Официальных сообщений о содержании переговоров Путина и Обамы в Нью-Йорке 28 сентября так и не появилось - ни с российской, ни с американской стороны. Свою версию произошедшего Путин изложил во время
встречи с российскими журналистами вечером 28 сентября. Американская версия на сей момент представлена двумя интервью Керри 29 сентября -
CNN и
MSNBC, а также его
выступлением на совещании по обеспечению мира и безопасности и противодействию терроризму 30 сентября. На основании этих комментариев и выступлений можно попробовать оценить обе обнародованные версии и реконструировать основные достигнутые договоренности.
Оценка прошедших переговоров.
Несмотря на все эмоциональное сопровождение, обе версии достигнутых договоренностей (путинская и керриевская) мало отличаются друг от друга. Обе стороны отметили, что переговоры были откровенными, глубокими, цивильными, конструктивными.
Договоренности Путина и Обамы по Украине (по Керри).
Несмотря на то, что Украине было посвящено, по заявлению Керри, «заметное количество времени», договоренности в этой части выглядят следующим образом:
1. Мы вместе хотим разрешить «украинский кризис» (не остановить российскую агрессию против Украины и прекратить российскую окупацию и аннексию украинских земель).
2. Совместная задача России и США - добиться выполнения Минска-2 (по вталкиванию Лугандонии в тело Украины).
3. Для этого в Париже 2 октября произойдет встреча Олланда, Меркель и Путина (фамилию Порошенко Керри называть не счел нужным).
4. Задача встречи - добиться выполнения Минска-2 в течение трех месяцев (с тем, чтобы не выйти за пределы 2015 г., когда сроки действия ряда договоренностей Минска-2 формально закончатся).
Это все.
Ни о каких отдельно сформулированных требованиях со стороны США о выводе иностранных войск с территории Украины, о прекращении внешней поддержки сепаратистов, об установлении украинского контроля над международно признанной украинско-российской границей, о прекращении аннексии Крыма, о восстановлении суверенитета Украины над оккупированными территориями, о расследовании террористического акта, приведшего к гибели рейса МН-17, Керри ничего не сказал.
Договоренности Путина и Обамы по Сирии (по версии Керри).
1. Сирия должна сохраниться единой и секулярной.
2. Должны быть развернуты (продолжены) боевые действия против ИГИЛ.
3. Должен быть управляемый, занимающий определенное время, переходный процесс по изменению политического режима в Сирии. Необходимо сохранить «хотя их немного осталось, институты сирийского режима от разрушения» (цитата Керри).
4. Сохраняются разногласия относительно того, что именно этот переходный процесс означает, и какими могут быть результаты такого переходного процесса.
5. В этом переходном процессе должны участвовать Россия, Иран, Саудовская Аравия, Турция, Катар, «они должны выработать соглашение» (среди участников соглашения Керри не назвал США - возможно, просто забыл).
6. Коалиция, союз (coalition, alliance) между США и Россией в войне против ИГИЛ «абсолютно возможны» - при условии достижения договоренности о содержании переходного процесса.
7. На вопрос о причинах принципиального изменения позиции администрации США относительно судьбы Асада - «в течение ряда лет администрация требовала отставки Асада, а теперь выступает за участие Асада в переходном процессе по формированию переходного правительства» Керри ответил: «Россия является постоянным членом Совбеза ООН, несколько лет назад было достигнуто соглашение, по которому Россия и Иран поддерживают Асада, они продолжают поддерживать Асада, так что нам нельзя добиваться полного разрушения Сирии, хотя Асад совершил много ужасных вещей».
8. На уточняющий вопрос об участии Ирана в коалиции против ИГИЛ Керри ответил, что «иранцы очевидно, будут компонентом этого процесса, в соответствующей форме, не за столом в прямой форме, по крайней мере, пока».
Дополнительные «вишенки» к договоренностям.
9. Керри также сообщил о том, что «мы (американцы) вчера обратились к Лаврову и иранцам с просьбой воздействовать на Ассада не использовать т.н. «бочковые бомбы» (barrel bombs)». (Очевидно, просьб, тем более требований, о прекращении использования других видов оружия американской администрацией не высказывалось).
10. Керри был особенно впечатлен тем, что «в конце встречи у него появился шанс поговорить с президентом Путиным, и Путин очень прямо ответил Керри на его вопрос: «Я подумаю об этом. Я подумаю об этом вызове, как нам победить»».
11. Керри несколько раз высказал свою глубокую обеспокоенность тем, что «если Россия окажется одна против ИГИЛа, вместе с Асадом, вместе с Ираном, вместе с Хезболлой, то как же она сможет общаться с суннитами в регионе? Это нехорошее уравнение для России... Это серьезно усложнит положение Путина, президента Путина. Он может даже стать целью этих самых суннитских джихадистов. Ему нужно что-то сделать...».
Выводы.
Cвоими выступлениями и комментариями Керри полностью снял вопросы о том, были ли достигнуты какие-либо договоренности на встрече Путина и Обамы - по Украине и Сирии, и какие именно. Следует также отметить, что во время сессии ГА ООН Обама не стал проводить офиициальную встречу с Порошенко, отрядив для разговора с ним Байдена. Тема Сирии доминировала на сессии ГА ООН. Такие вопросы, как иностранная агрессия против Украины, прекращение оккупации и аннексии Крыма, восстановление международно признанной украинско-российской границы, в центр дискуссии на сессии ГА ООН не попали.
И, конечно, главное событие вчерашнего дня - официально начатые бомбардировки российской авиацией территории Сирии - являются ничем иным, как прямым результатом договоренностей Путина и Обамы. Без одобрения Обамы российские военные действия в Сирии или были бы невозможны, или же были бы односторонними. Сейчас же они получили официальное прикрытие со стороны администрации США. Неслучайно, что уже после начала российских бомбардировок госсекретарь США Керри их официально оправдал и поддержал:
Now, I’d like to add a few thoughts about Syria, specifically, ISIL and Russia. The United States supports any genuine effort to fight ISIL and al-Qaida-affiliated groups, especially al-Nusrah. If Russia’s recent actions and those now ongoing reflect a genuine commitment to defeat that organization, then we are prepared to welcome those efforts and to find a way to de-conflict our operations and thereby multiply the military pressure on ISIL and affiliated groups. But we must not and will not be confused in our fight against ISIL with support for Assad. Moreover, we have also made clear that we would have grave concerns should Russia strike areas where ISIL and al-Qaida-affiliated targets are not operating. Strikes of that kind would question Russia’s real intentions fighting ISIL or protecting the Assad regime.
Now, we have informed Russia that we are prepared to hold these de-confliction talks as early as possible - this week.
http://www.state.gov/secretary/remarks/2015/09/247639.htm Потенциальные угрозы услышать «серьезные озабоченности» и столкнуться с «появлением вопросов относительно реальных намерений России» - это именно то, что вызывает приступы особенного веселья у тех, кто специализируется на бомбежках, интервенциях, аннексиях.
Отражением совершенно нового - нежного - характера отношений между представителями двух администраций после начала российских бомбардировок Сирии стал тот факт, что в ходе вчерашнего пресс-брифинга Керри трижды ласково назвал Лаврова по имени:
https://twitter.com/StateDept/status/649343632055529472?ref_src=twsrc%5Etfw При всем уважении к тем, кто искренне верит в правильные, умные, замечательные слова,
произносимые время от времени г-ном Обамой, все же следует различать торжественные заявления, не имеющие практических последствий, и договоренности за закрытыми дверями, в результате которых начинаются войны, а авторитарные и тоталитарные режимы расползаются по земле.
П.С. Договоренности сегодняшние и завтрашние
1. Договоренностей по закрытию воздушного пространства для американских самолетов над Сирией (пока) нет.
2. Но Путин в последние дни многократно подчеркивал, что Россия действует в соответствии с нормами международного права, т.е. по просьбе «легитимного правительства Сирии» (другой вариант - с согласия Совбеза ООН).
3. Поскольку такого рода международно-правовых оснований для полетов американских самолетов над Сирией нет, то это лишь вопрос времени, скорее всего очень небольшого, когда эта аргументация будет активно использована, и администрация США окажется перед выбором - соблюдать или нарушать нормы международного права. Практически нет сомнений, какой выбор ею будет сделан.
4. Кроме того, по отношению к действиям Путина в американской администрации существуют расхождения между более «голубиным» Госдепом и более «ястребиным» Пентагоном. Однако в бюрократической иерархии Госдеп занимает более высокую позицию, чем Пентагон. К тому же Керри - видный политик Демпартии, бывший президентский кандидат, тесно работающий с Обамой, в то время как Картер - назначенный управленец. Бюрократические веса руководителей Госдепа и Пентагона несопоставимы. В то время как Пентагон протестует (против российского авиационного демарша), Госдеп принимает политические решения, какие Пентагон рано или поздно выполнит.
5. Для устранения возможных проблем в «сирийском поле» и Керри и Картер пообещали установить прямую связь между военными США и России в самое ближайшее время, чуть ли не в течение 24 часов.
6. Не сильно удивлюсь, если вскоре произойдет официальный (юридический) раздел разрешенных зон действия авиации: российской - над Сирией, международной коалиции - над Ираком.
7. После этого вопрос выживания Асада и его режима под крышей российского авиационного прикрытия и при сухопутной поддержке иранского корпуса стражей исламской революции - дело техники.
http://aillarionov. livejournal.com/859774.html?thread=70466942#t70466942