На велосипеде по Кольскому Полуострову, 9 августа 2022 - Десятый День - Ловозерские Тундры

Oct 03, 2022 18:48

предыдущий пост

Читал в какой-то итальянской книжке, как старый крестьянин, ностальгируя о былых временах, рассказывал, что при Муссолини поезда ходили настолько точно по расписанию, что их можно было использовать вместо часов. Ну и - вместо будильников.... Часы у меня были, и даже с будильником, однако и в Ловозерских тундрах тоже ходят поезда! И даже на электрической тяге. Надо только расписание выучить, если, конечно, оно существует...






Вот, кстати, эта железная дорога крупным планом, фото сделано в 2014 году. Известно же, что Железная Дорога есть воплощение некоего, простите мою латынь, "архетипа" - фронтир цивилизации перед первобытным хаосом.





Посетитель Музея - 2.0

Конечно, в музей надо было попасть еще вчера, так как запланированная прогулка на Перевал Геологов, вообще говоря, займет целый день. Я помню, как в 2017 уже после обеда отправился туда, но дошел только до вершины Аллуйав, и заняло это тогда четыре, что ли, часа. И это - только в одну сторону...

Но музей пропустить никак нельзя! Я ведь вообще впервые в жизни был в "ведомственном" музее, принадлежащим частному (с некоторых пор) предприятию - Ловозерском ГОКу. Дверь оказалась запертой, но я позвонил (а в качестве звонка там установлен промышленный "колокол громкого боя" модели КЛП-220(Н)...), и Татьяна вышла меня встречать.

В фойе в качестве доминирующего элемента декора - каркас самолетного крыла!





Из наиболее ценных и древних артефактов в музее экспонируется поморский поклонный крест XVIII века и той же эпохи саамская вежа.





Вежа, зимнее жилище саами, была аккуратно разобрана по бревнышку и снова собрана уже в выставочном зале. Выглядит несколько более аутентично, чем такая же в музее села Ловозеро





Татьяна сказала, что в веже все подлинное, включая мох для заделки щелей, единственное, чем пренебрегли - это пол. На самом деле пол в вежах земляной, саами устилали его ветками, и вообще жили они достаточно чисто и опрятно. Тут же на полу лежали доски. Но - поразительно! - внутри вкусно пахло закопченным деревом, как будто еще вчера только в очаге горел огонь.





Само собой, я начал расспрашивать про саами. Оказалось, Татьяна человек не посторонний - у нее муж саами, только он ростом с меня и зеленоглазый блондин... Что же касается языка - то он все же живет. Не хватает, конечно, научного описания грамматики кильдинского диалекта, женщина-филолог из местных, не помню ее имени, не успела закончить работу, а специалистов в этой области лингвистики очень мало. Но, как уверяла меня Татьяна, кириллический алфавит с добавлением 10 дополнительных знаков достаточно адекватно передает фонетику кильдинского диалекта, спросила - слышал ли я песни в исполнении Павлы Коньковой (разумеется!..), записанные лет 40 назад, и предложила прислушаться и попробовать записать русскими буквами - все должно получиться!

Разумеется я не мог не спросить про самого известного жителя Ревды, поэта Аскольда Бажанова, скончавшегося лет десять назад. Татьяна была с ним знакома, и сообщила, что Аскольд Алексеевич всегда страдал от того, что не знал родного языка. Писал же он, как всем известно, на русском. Я поинтересовался - "а вот Аскольд - псевдоним?". Оказалось, что нет, хотя его родители и были простые оленеводы из далекого села, ныне не существующего после затопления водохранилища Верхнетуломской ГЭС. Но, очевидно, люди были вполне грамотные, раз дали сыну такое даже не столько скандинавское, сколько совершенно "книжное" имя. По этом поводу Татьяна сказала, что саами вообще любили "книжные" имена, и среди них немало не только Аскольдов, но и Арнольдов и даже, простите, Адольфов...

Потом Татьяна ушла куда-то к себе, я же продолжил осматривать уже "индустриальную" часть экспозиции.

Телефонный аппарат шахтный ТАШ-1319. Видел такой вполне рабочий в мастерской байкерского клуба "Позитивная Механика" недалеко от Пскова. Даже просил байкеров продать мне или на что-либо актуальное выменять - не согласились! Но что самое удивительное - модель выпускается до сих пор в абсолютно неизменном виде! И стоит на сайте изготовителя 40 с чем-то тысяч рублей! Может работать в условиях шума, влаги, пыли и в среде взрывоопасных газов. Весит - 5 с чем-то кило! Вещь!!!





А вот еще "артефакт", советский видеомагнитофон ЛОМО ВМ-403. Не знаю уж какое он имеет отношения к Горно-Обогатительному Комбинату, разве что "маркирует" высокие стандарты жизни его работников. Кстати сказать, разработан он в конце 70-х и превосходил по качеству уже существовавший стандарт VHS даже не "на голову", а на две головы - разложение на 430 строк (вместо 230 у VHS) плюс за счет высокой линейной скорости ленты позволял записывать звуковое сопровождение в hi-fi качестве. Кто помнит древние "видаки" - помнит и их ужасную картинку и совершенно отвратительный звук. Интересно было бы его включить, сравнить...





Весил этот чудесный агрегат 40 кило, а сколько стоил - везде стыдливо молчат. Ну а через пару лет Sony зафигачила на рынок свой Betacam, надолго захватив "профессиональный" сегмент и оставив "ширнармассам" дерьмо от фирмы JVC под названием VHS. А наше чудо техники превратилось в музейный экспонат...

Вообще очень хороший музей, рекомендую всем! Но у меня было очень мало времени, часам к 12 я выбрался наружу и, немного подумав, пристегнул велосипед к пушке. Пусть думают, что это тоже - экспонат. Подумав еще немного, я достал из кармана ключи (от велосипеда и квартиры) и положил их в велосипедную сумку. Вряд ли тут кто сворует, а вот если потеряю ключи в тундрах - будет совсем не смешно.

Ну и заодно сфотографировал казенную часть орудия, где отчетливо видна и конструкция "поршневого" затвора, и серийный номер вкупе с годом выпуска и клеймом производителя.









Северный Цирк

Пока сбегал в Пятерочку за соком, пока то де се - уже час дня!!! Но вроде как погода налаживалась, и я, раздвинув горные палки, приготовился к нудным 15 километрам подъема по серпантинам на высоту где-то 1100 метров. Конечно, после дикой Монче-тундры идти по дороге, пусть даже и "геологической", для внедорожников - просто развлечение. Дорога как-то совсем быстро, за 15 минут, вышла из леска в настоящую тундру.





Белые грибы огромного размера под ногами росли...





А за чахлыми кустиками на западе синели громады Хибин. Хибины отовсюды видны!





Скоро открылся вид на рудник. Где-то на берегу стоит моя палатка...





Иам наверху, конечно, хорошо, но весьма холодно, особенно после отметки 700 метров, ниже еще и снег не растаял полностью, но южные склоны сухие и ровные. И Ревда уже очень далеко...





А вот и Второй Цирк Раслака, с вечными снегами на его "арене", из которой вытекает ручей Раслака. Интересно, какой высоты его склоны? Мне нужно пройти на самый верх, именно там, на узкой перемычке между двумя обрывами, и находится знаменитый Перевал Геологов.





Вроде рядом совсем! Возникает великий соблазн пойти "напрямик", но гладкость поверхности обманчива, и лучше идти по геологической дороге, огибая огромные тундровые куполы.





Только часа через полтора я поднялся на верхний "ярус" этого циклопического "цирка. Ветер, как всегда, валил с ног, но хоть без дождя и без облаков, которые редко покидают эту вершину.





Тут, наверное, лучше один раз увидеть, что сто раз прочитать. Надо бы мне фотик получше купить - может, скинетесь, читатели?













Ну, в общем, как-то так... Только страшно к краю подходить - тут тебе сразу и акарофобия, и нецензурно сильный ветер, запросто закружит голову и сдует в пропасть!





А так-то интересно, заглянуть в пропасть сквозь щель!





Перевал Геологов

Собственно, Перевал Геологов, как говорят - часть старой дороги напрямик через тундры к южному берегу Умбозера. Сам перевал - узкая (около 100 метров шириной) перемычка, проходящая над пропастью и соединяющая вершины Аллуайв и Кедыквырпахк, обе где-то по 1100 метров. Хороший туристический аттракцион, и я попал на аншлаг.

Вот это вид с севера на юг, с Кедыквырпахк на Аллуайв





А это - наоборот, с юга на север, с Аллуайв на Кедыквырпахк





Как однако бегло я научился произносить сложные саамские названия! Аллуайв означает "высокая вершина", а Кедыквырпахк - "гора, с которой падают камни".

Вообще-то камни с нее, видать, и правда частенько падают... Но люди вообще ничего не боятся. Особенно - дети!





Господа туристы на меня с восхищением смотрели - я был одет в шорты и ветровку, а они - в пуховиках, шарфах и вязаных шапках! С одной компанией столичных джиперов я даже познакомился, разговорился с их девушками и они сказали, что смогут (если я конечно соглашусь...) подкинуть меня вниз на какой-либо из своих машин.





Правда, они сами шли пешком, нужно было "налегке" добраться по камням на вершину Аллуайв, от которой начинается вменяемый серпантин и можно будет уже всем вместе ехать на машинах, а не только водителям. Вот - скала на вершине Аллуайв, очень характерный пик-"останец" на почти совершенно плоской вершине.





Ну и напоследок - вид на Умбозеро и Хибины с Перевала Геологов





Возвращение в Теплый Мир

С комфортом, в тепле, угощенный "Бальзамом Карельским" (для согрева...) в шестом часу вечера я прибыл в относительно комфортный по температуре мир - в поселок Ревда, отстегнул от пушки свой велосипед и решил было покататься по городу, но как-то голова переполнилась впечатлениями, и я лишь заглянул посмотреть памятник - британский истребитель Харрикейн, на котором воевали советские летчики. Как там в "Оркской Песне" Михаила Елизарова - "На закорках своих быстрокрылых химер Краснозвездные наши летели назгулы"





Возле памятника - стенд с копиями различный публикаций про истребитель Харрикейн, причем - полный плюрализм мнений! От "лучший истребитель Второй Мировой" до "уступал всем аналогичным машинам". Ну - наверное, это нормально. Народ сам разберется!

А мне пора бы и домой, то есть - в палатку возле рудника, отдыхать. Вот он, Второй Цирк Раслака, с дороги на Ильму.





Как-то я совсем промерз за этот день. Да тут еще из ущелья ветер нещадно сифонил, так что я уже в палатке ждал, когда наконец доварится ужин, а после уснул как убитый, толком не обдумав дальнейшие планы. Засветло еще уснул...





Если кому интересно - читайте Продолжение

кольский полуостров, ловозерские тундры, ревда, ловозерская тундра

Previous post Next post
Up