Это продолжение посвящённой концу кризиса мини-серии постов с советами соискателям, которые ищут работу на рынке IT специалистов. Начало -
тут.
На сегодняшнем рынке компании, набирающие IT специалистов, очень сильно отличаются друг от друга. В зависимости от личности соискателя, от его предпочтений, от наличия или отсутствия у него своих идей, компания, которая идеально ему подходит, может очень сильно отличаться от компании, которая подходит кому-то другому.
Вот несколько характеристик, на которые стоит обратить внимание:
1) Возраст.
Преимуществом компаний, находящихся на рынке десятилетия, является предсказуемость и надёжность. Выбирать такие компании стоит соискателям, которым именно это и нужно - например, семейным людям с кредитом на квартиру, живущих свой четвёртый - пятый десяток без острой потребности изменить мир. Или люди, для которых работа - это средство заработать денег для чего-то действительно важного в их жизни. В такой компании от вас вряд ли потребуют "блеска в глазах" и с большой вероятностью оценят опыт. Пример - EMC, Motorola, Интел. Пример Motorol-ы, правда, показывает, что и в старых компаниях бывают сокращения. Очевидный недостаток таких компаний - очень небольшой шанс на что-то действительно по-крупному в них повлиять. Но если, что как правило бывает, солидный возраст сочетается с большим размером и многоуровневой организационной структурой, есть большие возможности старательно делать карьеру "снизу-вверх".
На противоположном конце находятся стартапы. Гарантий никаких. Возможности на что-то влиять - сколько унесешь. Возможный выигрыш - очень велик. Карьеру можно строить "сверху-вниз" - если есть к этому интерес. То есть, после того, как компания пережила старт и начала расти, учредители становятся все более крупными начальниками, растя компанию под собой.
Сейчас становится очень модно делать стартапы. Однако, как бы привлекательно это не выглядело, стартап - это не для всех. Но если вы молоды, не нагружены никакими обязательствами вроде семьи и кредитов, у вас есть идея и вам кажется, что вы можете создать на её основании компанию - стоит попробовать. Чтобы потом не жалеть, что не попробовали. Советую почитать
вот эту статью Джоеля,
вот эту книгу Гая Кавасаки,
и вот эту - Эрика Синка. В стартапах интересно еще то, что не надо искать работу -). Вместо этого вы её создаёте.
2) Размер.
В типичном случае эта характеристика коррелирует с предыдущей. Однако, есть компании очень большие и сравнительно молодые (Яндекс и Гугл), а также компании сравнительно маленькие, но довольно зрелые. Последние - вне нашего обсуждения, поскольку если компания зрелая, но маленькая, она скорее всего не нанимает -). Первые же представляют интерес, поскольку позволяют получить многие плюсы стартапов без сопутствующих рисков и с плюсами зрелых компаний. Общим для таких компаний является создание культуры "внутренних стартапов", когда небольшая группа людей запускает свой собственный проект. Плюсы по отношению к стартапам обычным- гарантии, поддержка, инфраструктура. Минусы - значительно меньшая отдача. Вы не станете миллионером, запустив в Яндексе новый сервис, и вас всегда смогут уволить после этого. Ещё одна особенность быстро выросших компаний - своеобразная организационная структура. Для сохранения "духа маленькой компании" руководство, как правило, старается отодвинуть введение менеджеров и уровней управления как можно дальше во времени, но иногда это приводит к тому, что бардак захлёстывает, менеджеров назначают тушить пожар, на ключевых позициях оказываются неподходящие люди, бурным цветом зацветает политика и все это плохо кончается. Если вы хотите застраховать себя от всего этого, возможно лучшим выбором будет компания, которая растёт не настолько быстро, придерживаясь тех же принципов организации. Например, JetBrains -).
3) Свой продукт или работа на заказ.
Большая часть IT компаний, работающих на Российском рынке труда - аутсорсеры - компании, работающие на заказ. Плюсы у этих компаний такие - в них, как правило, легче устроиться и работать, в них очень легко сделать первые карьерные шаги.
Есть разновидность аутсорсинга, который делается под лозунгом "мы работаем на заказ, чтобы финансировать свой стартап". Я сам пытался построить такую компанию, и до кризиса у меня даже неплохо получалось. Мы старались браться только за проекты, которые нам интересны, нанимать только сильных людей. Только вот своего проекта мы так и не запустили. Потому, что сильные люди всегда были нужны на заказах. Кроме того, даже такая, "улучшенная" разновидность "аутсорсинга" имеет общий для всех аутсорсинговых компаний недостаток - то, будете ли вы завтра работать на том же проекте, на котором работаете сегодня, вообще никак не зависит от качества вашей работы. Если бы заказчика в первую очередь интересовало качество, он бы не аутсорсил разработку для начала. Заказчика интересует стоимость. Поэтому в любой момент ваш - даже возможно мегаинтересный - проект могут перевести в Индию, несмотря на все ваши выдающиеся достижения.
Надо также понимать, что финансовая модель аутсорсинговой компании - продажа голов. Причём, дёшево. Поэтому шансы на то, что своей отличной работой в течении многих лет в такой компании вы заслужите себе большую зарплату - они очень малы. Многие такие компании используют модель "найми студента, выжми все, замени новым".
Учитывая все написанное выше, мой совет - если вы можете попасть на работу в продуктовую компанию - идите на работу в продуктовую компанию. Если нет - идите к аутсорсерам, но старайтесь попасть в продуктовую компанию при следующей представившейся возможности. Или выбирайте "аутсорсеров с принципами", но к ним, обычно, попасть не проще, чем в продуктовую компанию -).
Ещё одна проблема аутсорсинговых компаний - в среде рекрутёров компании "кластеризуются". При прочих равных, человек с опытом 10 лет в аутсорсинге скорее всего просто не будет приглашён на интервью в продуктовую компанию (это не "приговор" и есть способы пробить этот стеклянный потолок, я напишу об этом позднее).
Есть ещё один неприятный момент. Если ваша компания - международная, филиал, в котором вы работаете, может тихо и незаметно для глаза превратиться из продуктового в аутсорсинговый. Так произошло с Тугезером-Борландом. Новое руководство, придя к власти, закрыло питерский филиал потому, что "в Сингапуре аутсорсеры дешевле".
На этом я заканчиваю эту часть. Завтра напишу про то, как попасть на интервью в компанию, которую вы для себя выбрали.