Родитель. "Я хороший, ты хороший". Томас А. Харрис.

Feb 02, 2006 11:10

Хочется показать вам хотя бы несколько глав из книги Томаса А. Харриса "Я хороший, ты хороший". Из серии "Практическая психология".
Считается, что человек состоит из трех частей, соединяет в себе Родителя, Взрослого и Ребенка.
Вот сегодня - о Родителе. Итак.

Родитель - это богатейшая коллекция записей в мозгу, состоящая из "жизненных уроков", через которые волей-неволей каждый из нас проходит в первые годы своей жизни (ориентировочно в первые пять лет). В этот период маленький человек обычно не занимает места в каком-нибудь "большом коллективе", т.к. ему не нужно ходить в школу. Он общается главным образом со своими родителями или с теми, кто их заменяет. Они и снабжают его подавляющим большинством записей посредством собственного примера или прямых указаний (именно поэтому название Родитель наилучшим образом подходит для всей коллекции). Всё, что родители делают на глазах ребенка, всё, что они ему говорят, записывается в Родителе. Каждый человек имеет собственного неповторимого Родителя, поскольку жизненный опыт первых пяти лет уникален и неповторим.
Все данные поступают и откладываются в Родителе "напрямую", безо всякой редакторской правки. Маленький ребенок во всём зависит от других и даже не способен выразить себя словами, поэтому он не в состоянии что-либо изменить, поправить или хотя бы найти объяснение. Если родители настроены агрессивно и постоянно дерутся между собой, то записываются их драки - а также ужас, возникающий при виде того, как два человека, от которых зависит сама жизнь, собираются уничтожить друг друга. В запись никоим образом не может попасть тот факт, что папа напился пьяным из-за неприятностей на работе или что мама расстроена по причине неожиданной беременности.

В Родителе записываются все предостережения, правила и законы, которые ребенок слышит от родителей и которые воплощаются в их поступках. Сюда включается всё, начиная от первых "сообщений", которые передаются интонацией голоса, выражением лица, продолжительностью объятий,- и кончая сложными словесными правилами и предписаниями, налагаемыми родителями, когда маленький человек начинает понимать слова. В записи остаются тысячи разных "нет", сопровождавшие первые шаги малыша, и бесконечные "нельзя", и униженно-страдальческое выражение маминого лица в тот момент, когда он своей неуклюжестью навлек позор на всё семейство, разбив старинную вазу тети Агаты.

Точно так же записывается ласковый лепет счастливой мамы и одобрительные взгляды гордого папы. Если вспомнить, что "записывающее устройство" включено всё время, то можно себе представить, какое огромное количество данных содержится в Родителе. Несколько позже появляются более изощренные поучения: помни, сынок, куда бы тебя потом ни забросила судьба, всюду в мире лучшие люди - это протестанты; никогда не говори неправду; никогда не давай в долг; хорошие мальчики всегда моют за собой посуду; не трать деньги зря; ни в коем случае не доверяй мужчине; ни в коем случае не доверяй женщине; будь ты проклят, если ты это не сделаешь; никогда не доверяй полицейскому; займись чем-нибудь; не наступи на грабли; относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе; если ты не убьешь их, то они убьют тебя.

Важно подчеркнуть, что как бы ни были хороши или плохи эти правила с точки зрения этики, они записываются как абсолютная истина, потому что их источник - люди "почти двухметровой высоты". Малышу, в котором нет и метра росту, лучше им не перечить. Эти записи остаются навсегда. Стереть их невозможно. Они всё время под рукой на протяжении всей жизни.

Постоянное проигрывание старых записей оказывает решающее влияние на жизнь: они заставляеют, принуждают, изредка разрешают, но, как правило, запрещают. Это прочно "впаянный внутрь" набор данных, который необходим для "умения ладить с людьми", для создания семьи, для участия в деятельности других социальных групп. Без родительской заботы ребенок бы умер. Точно так же, внутренний Родитель нужен для выживания, он спасает от многих опасностей, в реальности которых лучше не убеждаться на собственном опыте, потому что это может привести к смерти. В Родителе записано: "Положи нож на место!" Это строгое приказание. Угроза для маленького человека, с его точки зрения, - в том, что мама отшлепает его или как-то по-другому выразит неодобрение. В действительности, существует угроза порезаться и умереть от потери крови. Но он не может этого понять. Он не располагает ещё достаточным набором данных. Таким образом, записи родительских приказаний - это важное подспорье для выживания как в физическом, так и в социальном плане.

Ещё одна особенность Родителя состоит в том, что разные записи могут противоречить друг другу. Родители говорят одно, а делают другое. Они говорят: "Не лги", а сами лгут. Они говорят, что курить вредно, а сами курят. Они учат вежливости, а сами грубят. Попытки разобраться в этих противоречиях небезопасны для маленького человека. Он пребывает в недоумении. Записи вызывают у него страх и растерянность. Он старается обращаться к ним как можно реже.

Поскольку обычно информация поступает от обоих родителей, мы можем, продолжая аналогию с магнитофоном, говорить о "стереофоническом звучании". Имеются две "звуковые дорожки", которые, если всё в порядке, при одновременном проигрывании дают чудесный эффект. Однако, если они звучат вразнобой, становится очень неприятно, и всю запись лучше отложить в сторону. Это и происходит, если Родитель содержит противоречивый материал: запись "приглушают" или даже "выключают" полностью. Случается, что один из родителей поставляет очень добротный материал, но "второй канал" забит противоречивой, вызывающей растерянность информацией, и поэтому Родитель как целое ослабляется или распадается на несвязные части. Несогласованность Родительских данных неблагоприятно сказывается на течении всей жизни человека.

Мы можем также найти подходящую аналогию в математике: "плюс", помноженный на "минус", дает минус. Неважно, что "плюс" большой, а "минус" маленький. Результат, всё равно, "минус" - ослабленный, разобщенный Родитель. Со временем это, скорее всего приведет к ощущению раздвоенности, внутреннего разлада, безысходности - если не научиться подвергать критическому разбору содержание собственного Родителя.

Многие Родительские данные подпадают под категорию "как сделать то-то и то-то": как забить гвоздь, как заправить постель, как есть суп, как высморкаться, как поблагодарить хозяйку, как пожать руку, как притвориться, что никого нет дома, как сложить банное полотенце, как нарядить елку. Большое число этих данных получено в результате наблюдений за родителями. Они, как правило, помогают маленькому человеку в его стремлении стать самостоятельным. Позже (когда Взрослый наберется опыта и перепроверит Родительские данные) первоначальные "как сделать" могут быть усовершенствованы или заменены на другие, более подходящие в новой ситуации. Однако, если старые инструкции были "впечатаны" с особенной силой, человеку будет трудно отказаться от своих прежних способов поведения, даже когда они утратят какой бы то ни было смысл. Он будет упорно придерживаться их, оставаясь убежденным, что "так и нужно".

Одна женщина рассказала мне о следующем Родительском предписании, которому она долгое время неукоснительно следовала. Её мать говорила ей: "Никогда не клади шляпу на стол, а одежду - на кровать". Ни разу на протяжении жизни она не положила шляпы на стол или одежды - на кровать. Когда кто-нибудь из её детей нарушал эту заповедь, поднимался скандал, который совершенно не соответствовал ничтожности проступка. В конце концов, после многих лет слепого повиновения этому правилу, женщина поинтересовалась у матери, которой уже было за 80, почему так надо было делать. Та ответила, что когда дочь была маленькой, по соседству жили дети, у которых водились вши. Мама строго-настрого предупреждала, чтобы она не позволяла соседским детишкам класть шляпы на стол или одежду - на кровать. Разумная предосторожность. Твердость предписания вполне обоснованная. Теперь, в свете открытий Пенфила, становится понятным, почему старая запись сохраняла при воспроизведении свою первоначальную силу. Многие правила, которых мы придерживаемся в жизни, похожи на это.

Влияние прошлого может проявляться и в более замаскированном виде. Домашняя хозяйка, у которой на кухне были все самые современные приспособления, обнаружила, что у неё нет никакого желания обзаводиться сколь-нибудь приличным мусорным ведром. Муж уговаривал её купить этот полезный предмет, указывая на все неудобства, связанные с его отсутствием. Она соглашалась, но под тем или иным предлогом всё время откладывала покупку. Наконец, муж заподозрил, что она умышленно избегает этого делать. Он настоял, чтобы она объяснила причину.

Ей не пришлось долго вспоминать о своих ранних впечатлениях по поводу кухонных отбросов. Её детство пришлось на Великую депрессию 30-х годов. В её доме отбросы тщательно сохранялись на корм поросенку, которого резали под Рождество, существенно пополняя тем самым продовольственные запасы на зиму. Даже посуду мыли без мыла, чтобы скудные остатки в помоях употребить в дело. Маленькая девочка усвоила, что отбросы - это нечто важное. Поэтому, будучи взрослой женщиной, она не спешила с приобретением нового мусорного ведра, где пищевые отбросы пропадали бы даром. В конце концов она всё же купила его и была счастлива.

Правила повседневного поведения, записанные в мозгу, исчисляются тысячами. Многие из них дополнительно усилены такими категорическими словами, как "всегда" или "никогда не" или "всегда помни, что". Родительские предписания лежат в основе "нелогичных" поступков, чудачеств и странностей. Они становятся бременем или благом в зависимости от того, насколько хорошо они подходят к сегодняшней действительности. Впрочем, они могут быть пересмотрены с помощью Взрослого, о котором пойдет речь ниже.

Не одни только родители поставляют данные для Родителя. Когда трехлетний малыш часами просиживает перед телевизором, он, конечно, записывает всё, что видит. Передачи учат его жизни. Если там показываются сцены насилия, то они, несомненно, откладываются в Родителе. "Так и надо, так устроена жизнь" - вот такие выводы с неизбежностью будут сделаны, если родители вовремя не воспользуются переключателем каналов. Если же старшие сами проявляют интерес к подобного рода передачам, то малыш подвергается двойному подстрекательству (как со стороны телевидения, так и со стороны свои близких). Он получает разрешение на насилие, при условии, что ему удастся накопить достаточно претензий к внешнему миру. Маленький человек легко найдет основания для того, чтобы, подобно "шерифу", терроризировать окружающих. Приключения угонщиков скота, налеты на почтовые дилижансы, проделки незнакомца с девушкой Китти - всё это так или иначе проявится в его жизни.

Старшие братья и сестры, и вообще, каждый, кто имеет над малышом хоть какую-то власть, также вносят свой вклад в Родителя. Любая ситуация, в которой не предполагается, что ребенок может иметь свое мнение, пополняет собой Родительские данные. (Однако не весь внешний опыт начинающего жить человека откладывается в Родителе. Мы поговорим об этом, когда очередь дойдет до описания Взрослого).


Родитель
Ребенок
Взрослый

Харрис, Психология

Previous post Next post
Up