброшенной плотины. Новая (и не одна) построены ниже по течению, потому никакого перепада уровней на ней нет, слева и справа глубина одинакова, метра по полтора.



Тут страшно упасть в воду не потому, что промокнешь - и так промокли уже - а потому, что погубишь смартфон, в котором у меня "нафигатор", а без него отсюда выбраться будет весьма проблемно - даже местные уроженцы порой пропадают в тех местах. Потому мы не торопясь вырезали жерди метра по два с половиной и, опираясь ими о дно, по очереди пошлепали по плотине.



Типа "экстремальный туризм"...



Но настоящий "экстрим", как ни странно, начался дальше. А виной всему Министерство Обороны, крайне безалаберно относящееся к составлению топографических карт (хотя, может быть, имеет место сознательная дезинформация потенциального противника...). То, что дороги нет - вполне извинительно, ибо дороги в джунглях недолговечны, но вот грубый "косяк" в топологии едва не заставил нас вернуться обратно.

После брода дорога поднялась на холм и потерялась уже окончательно. Более того - вокруг холма было везде непроходимое болото, и, идя по берегу, мы поняли, что просто тупо поворачиваем обратно. А это - очень неприятный момент...

Сами смотрите, вот фактический трек первого этапа исследования



Пришлось возвращаться чуть ли не обратно на брод и снова внимательно идти по меткам. Надо заметить, что верхушка Лужской Возвышенности представляет из себя огромную глиняную чашу, заполненную водой, из которой торчат невысокие холмы-острова. И нам нужно было попасть именно что на следующий остров. На том месте, где когда-то проходила дорога, все было почти точно так же, как и везде, за одним исключением - оно не было завалено деревьями. Там мы и пошли - через единственное проходимое место. Глубина - выше колен, но дно достаточно твердое - дорога же!



Ну а дальше, при подъеме на Высоковское, вновь стали заметны колеи, сама дорога пошла круто вверх, и вскоре "джунгли" сменились "саванной". Видите старый белый православный крест на вершине, прямо в центре? Это - малодоступное в наши дни урочище Высоковское. Первая задача - выполнена!



Теперь предстояла вторая. Наверное, более сложная. Более мистическая, что ли. Мы двинулись на север, присматривая место для отдыха и ланча.



следующий пост

высоковское, высоково, пскова, псковянское, лужская возвышенность, островитное

Previous post Next post
Up