предыдущий пост Ночью пошел дождь... Так то вроде и радоваться надо концу жары, но тут, в долина возле Куэльпорра, и так уже было не жарко. Когда я утром выполз из палатки и посмотрел вокруг, понял, что поход на Северный Чоргорр точно уж теряет актуальность - гора Путеличорр (Хребет Пришельца на языке саами) до самой середины оказалась закрыта плотными облаками. Значит - как Славик вчера и сказал, надо двигаться налегке вниз по реке Кунийок, "на разведку". В общем - можно и не торопиться, от моей стоянки до озера Гольцового километров шесть, вариант extra-ligh...
Прогулочный Маршрут
Дорога по горной тайге оказалась вполне приличной! Правда, фотик слегка отсырел за ночь и наотрез отказывался фокусировать на "дальней зоне". Но это - временно, скоро просохнет и заработает. Если, конечно, не будет дождя.
Да и погода вроде стала налаживаться. Скоро уже я форсировал брод через устье речки Партом-йок, которая, как я знал, вытекала из ущелья, по которому проходил весьма доступный для ленивых туристов вроде меня перевал под названием Умбозерский.
За речкой тайга неожиданно оказалась вырубленной метров по сотне с обоих сторон дороги, причем все стволы лежали на земле, и даже ветки не были отпилены. Я так и не понял, что это такое и почему. Зачем было тратить столько сил на вырубку? Причем, судя по состоянию древесины, не так уж и давно, лет 70 назад. Или = это не вырубки, а какой-то природный катаклизм?
К сожалению, тайна эта так и осталась не раскрытой, а я вскоре уже подкатывал к первому озеру - "Щучьему".
Дорога весело бежала по ровному сухому берегу, как вдруг "на акватории", и довольно далеко, я увидел торчащий из воды джип, погруженный по самые окна, и несколько человек возле него копошились с какими-то жердями и бревнами. Чего они там делают? Я поехал дальше, но дорога заметно ухудшилась и уперлась в болото, на котором видна была сарая колея, но - доверия не внушала. Я посмотрел в навигатор и вспомнил, что вчера Славик мне вчера говорил про какой-то "очень простой брод между Щучьим и Гольцовым". Я заглянул в карту -
По ходу дела нет тут никакого брода! Я покрутился по тропинкам, все они либо заканчивались тупиками, либо упирались в реку Куни-йок, которая выглядела, мягко говоря, сложно проходимой вброд.
Я обратился к какой-то компании в лесу и поинтересовался, что это там джип в озере делает. Сказали - застрял! И ничем его не вытащить теперь... А зачем он в озеро-то поехал? - удивился я. Но они удивились еще больше - как это зачем, так ведь дорога на Гольцовое проходит по западному "шельфу" озера Щучьего, ну то есть по дну!
Во дела... Ладно, я решил пойти помочь господам джиперам, чем смогу. Вблизи, разумеется, не фотографировал из соображений гуманизма.
Кроме заезжих из более южного региона моей страны джиперов, там теперь появился еще и местный высокий красивый дед, похожий на меня, с "буханкой" и бензопилой. Он спилил несколько деревьев и теперь раскраивал из на какие-то ровные бревнышки и столбики, а джиперы их у него забирали и, барахтаясь по пояс в воде, пытались "поддомкратить" свой джип и поставить его на деревянные опоры, которые готовил для них дед. Более чем странное занятие!
А на минутку отвлек деда от его важного занятия и спросил про дорогу дальше на север, но он сразу сказал, что я непременно увязну в болотах покруче этих вот джиперов, и посетовал Бога не искушать. Ценная мысль! А что, отец, - спросил я - как ты думаешь, а вот по старой дороге через тайгу в Умбу я пройду с велосипедом? На что ответил, что, если постараюсь, то разумеется пройду, но все же там лучше идти не с севера на юг, а наоборот, потому что с севера, со стороны Хибин, дорога имеет десятки развилок, которые просто нужно знать заранее, и если где-то свернуть не туда, то можно попасть в глухие тупики и поиметь серьезные неприятности. Ну или, как я мысленно интерпретировал термин "серьезные неприятности" - "увлекательные приключения". Какая между ними разница, как думаете?
В общем,дед меня ни в чем не убедил, кроме того, что на север по болотам мне точно не пройти. Неужто - в Дальние Зеленцы и Порчниху по трассе? Ладно, видно будет! А поскольку времени еще - только за полдень, и решил махнуть на "попсовый" перевал Умбозерской, по которому даже дорога проходит, правда - "геологическая". Быстро нашел отворотку в нужную сторону и тронулся на восток, вверх.
Разумеется, пихать вверх на лисапеде по такой дороге - дело гиблое, и я решил оставить его в кустах. Нашел пару приметных деревьев повыше, запихал между ними лисапед, пристегнул и оставил ключи в сумке, чтоб не потерять. Ну и - вверх!
Совсем скоро появилась речка Партом-йок, и даже с руинами моста.
Дальше дорога пойдет вверх по реке, несколько раз перебегая с одного берега на другой, но опять же - можно ноги не мочить и пойти по тропинке над правым берегом. Дорога - она для машин! Хороших машин...
Если внимательно посмотреть на "крайнее" фото, можно увидеть весьма крупный пенек, нехарактерный для тех мест. Это - останки телефонного столба. Или - телеграфного. Так что дорога куда-то конкретно шла, надо наверное в архивах ФСБ-КГБ-НКВД смотреть, что там было раньше. Ну а когда и кустарник закончился, и речка под камни ушла, то дорога и тропинка воссоединились уже в горной тундре.
Благословенное Дыхание Шамбалы
Надо сказать, как-то у меня стало меняться настроение по мере подъема. Вроде и усталость прошла, и душевная подавленность исчезала мало помалу. Да и вокруг - так хорошо, и ручьи с гор бегут, и водопады журчат, и народу нет никого...
А тут еще вот такую каменную реку, с вершины бегущую, увидел. Причем - это не русло обычной, "водной" реки - она вся из курумника с острыми гранями, не сточенными водой, она изначально была сухая! какая же сила продвинула эти глыбы километра на два с лишним с горы в долину, кто соображает в геологии - поясните в комментариях! Эх жаль сфоткать по настоящему не получилось - слишком сложный объект для моего фотика. Или просто - для такого горе-фотографа как я...
Тундра.... Тундра!!!
Короче - началась эйфория! Хотелось бегать, кататься кубарем, и, встав на четвереньки, пить воду из горных речек. Разумеется, все это было с удовольствием проделано.
Между там ущелье постепенно смыкалось, становясь все уже и уже по мере подъема.
Теперь поднапрячься, все вверх и вверх!
Ну и - последний рывок! Как будто в Новый Мир...
Как там хорошо, наверху! И несколько озер с вкуснейшей водой, не то что вчера на Южном Рисчорре.
Да и скалы наверху просто прекрасные!
Тут мне не хватает слов, чтобы передать мои ощущения - свобода и полная, как сказать, "перезагрузка", обретение смысла в до того момента пустом биологическом существовании. У меня просто дух захватило, я присел отдохнуть, спрятавшись от ветра вот за этим вот камнем, и понял наконец - так вот же оно, дыхание Шамбалы, которое я уже четвертый день ищу в этих диких горах.
Путь Домой
И сразу стала ясен дальнейший путь. Разумеется, теперь я пойду через тайгу к Белому морю - чего мне бояться теперь??? И черные скалы вокруг смотрели уже не строго и пугающе, а дружелюбно и, как мне показалось, с некоторым снисхождением к моей незначительности.
Я почти бежал обратно, как на крыльях, и незаметно проскочил эту красивую долину, хотя вроде собирался наделать фотографий. Ну да - не в последний же раз!
И тут произошел курьез. Переправившись через речку возле руин моста, я пошел по знакомой вроде лесной дороге, высматривая велосипед, но вскоре вышел на вырубки, так его и не увидев. Да и следов велосипеда что-то не наблюдалось. Вышел я на "большак" и там увидел свои следы - оказывается, на спуске я свернул не на ту отворотку на одной из развилок и вышел на пару километров южнее! Я тогда эту ситуацию вообще никак не отметил в голове - просто по следам нашел свой велосипед, забрал и поехал домой. Но вот после я еще вспомню об этом.
Пока же я прикатил на Куэльпорр в самом прекрасном расположении духа, по пути заглянул к строящейся там часовне, потом сбегал к палатке, взял с собой весь запас напитка и кое-что из продуктов и отправился "тусоваться" на территорию спасательной станции.
Там меня увидел Славик, поинтересовался результатами разведки и похвалил за решение не идти на север от озера Гольцового. Ну а в свою очередь спросил его про дорогу через тайгу к Белому Морю. Славик сказал, что дорога проходима, но с северной очень запутана всякими левыми отворотками (это я уже знал...), однако если навигатор имеется - то пройду.
И тут я задал глупый вопрос - а если я там потеряюсь, то меня найдут??? Славик посмеялся - да кто тебя станет искать? Ну так, по предполагаемому маршруту может и пройдут, "для галочки", а вот чтоб всерьез искать??? Я искренне возмутился - и это говоришь мне ты, майор МЧС??? Теперь уже возмутился Славик - какой я тебе нахер майор, я подполковник!!!
Но потом успокоил - не ссы, если ты не пройдешь, так кто вообще пройдет?
ПРОДОЛЖЕНИЕ