Советы соискателям - как попасть на интервью

May 05, 2010 02:37

Это продолжение посвящённой концу кризиса мини-серии постов с советами соискателям, которые ищут работу на рынке IT специалистов. Предыдущие части - тут, тут и тут.

Итак, предположим, вы оказались в ситуации, когда надо искать новую работу - из-за сокращения ли, из-за того, что переросли свою нынешнюю фирму или из-за злостного неповышения зарплаты в течение последних n лет. Существует несколько вариантов.

Вариант первый - вы имеете опыт работы, релевантный востребованному на рынке и редкий. То есть, вы - рекрутинговая цель для компаний. Например, после пяти лет работы в Гугле самым главным архитектором по поиску, вы поспорили с Сергеем Брином из-за того, что он назвал Россию Нигерией со снегом, и по этому поводу ушли. Скорее всего, вскоре вам предложат работу в Яндексе и ещё паре-тройке мест.

Вариант второй - вы имеете опыт работы, который востребован на рынке, но и представлен тоже. Например, вы специалист по тестированию и проработали в компании Всяксофт 5 лет. После чего ваш проект закрыли, и вас вместе с 10 другими специалистами по тестированию сократили. В то же самое время в копании Тета тоже произошло сокращение и еще 10 специалистов по тестированию оказалось на рынке. При этом известно, что другие компании нанимают специалистов по тестированию, но всего есть 5 вакансий.

Вариант третий - вы НЕ имеете опыта работы, соответствующего вакансиям компании, в которой вам очень хочется работать. Например, вы всю жизнь "в команде из 60 человек разрабатывали крупную энтерпрайз систему для иностранного заказчика", и вдруг вам захотелось принять участие в разработке системы информационного поиска и машинного обучения или IDE для разработчиков на Scala.



Впрочем, вне зависимости от того, какой вариант верен для вас, вам надо дать знать миру о том, что вы ищете работу. Есть много способов это сделать. Отмечу четыре - рекрутинговые агентства, специализированные сайты по поиску работы, социальные сети, отправка своего резюме и сопроводительного письма непосредственно на адрес компании (обычно он выглядит как нибудь так job@company.com).

Рекрутинговые агенства выступают посредником между работодателем и работником, ценность которого не всеми оценивается одинаково. Вот чем они могут вам помочь, в принципе: a) представить вас компании, которая ищет сотрудников только или в основном через рекрутинговые агенства (например, SPb Software House пользуется услугами IT Dominanta, как первым уровнем скрининга, б) помочь вам в "продаже" себя, если сами вы в этом не очень сильны, в) повысить шанс вашего приглашения на интервью - поскольку предполагается, что рекрутинговое агенство проводит скрининг, шанс на приглашение кандидата из агентства на интервью выше, г) подготовить вас к интервью - потренировать, рассказать о компании и ее особенностях. В общем, это полезное дело, тем более учитывая, что для кандидата оно бесплатно. Но поскольку многие компании принципиально не пользуются услугами рекрутеров, нельзя ограничивать себя этим способом. Как работодатель, я довольно долго и успешно работал с Kelly Services, но последнее время предпочитаю IT Dominanta.

Среди специализированных сайтов по поиску работы для программистов стандартом де-факто стал HeadHunter. Настоятельно рекомендую при поиске работы завести там свое резюме. Компании работают с HeadHunter в двух основных режимах - поиска резюме и публикации вакансий, и анализа откликов. В первом случае покупается доступ к базе, и рекрутер ищет кандидатов и связывается с ними - для того, чтобы получить приглашение таким способом, достаточно разместить резюме. Во втором случае рекрутер размещает вакансию, и кандидат может на нее откликнуться. Если отклик нравится рекрутеру, с кандидатом связываются. В противном случае он получает отказ по шаблону. Стоит отметить, что история вашего взаимодействия с компанией хранится и доступна рекрутеру, и, например, если вы откликаетесь на все вакансии, которые публикует компания, это видно. Это может быть воспринято положительно (как очень большое желание работать именно в этой компании), но скорее всего будет воспринято отрицательно (если вы одновременно откликаетесь и на позицию технического писателя, и на позицию ведущего программиста, и на позицию уборщицы - возникают серьёзные вопросы как по поводу того, понимаете ли вы, чего хотите, и по поводу того, насколько давно и безнадежно вы ищете работу). Резюме, которое вы размещаете на сайте, это ваша визитная карточка - постарайтесь, создавая его. Почитайте Джоеля, там есть неплохие советы.

Социальные сети позволяют вам создать свою профессиональную визитную карточку. В отличии от резюме, размещённого на HeadHunter-е, наличие профайла в социальной сети не означает, что вы ищете работу. Что удобно - вы можете поддерживать свой профайл в актуальном состоянии, не нервируя текущего работодателя. Как место размещения профессиональных профайлов наибольшей популярностью пользуются LinkedIn и Мой Круг. Первый кроме этого позволяет собирать и публиковать рекомендации с предыдущих мест работы, и интегрирован со многими другими сервисами. Второй позволяет сообщать о себе факты и подтверждать факты о товарищах. У Моего Круга есть также забавная фича - возможность поставить галочку "Ищу работу". Это облегчает поиск кандидатов. Некоторые пользуются этой галочкой как способом намекнуть текущему работодателю, что что-то не так -). Стоит завести профайл в одной или в обеих этих сетях и давать на них ссылки в ваших резюме (это не очень согласуется с правилами HeadHunter, потому что лишает возможности сделать ваш профайл анонимным для демо-поиска по резюме, но во всяком случае в резюме, которое вы отправляете работодателю, указать ваши профайлы стоит).

Отправка резюме на адрес компании для некоторых работодателей работает лучше HeadHunter-а, для некоторых - хуже. Нет ничего предосудительного в том, чтобы использовать обе эти возможности. Резюме, которое вы отправляете работодателю, может быть a) более подробным и б) скорректированным под конкретную позицию. Последнее может быть очень важно, потому что для одних вакансий ваш "опыт управления многонациональной командой из 20 человек во всех таймзонах мира" может быть плюсом, а для других - минусом.
Стоит указывать в письме, откуда вы узнали о вакансии.

Вернёмся к разным вариантом вашего положения на рынке в начале поиска новой работы.
В первом варианте достаточно разместить резюме, поставить галочки и статус "ищу работу" в профайлах и ждать потока предложений. Или просто позвонить своим знакомым из компании, которой вы можете быть интересны.

Во втором варианте ваша задача - выиграть у других кандидатов соревнование за приглашение на интервью. Возвращаясь к примеру со специалистом по тестированию. Мы публиковали несколько таких вакансий в различные проекты. Все они собирали от 50 до 100 откликов. Очевидно, что мы не приглашаем 100 кандидатов на интервью. Приглашаем от силы 10. Аналогичная картина в других компаниях. Соответственно, ваша цель - попасть в число этих 10.
Очевидно, что если вместе с вашим резюме компания смотрит на 9 других резюме от бывших сотрудников компании Всяксофт, которые ничем не отличаются друг от друга, приглашение одного из вас на интервью - вопрос случая. Чтобы выбрали вас, ваше резюме должно отличаться от остальных. Вот дополнительная информация, указание которой может вам помочь (но может и помешать) - без определённого порядка:

- Школа, ВУЗ, дополнительное образование, предыдущие места работы в компаниях схожего профиля. Указание школы в резюме - это определённый риск, потому, что обычно взрослые люди школу в резюме не указывают. Но иногда помогает.
- Участие в open source проектах - однозначно положительная вещь - конечно если вы участвовали в них не в рабочее время без ведома начальства.
- Свои проекты - однозначно положительно, насколько бы простыми они ни были. Мы пригласили на интервью (и позднее взяли на работу) человека потому, что он перерешал и выложил все упражнения из MIT-шной библии, при том, что ничего больше в его резюме не наводило на мысль пригласить его.
- Участие в различных "спортивных" мероприятиях для программистов - ACM, TopCoder и т.д. - есть определённый риск. Некоторые компании считают, что спортивное программирование не очень помогает промышленному, а самомнение увеличивает сверх меры.
- Различные сертификаты - я на них никогда не смотрю, но кто-то возможно смотрит
- Указание знания каких-то не-мейнстримовых языков программирования и нестандартных парадигм - Haskell, Scala, etc.
- Наличие скиллов, подтверженных опытом, которые матчатся с разделом "плюсами будут" вакансии - знание английского языка, опыт использования каких-то конкретных инструментов, и.т.д.
- Рекомендации
- Указания на профайлы в социальных сетях
- Указание на ЖЖ - хотя, это сильно зависит от ЖЖ. Я знаю случаи, когда человека *НЕ БРАЛИ* на работу из-за его ЖЖ.

Но самый верный способ выделить ваше резюме или отклик на вакансию от других - это сопроводительное письмо, AKA cover letter. Многие кандидаты допускают ошибку, опуская его или отписываясь формальным "я буду очень рад если вы возьмёте меня на работу". Ну да, мы в общем и не думали, что вы расстроитесь -). Не надо писать роман, но пара абзацев про то, что подвигло вас откликнуться именно на эту вакансию, будут полезны. Впрочем, и тут нет однозначных рецептов. Выделиться можно и в худшую сторону. Лично меня безмерно раздражают сопроводительные тексты типа "Я уверен, что мое отличное знание Java, а также ориентированность на результат и вера в ценности вашей компании позволят мне стать отличным выбором для вас", но кому-то они, возможно, нравятся.

Наконец, поговорим о третьем случае, когда у вас НЕТ опыта работы, но вы очень хотите попасть именно в эту компанию. В принципе, нет ничего невозможного в том, чтобы добиться этого. Я брал на работу в TogetherSoft журналиста, который последний раз до этого программировал в школе, и многочисленных физиков. Все они сейчас ведущий программисты в своих компаниях. Чтобы добиться этого нужно, в общем-то, две вещи: 1) Добраться до человека, который будет готов вас выслушать и сможет принять неординарное кадровое решение и 2) Убедить его в том, что вас надо взять на работу. Некоторые советы:
- Как следует освойтесь с мыслью, что ваш "опыт работы в компании из 60 человек над крупной энтерпрайз системой" - это не плюс, а МИНУС. Вам придётся переучиваться, это сложнее, чем учиться. С точки зрения работы, которую вы хотите получить, вы ничем не лучше выпускника ВУЗа. Вы хуже. Поэтому, например, снизьте зарплатные ожидания.
- Поскольку опыт вам не поможет, вам нужно что-то другое. Какие-то ваши врожденные или натренированные скиллы, которые ортогональны опыту. Почитайте популярные книжки про то, как готовиться к интервью в Гугл. Декларативно Гугл рассматривает *всех* кандидатов с точки зрения того, что их предыдущий опыт ничего не значит.
- Для того, чтобы добраться до правильного человека, используйте а) связи и б) различные эвенты. Возможно, у вас есть бывший коллега, который работает в компании, в которую вы мечтаете попасть. Возможно, вы переписываетесь в ЖЖ с хаером этой компании. Возможно, через неделю будет конференция, на которой к сотрудникам компании можно будет подойти и рассказать о вашем желании работать в компании. На самом деле, добиться разговора с человеком гораздо проще, чем может показаться. Когда в 2006 году закрывался Борланд и я искал новые возможности для своих людей, визит в Гугл в Маунтен Вью, который позволил в последствии создать офис Гугла в Питере, нам организовал работающий там брат одного из наших коллег.

Все это не исключает советов из предыдущей секции.

профессия программист, рекрутинг

Previous post Next post
Up