После
Старой Прилуки мы приехали в Винницу ( о ней уже было
ЗДЕСЬ) и занялись рабочими делами: командировка как-никак, не все же красотами любоваться. Вечером поселились в гостиницу «Савой». Вот тут нам пришлось столкнуться с издержками «командировочного» кочевья. Посещая разные города и встречаясь с сотрудниками, которых видишь один-два раза в год, вы просто обязаны вкусить местного хлебосольства, а проще - гостиничного ужина с коньяком. Зная, что нам пред-стоит работать еще и завтра, да и путь домой не близок, мы старались ограничиваться в возлияниях, но голова на утро все-таки слегка кружилась.
В Виннице я уже бывала, немного про нее писала, поэтому на осмотр города сегодня времени много тратить не будем. Правда, немного пройтись все-таки придется.
Здание Винницкой городской администрации
Обнаружив, что я забыла дома зубную щетку, с раннего утра отправляюсь на прогулку к аптеке, прихватив с со-бой фотоаппарат на всякий случай. При хмуром свете дня обнаружилось, что гостиница наша очень симпатичная, ее и сфотографировала первой. «Савой» никогда не принадлежал к всемир-но известной международной сети с тем же именем. Возвели ее в 1912 году в эклектичном стиле. Был этот для своего времени отель роскошный, а сейчас - 2-3 звездочки, не более. Через до-рогу построено еще одно нарядное здание с колоннадой, явно сталинского времени. Это здание городской администрации. Строилось оно в 1935 году архитекторами И.Рабиным и Р.Черлиниовским, консультировал их мой любимый
Павел Алёшин.
Отель "Савой-Украина" в Виннице в наши дни и на старом фото
Пройдясь по улице, обнаружила совсем рядом еще одну винницкую достопримечательность - башню с часами. Она занятная, овально-восьмигранная в плане. Под ней, прикрываясь зонтиками, стоят поодаль друг от друга два парня и девушка, явно ожидая кого-то. Видимо, это городское место для свиданий.
Винницкая башня
Строилась башня в 1902 году, как пожарная, потом ее переделали в водонапорную, сейчас здесь музей воинов-афганцев. Вот такая небольшая прогулка под моросящим дождиком. Заодно и проветрилась.
Закончив свои утренние дела в Виннице, мы отправились домой, но не прямиком, а путем мудреным - с заездом в древний Меджибож, Летичев и Хмельник. Меджибож первый. В поселке сохранилось несколько интересных архитектурных достопримечательностей, историю он имеет давнюю и насыщенную событиями.
Поселение возникло на месте слияния Южного Буга и Бужка, что и дало название - Межибож, Меджибож. Впервые упоминается этот подольский городок все в той же «Руськой летописи» в 1146 году: «Изяслав же водивший Всеволодовича Святослава до креста, дав ему Божский (Бужск) и Межибожье, всего пять городов...». В 12-13 веках принадлежал Меджибож Болоховской земле, о которой я уже рассказывала в заметках о
Прилуке. Болоховские князья, оставшиеся в летописях безымянными, входили в союз с Галицкими князьями, объединившийся для противостояния Даниилу Галицкому. В одном из сражений в 1254 году город был захвачен союзником Даниила Дионисием Павловичем. О жестокости расправы над жителями свидетель-ствуют многочисленные археологические находки - множество женских и детских скелетов со следами насильственной смерти, обгорелые бревна и хозяйственный инвентарь. Город опустел на несколько десятилетий. Следующие сведения о нем встречаются в 1385 году, через несколько лет после того, как великий князь литовский Ольгерд, одержав в 1362 году победу на Синих Водах, передал Подолье во владение своим племянникам князьям Кориатовичам.
План крепости в Межибоже
Они же, предположительно, и выстроили в возрождающемся городке на месте руин более древнего городища первые каменные укрепления. С тех пор, полагают, сохранилась древнейшая постройка крепости - круглая башня-донжон на прямоугольном основании. Крепость Кориатовичей была более чем в два раза меньше по площади, чем нынешняя, так же имела треугольную форму с круглыми башнями по углам. Укрепления здесь нужны были непременно - в этих местах частыми гостями были татары: «Року 1516 месяца грудня знову под Межибож и Зенков и Летачов и Каменец (татары) вторгнули. В той же потребе под Межибожем внукь князя Костентина (Острожского) князь Роман згинул» (Острожская летопись).
Жительницы Меджибожа
Осаждали крепость татары и в 1453, и в 1506, и в 1566 годах. В начале 16 веке город принадлежал дворянскому роду Гербутов, а во второй половине 16 века надолго перешел во владение князей Сенявских. Первый хозяин из этого рода Николай Сенявский (1489-1569) остался в истории удачливым полководцем, выигравшим 12 сражений, активный участник «дел молдавских» и защитник земель Речи Посполитой от татар. Он «дослужился» до чина Великого Коронного гетмана. Его потомок Адам-Иероним Сенявский «добыл» для Меджибожа Магдебургское право, что, естественно, послужило причиной основания Магистрата и постройки ратуши. В городе стали проводить регулярные ярмарки, на которые съезжались купцы из разных районов Подолии, Волыни, Киевщины, а так же из Польши и даже из Германии. Процветали ремесла, своими изделиями прославились цеха ткацкий, скорняжный, портняжный, гончарный и кузнечный. Мещане имели связи со Львовом, откуда привозили в Меджибож книги, а во Львов поставляли воск.
Въезд в крепость
Считается, что именно на территории Меджибожа Михаил Гунашевский составил известную «Львовскую Летопись», в которой освещаются события 1493-1649 годов.
При Сенявских был значительно перестроен замок, его укрепили более мощными угловым башнями, на территории возвели несколько жилых и хозяйственных построек.
Резиденция Сенявских отличалась не только надежностью, но и красотой и даже изяществом - жилые палаты украшены были изысканными зубцами и лепниной. Рафаил Сенявский в 1540 году возвел готическую часовню, позже она несколько раз перестраивалась и со временем превратилась в небольшой католический храм. Известно, что уже в 1585 году здесь бы костел. Замок Сенявских устоял до наших дней, правда, в несколько потрепанном состоянии, сейчас в нем продолжаются раскопки и реставрация.
Когда-то на этом месте была церковь
Во время Освободительной войны Хмельницкого замок в 1649 году был атакован казаками под руководством полковника Даниила Нечая и захвачен. После этого здесь несколько раз останавливался и сам Хмельницкий.
В 1672 году Османская империя захватила Подолье. Меджибож стал собственностью султана наряду с
Каменцем-Подольским и
Хотином вплоть до 1699 года. В крепости все это время пребывал начальник санджака, турецкий ага с сотней янычар. Крепостную церковь турки превратили в мечеть. При турках был построен каменный мост через Бужок, который до сих пор называется «Турецким». После освобождения от турок в замок вернулся прежний хозяин Адам-Николай Сенявский.
В 1701 году он писал в своей грамоте, что город полностью разорен, по-этому жителям его предоставили некоторые привилегии, чтобы они имели возможность хоть как-то восстановить хозяйство. За несколько лет Меджибож возродился, здесь опять забурлила торговля.
Адам-Николай Сенявский
В 1730 году Адам-Николай, последний из Сенявских, передал Меджибош своей сестре Софии в качестве приданного - та выходила замуж за Августа-Александра Чарторыйского. На этом правление Сенявских и закончилось. В отличие от крепости в
Старом Селе, Чарторыйские уделяли Меджибожу больше внимания, бывали здесь чаще и не довели древние стены до такого состояния как в старосельской твердыне.
Русские войска в Межибоже
В 18 веке (примерно в 1740 году) в городе поселился Бааль Шем Тов, или Бешт, кабба-лист и проповедник, один из основателей ранних течений хасидизма. Родился он примерно в 1700 году в день праздника Шавуот, и умер в тот же праздник в 1760 году. Здесь, в Меджибоже он и похоронен. В городе до сих пор существует школа, основанная еще при жизни святого. Об одном из основных его последователях - Дов Бере, я уже упоминала, когда писала о
Велыких Межиричах. В Меджибоже родился и правнук Бешта, брацлавский Цадик Нахман.
Бааль Шем Тов
Он стал не менее почитаем среди хасидов, чем сам Бешт, так как дополнил учение хасидизма и создал еще одно его течение, популярное и поныне. Умер Нахман от туберкулеза во время Рош-а-Шана (еврейский Новый год) - 16 октября 1810 года (за пару лет до этого от той же болезни умерла его жена и двухлетний сын), похоронен был в
Умани, по его желанию - среди жертв погромов и резни в 1766 и 1768 годах.
Новое здание школы Бешта
С тех пор города, связанные с Раби Нахманом, являются местом па-ломничества хасидов со всего света. Они тысячами приезжают на Украину, чтобы посетить мес-та его рождения и погребения. В сентябре-октябре ежегодно странные люди в архаичных наря-дах, с забавными буклями-пейсами, наводняют провинциальную
Умань и захолустный Меджибож. Говорят, в Меджибоже, где до сих пор процветает школа Бешта, хасиды скупили все дома, прилежащие к школе и еврейскому кладбищу.
Школа Бешта на старых фотографиях
Сейчас как раз конец сентября, когда евреи празднуют Новый Год. Так случилось, что мне совсем недавно несколько раз довелось побывать в Киевском международном аэропорту; там я видела массу хасидов, уже прибывающих в аэро-порт Борисполь (спутать их с кем-либо сложно, как вы понимаете), на входе даже весит временное расписание рейсовых автобусов, следующих в Умань.
Хасиды на улицах Меджибожа (или шагаловского Витебска?)
Вот и здесь мы их, наверное, увидим.
Вернемся к истории городка.
В 19 веке начался новый этап этой истории - Российский. В 1831 году за участие
Адама Чарторыйского в Польском восстании Меджибож, как его собственность, был конфискован.
Ахтырский полк в крепости
То же здание в наши дни
С 1836 по 1842 проводилась кампания по организации военных поселений. Многие жители окрестных сел принудительно были переселены, по большей части - в Херсонскую губернию. В крепости был расквартирован военный гарнизон.
Продолжение
ЗДЕСЬ