Много глупосте у автора, осиановлюсь на двух: "Именно воздействие театра, кино, литературы, философии накануне 1968 года привело в результате к Пражской Весне. Именно запрещение пьесы великого польского поэта-романтика Адама Мицкевича вызвало знаменитое восстание польских студентов в 1968 году. Этот счастливый союз культуры и жизни, творчества и народного движения придал центральноевропейским восстаниям неподражаемую прелесть, навсегда очаровавшую всех, кто застал те времена."- это ода "культуре" совсем не верна. Есть совершенно другое мнение генезису "культуры" и ее роли в ПРЕДСТОЯЩИХ бурных социальных событиях. Если вкрадце, то внутренние проблемы и противоречия в обществе (народе, населении) страны (или группы стран, или всего человечества) в самой начальной стадии первыми резонируют в особых людях с дарами и талантами художественного творчества (из этого следует интересный вывод, что в ЛЮБОМ обществе таких "спящих" Пушкиных и Высоцких полно, но активироваться они смогут только при налиции запускающего механизма в виде напряжений в
( ... )
Написано в 1984 году. А ныне, с появлением интернета, все выглядит совсем печально для старой культуры. Примитивная массовая культура существовала всегда, но если раньше властителями дум в обществе была элита, в ее руках были все СМИ, она задавала тон всем общественным дискуссиям, то теперь каждый стал сам себе режиссер, и устанавливает собственный круг интересов. А для масс, котики и селфи важнее мучительного поиска смысла жизни, примитивный популист, обещающий золотые горы простыми решениями, привлекательнее серьезного профессионала, осознающего многогранность и сложное устройство мира, а значит не обещающего легкой прогулки к успеху. Интернет увы, стал средством разобщения интеллектуалов и масс, где первые формируют для себя своеобразные гетто, в которых они варятся в собственном соку, не оказывая никого влияния на широкие массы
( ... )
<<А может Deus absconditius еще вернется, явит себя, заполнив пустоту?>>
Похоже, что так. Только вернется не в том довольно приземленном понимании, которое было свойственно людям всех прошедших (и нынешней) эпох, а в своем истинном и глубинном значении. Мы еще не очень хорошо понимаем, чтО это, но ведь есть же что-то такое, что отличает человека от животного и является единым для всех людей. И.Кант называл это отличие совестью - божим даром, данным каждому. Даром, который можно в себе развить, а можно уничтожить. Пока мы живем в обществе, где совесть планомерно растаптывается. В России особенно - особенно долго, особенно планомерно и особенно жестоко.
Ну тогда тем более - деньги в связке с совестью. В том смысле, что не всем одинаково все равно, каким образом зарабатывать деньги и возможно ли при этом торговать совестью. Интересно, насколько бы изменился мир, если хотя бы на один день люди договорились поступать только по совести? Думаю, что был бы резкий и заметный сдвиг по всем направлениям сразу. Даже войны затихли бы, пусть и на один день. Человек по своей сути не так уж плох, просто над ним все время давлеет что-то - преступный приказ, ложно понятый долг, страх, жадность, боязнь показаться слабаком. Поступок по совести для него просто непозволительная роскошь. Вот если бы это действительно приветствовалось и ценилось обществом - другое дело.
Русскость-россиянскость - "чудище обло, озорно и лаяй"! Насколько хороши некоторые русские люди, настолько же ужасно и преступно российское государство. Во все времена...
Англ. перевод, оказывается, содержит весьма существенный текст в сносках, о которых в русск. переводе даже не сказано. Там не только об ответственности центральноевропейских коммунистов, достижении вершины центральноевропейского творчества в коммунистический период, немыслимом и никем не замечаемом медленном исчезновении 40-млн европейской нации, идеализации царизма Солженицыным, красивейшем союзе России и Запада в работах Стравинского и русофила Яначека (неизвестного в самой России), заблуждении считать Центральную Европу мостом между Западом и Россией, но и о тысячестраничной рукописи философа, которая пропала не навсегда, и была возвращена усилиями фрацузского деятеля культуры и газеты. Отсутствие последнего из мной перечисленных примечаний даёт искажённое представление о расказанной автором истории.
Я считаю, что при публикации перевода основного текста надо как минимум упомянуть об объёмных сносках или добавить их перевод.
Comments 46
Много глупосте у автора, осиановлюсь на двух:
"Именно воздействие театра, кино, литературы, философии накануне 1968 года привело в результате к Пражской Весне. Именно запрещение пьесы великого польского поэта-романтика Адама Мицкевича вызвало знаменитое восстание польских студентов в 1968 году. Этот счастливый союз культуры и жизни, творчества и народного движения придал центральноевропейским восстаниям неподражаемую прелесть, навсегда очаровавшую всех, кто застал те времена."- это ода "культуре" совсем не верна. Есть совершенно другое мнение генезису "культуры" и ее роли в ПРЕДСТОЯЩИХ бурных социальных событиях. Если вкрадце, то внутренние проблемы и противоречия в обществе (народе, населении) страны (или группы стран, или всего человечества) в самой начальной стадии первыми резонируют в особых людях с дарами и талантами художественного творчества (из этого следует интересный вывод, что в ЛЮБОМ обществе таких "спящих" Пушкиных и Высоцких полно, но активироваться они смогут только при налиции запускающего механизма в виде напряжений в ( ... )
Reply
Reply
Похоже, что так. Только вернется не в том довольно приземленном понимании, которое было свойственно людям всех прошедших (и нынешней) эпох, а в своем истинном и глубинном значении. Мы еще не очень хорошо понимаем, чтО это, но ведь есть же что-то такое, что отличает человека от животного и является единым для всех людей.
И.Кант называл это отличие совестью - божим даром, данным каждому. Даром, который можно в себе развить, а можно уничтожить.
Пока мы живем в обществе, где совесть планомерно растаптывается. В России особенно - особенно долго, особенно планомерно и особенно жестоко.
Reply
Совесть есть и у животных, как и почти весь спектр чувств, присущих человеку. Основное отличие - это деньги.
Reply
Интересно, насколько бы изменился мир, если хотя бы на один день люди договорились поступать только по совести? Думаю, что был бы резкий и заметный сдвиг по всем направлениям сразу. Даже войны затихли бы, пусть и на один день.
Человек по своей сути не так уж плох, просто над ним все время давлеет что-то - преступный приказ, ложно понятый долг, страх, жадность, боязнь показаться слабаком. Поступок по совести для него просто непозволительная роскошь. Вот если бы это действительно приветствовалось и ценилось обществом - другое дело.
Reply
Мир бы погрузился в полный хаос.. )) Понятие совести - оно не универсальное для всех
Reply
Насколько хороши некоторые русские люди, настолько же ужасно и преступно российское государство. Во все времена...
Reply
На англ.яз. можно найти по ключевым словам The Tragedy of Central Europe Milan Kundera.
Оригинал, оказывается, был на французском.
Reply
Я считаю, что при публикации перевода основного текста надо как минимум упомянуть об объёмных сносках или добавить их перевод.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment