Родитель Ребенок Взрослый Ещё кое-что
оттуда для раздумий. Кому это интересно.
"Пиаже, основываясь на тщательных наблюдениях за младенцами и детьми раннего возраста, полагает, что усвоение причинно-следственных связей (что за чем следует) начинается в первые месяцы жизни и завершается к концу второго года жизни. ...
Можно сделать определенный вывод: именно, что в ранней стадии жизни, иногда в первые месяцы, а иногда позже, часто создается центральная эмоциональная установка. Установлено, что к этой сложившейся в раннем возрасте центральной эмоциональной установке человек имеет тенденцию возвращаться до конца своих дней. Это, в свою очередь, может составить как главную защиту, так и главное уязвимое место его жизни. ...
Хотя ранние переживания, достигшие кульминации в установке, нельзя стереть, я уверен, что ранние установки можно изменить.
Однажды принятое решение может быть пересмотрено.
В транзактном анализе выделяются четыре жизненные установки относительно себя и других, которых может придерживаться личность:
1. Я не в порядке, вы в порядке.
Ребенку недостает багажа и опыта, необходимого для формирования точного представления о самом себе, так что его единственным ориентиром является реакция других на него. Оснований усомниться в этих оценках немного, во всяком случае, ребенок слишком беспомощен, чтобы возражать или протестовать.
Он пассивно принимает суждения, которые первоначально передаются путем эмпатии, а также словами, жестами и действиями...таким образом, отношение к себе, усвоенное в раннем возрасте, навсегда сохраняется в личности наряду с некоторым допускаемым влиянием экстраординарных обстоятельств окружения и изменениями благодаря более позднему опыту.
При первой установке личность ощущает себя во власти других.
Она чувствует громадную потребность в поглаживании или одобрении, которое является психологическим вариантом полученных в детстве физических прикосновений.
Такая установка небезнадежна, поскольку имеется, пусть и непостоянный, источник поглаживаний:
Вы - о'кей.
Взрослому есть о чем заботиться: что делать, чтобы заслужить ласку или одобрение?
Имеются два пути, посредством которых люди могут пытаться изжить эту установку.
Первый путь состоит в пересмотре жизненного сценария, в основе которого лежит признание неблагополучия.
Этот сценарий, который неосознанно зафиксирован Дитя, может спровоцировать стремление к самоизоляции, потому что жить среди благополучных людей невыносимо.
В этом случае человек может искать поглаживаний, погрузившись в детальную разработку иллюзорного мира под девизами "Вот если бы..." и "Когда я...".
Или же жизненный сценарий может порождать такие формы поведения, которые другие люди порицают, лишний раз подтверждая мнение "Я не в порядке".
Так появляется на свет "несносный мальчишка".
"Вы говорите - я плохой, так я и буду плохим!"
И он станет кулаками прокладывать себе путь по жизни, утверждаясь в том единственном убеждении, на которое всегда можно положиться:
"Я не в порядке - вы в порядке".
И хотя таким образом достигается некоторая целостность внутреннего мира, этот путь, окрашенный унижением, ведет к отчаянию.
В итоге эта установка приводит либо к конформному отказу от себя, либо к самоубийству.
Более распространенный способ преодолеть эту установку - создание (также неосознанное) контрсценария, позаимствовав у Родителя ключевую идею:
"Ты можешь быть о'кей, если...".
Такой человек ищет общения с теми, у кого сильный Родитель, поскольку нуждается в ощутимых поглаживаниях, а чем сильнее Родитель, тем существенней поглаживания.
(Сигнал "о'кей" можно получить только от того, кто сам "о'кей", а Родитель благополучен изначально.)
Этот человек жаждет соответствовать требованиям других.
"Наши лучшие люди" нередко занимают это свое положение благодаря тому, что стремятся именно таким образом снискать поощрения.
Они, однако, обречены всю жизнь карабкаться по горному склону: покорив одну вершину, они вдруг обнаруживают, что перед ними громоздится новая?..
Ощущение собственного неблагополучия водит пером при написании жизненного сценария; контрсценарий рождается из ощущения "Вы - о'кей (и я хочу быть таким же)".
Но ни тот, ни другой не приносят счастья и сознания собственной значимости, поскольку основная жизненная установка неизменна: "Что бы я ни делал, я все равно не в порядке".
После того как установка обнаружена и подверглась изменению, достижения и навыки, приобретенные на основе контрсценария, могут служить для построения нового осознанного плана жизни под руководством Взрослого.
2. Я не в порядке, вы не в порядке.
Если еще в раннем возрасте все дети приходят к заключению "Я не в порядке - вы в порядке", то откуда возникает другая установка: "Я не в порядке и вы тоже"?Что приводит к изменению взгляда на благополучие других?
Что происходит с источником поглаживания?
К концу первого года жизни с ребенком происходит нечто очень важное.
Он научается ходить, не нуждаясь при этом в поддержке.
Если мать не склонна дарить поглаживания, если она в течение первого года занималась с ребенком лишь в силу необходимости, в таком случае освоение навыка ходьбы означает для ребенка конец младенчества.
Поглаживания резко ослабевают.
А по мере того, как ребенок начинает вылезать из кроватки и, не находясь ни минуты в покое, всюду сует свой нос, наказания становятся все более строгими и частыми.
Да и самопроизвольные ушибы и травмы случаются все чаще, потому что способность к самостоятельному передвижению побуждает к попыткам преодолеть все новые препятствия.
Жизнь, обеспеченная в течение первого года известными удобствами, лишается их.
Ласки больше нет.
Если ощущение отверженности не смягчается на протяжении второго года жизни, ребенок заключает: "Я не в порядке - вы не в порядке".
В этой ситуации тормозится развитие Взрослого, так как его ведущая функция - добывание поглаживаний - блокирована отсутствием источника поглаживаний.
Человек в таком положении опускает руки.
Ему не на что надеяться.
Он просто плывет по течению и в крайнем случае может в конце концов в состоянии глубокой самоизоляции оказаться в психиатрической клинике.
Его поведение деградирует, и верх берет стремление вернуться к стилю жизни младенца, когда он получал единственные знакомые ему виды поглаживания - уход и кормление.
Трудно представить человека, который прожил бы жизнь, не получая поглаживаний.
Даже если мать была равнодушна к ребенку, как правило, находились заботливые люди, так или иначе дарившие ему ласку.
Однако, если жизненная установка принята, то любые события избирательно интерпретируются в ее поддержку.
Сделав вывод "Вы не в порядке", человек распространяет его на всех других людей и тем самым отвергает их поглаживания, которые на самом деле могут быть искренними.
Утвердившись в своем мнении, человек не позволяет жизненному опыту его разрушить.
Такова определяющая природа установки.
Кроме того, исповедуя эту установку, личность исключает своего Взрослого из взаимодействия с другими людьми.
Поэтому даже в процессе психотерапии до Взрослого не так легко добраться, особенно если принять во внимание, что ярлык "Вы не в порядке" навешивается и на психотерапевта.
3. Я в порядке, вы не в порядке.
Если ребенок довольно долгое время испытывает суровое отношение со стороны родителей, которых он изначально считал благополучными, его жизненная установка примет еще одну, третью, криминальную форму: "Я - о'кей, а вы - нет".Элемент благополучия здесь присутствует, но откуда он взялся?
Где находится источник поглаживания, если "вы не в порядке"?
Это трудный вопрос.
Особенно если принять во внимание, что данная установка формируется на втором-третьем году жизни.
Если двухлетний малыш решает: "Я - о'кей", означает ли это, что его благополучие - результат "самопоглаживания", и если это так, то каким же образом ребенок его осуществляет?
Я полагаю, его самопоглаживание появляется тогда, когда маленький человек пытается залечить раны, нанесенные родителями своему "забитому ребенку".
Этого ребенка бьют так жестоко, что кости трещат.
Каждый, кого избивали до переломов и кровавых синяков, знает, что такое сильная боль.
Обычными для забитых детей являются сломанные ребра, отбитые почки, переломы лицевых костей.
Как же должен чувствовать себя малыш, которому каждый вздох причиняет немыслимые страдания из-за поломанных ребер, которого мучает головная боль из-за ушибов и кровоизлияний?
А ведь каждый час в нашей стране пять малышей получают увечья от рук собственных родителей!
Думаю, что ощущение благополучия приходит к такому ребенку тогда, когда его оставляют в покое и дают возможность "зализать раны".
Именно в этом положении обстановка, в которой он находится, наиболее контрастна той боли, которую он испытал.
Он чувствует: "Оставьте меня, и мне станет хорошо.
Со мной все в порядке".
При появлении родителей он приходит в ужас.
"Вы снова будете меня бить!
Вы плохие!
Я - о'кей, а вы - нет".
Истории многих преступников-психопатов, исповедовавших эту позицию, изобилуют примерами перенесенной в детстве жестокости.
Такой малыш пережил жестокость.
Но он все-таки выжил.
То, что произошло с ним, может случиться опять.
"Я выжил, и я выживу."
Он не сдается.
Подрастая, он начинает давать сдачи.
Он испытал на себе жестокость и знает, как быть жестоким.
Он также имеет разрешение (данное его Родителем) быть грубым и жестоким.
Ненависть питает его, хотя он может научиться скрывать ее под маской дозированной вежливости.
Установка "Я в порядке - вы не в порядке" для такого ребенка является средством спасения своей жизни.
Трагедией и для него самого, и для общества является то, что он идет по жизни, не пытаясь заглянуть в себя.
Он не способен объективно оценить свою роль в том, что с ним происходит.
Вина - она всегда "чья-то".
"Это все они виноваты!" Такой позиции держатся неисправимые преступники.
Это люди "без совести", убежденные, что с ними все в порядке ив любых обстоятельствах вина ложится на кого-то другого.
Это состояние, названное когда-то "моральной тупостью", состоит в том, что человек отвергает любую информацию, свидетельствующую о благополучии других.
Психотерапевтическое лечение поэтому весьма затруднительно, поскольку на терапевта, как и на всех остальных, распространяется мнение "Вы не в порядке".
Крайним выражением этой позиции является убийство, которое сам убийца расценивает как оправданное.
Личность с установкой "Я в порядке - вы не в порядке" страдает от отсутствия поглаживаний.
Поглаживание хорошо настолько, насколько хорош дарящий его человек.
А хороших людей нет.
Поэтому нет и поглаживаний.
Человек может окружить себя подхалимами, которые станут его превозносить.
Но их поглаживания он не принимает на веру, так как знает, что сам их вызвал, и потому собственное поглаживание ему дороже.
Чем больше стараются льстецы, тем более они становятся неприятны, пока, наконец, не будут и вовсе изгнаны, а их место займут новые.
"Иди сюда, я тебе задам" - вот старая запись, с которой все начиналось.
4. Я в порядке, вы в порядке.
Есть и четвертая установка, на которую мы возлагаем наши надежды.
Это установка "Я - о'кей, вы - о'кей".
Между ней и тремя другими существует качественное отличие. Три первые установки - неосознанные, они возникают в самом раннем возрасте.
"Я не в порядке - вы в порядке" закладывается раньше других и преследует большинство людей на протяжении всей их жизни.
В особо тяжелых случаях эта позиция меняется на вторую либо третью.
К концу третьего года жизни какая-то одна из этих трех установок фиксируется каждым человеком.
Решение относительно принятия той или иной установки, вероятно, является одним из первых проявлений Взрослого в попытке постичь смысл жизни.
С этого момента можно предвидеть рассогласование стимулов и ощущений.
Установки принимаются на основании данных Родителя и Дитя.
Они рождаются из эмоций и мало подвержены влиянию поступающей извне информации, которая могла бы их изменить.
Четвертая установка - "Я - о'кей, вы - о'кей" - осознанная и словесно оформленная.
Она не только допускает принятие намного большего объема информации о себе и о других, но также включает и учет еще не пережитых ощущений, которые воплощены в понятиях философии и религии.
Три первые установки основаны на чувствах.
В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление к действию.
Три первые вопрошают: "Почему?", четвертая - "Почему бы и нет?"
Осознание благополучия не увязывается с личными переживаниями, поскольку мы можем возвыситься над ними в стремлении к высшей цели человечества.
Новая установка принимается не помимо нашей воли, а в результате сознательного решения.
В данном случае происходит переоценка нашего опыта.
Мы не могли бы принять четвертую установку, если бы не располагали гораздо большей информацией по сравнению с теми знаниями о внешних событиях, на основе которых в раннем возрасте формируются исходные установки.
Счастливы те дети, которым в первые годы жизни помогли осознать свое благополучие посредством многократного воспроизведения таких ситуаций, в которых они могли бы доказать себе собственную значимость и ценность других людей.
К сожалению, "Я не в порядке - вы в порядке" - это та установка, которая характерна как для преуспевающих, так и для неудачников.
Наиболее распространенный способ реализации этой установки - игра.
Я полагаю, что все игры ведут происхождение от простой детской игры "Мое лучше, чем твое", которую легко можно наблюдать в любой группе трехлетних малышей.
Эта игра разыгрывается ради мимолетного высвобождения из-под бремени неблагополучия.
Важно понимать, что значит для трехлетнего ребенка "Я не в порядке - вы в порядке".
"Я не в порядке" означает:
"Я всего два фута ростом, я беспомощен, беззащитен, я весь перепачкан, у меня ничего не получается, я неуклюж и не нахожу таких слов, чтоб вы поняли, что все это значит".
"Вы в порядке" означает:
"Ваш рост шесть футов, вы сильны и всегда правы, у вас на все есть ответ, вы властны над моей жизнью и смертью, вы можете меня ударить и причинить боль, - это все о'кей".
Любое облегчение такого несправедливого положения для ребенка приятно.
Когда ему достается самая большая порция мороженого, когда он первым протискивается в очередь, имеет возможность посмеяться над ошибками сестры, когда он дает подзатыльник младшему брату или пинок котенку, когда оказывается, что у него больше игрушек, чем у других, - все это приносит кратковременное облегчение.
И это несмотря на то, что за ближайшим углом может подстерегать очередное разочарование - то ли брат даст сдачи, то ли котенок поцарапает, то ли у кого-то окажется еще больше игрушек.
Взрослые предаются игре "У меня лучше" в еще более изощренных вариантах.
Некоторые достигают временного облегчения, накапливая собственность, живя в доме, который и больше, и лучше, чем у Джонсов, либо, наоборот, - играя роль бессребреников ("я живу скромнее вас").
Цель данной книги - доказать, что единственное средство стать "о'кей" - это освободиться от предначертанной в детстве зависимости, определяющей три первые установки, а также продемонстрировать, как наше поведение увековечивает эти установки.
Наконец, очень важно понять, что "Я о'кей - вы о'кей" - это позиция, а не ощущение.
Записи неблагополучия, которые хранит Дитя, нельзя стереть посредством волевого решения.
Что можно сделать - так это начать накапливать записи, которые определяют благоприятные результаты наших транзакций.
Это - успехи в вероятностном прогнозировании, в сложных целенаправленных действиях, которые программируются Взрослым, а не Родителем или Дитя, успехи этически оправданные и рационально обоснованные.
Человек, который в течение многих лет руководствовался решениями свободного и независимого Взрослого, имеет богатую коллекцию таких успехов и может с уверенностью сказать: "Я знаю - это работает!"
Причина, которая определяет действенность установки "Я о'кей - вы о'кей", заключается в том, что человек не ожидает немедленного наступления радости и спокойствия.
Личные и социальные потрясения не утихнут в тот же миг, как только мы примем новую установку.
Дитя жаждет немедленных результатов, кофе его устраивает только быстрорастворимый.
Взрослый способен понять, что необходимы терпение и вера.
Нельзя гарантировать мгновенное наступление благополучия в случае принятия установки "Я о'кей - вы о'кей".
Нам приходится учитывать и сделанные ранее записи, но в нашей власти выключить их воспроизведение в тех случаях, когда они подрывают нашу веру в новую жизнь, которая, в свое время, принесет нам новые успехи и счастье.