Блондинки на Волыни. Велыки Межиричи

Dec 20, 2008 22:10



Велыки Межиричи - небольшое селение в Корецком районе. Для того, чтобы добраться до него, нам нужно будет свернуть на север от трассы «Киев-Ровно». Село старое, впервые упоминается в 16 веке, как собственность князей Корецких.



Парк и пруд в имении Стецких

Кстати, на Украине есть два села с именем Межиречи («Междуречье» - ?) и оба в Ровенской области: вот это, что называлось когда-то Межирич Корецкий; сегодня же мы заедем в еще одно - Межирич Острожский (сейчас просто Межирич). Корецкие построили здесь мощный каменный замок, который кто только не пытался разрушить: и Беата Острожская (та самая, что выходила замуж в Дубно и убила татарского вожака в день своей свадьбы), и казаки Хмельницкого, и шведы, и русские, и гайдамаки.



Копия портрета Беаты Островской, хранящаяся в музее города Острог

Добавлю пару слов о Беате Острожской (урожденной Костелецкой), хоть я ее уже вскользь упоминала - уж больно занятная штучка: она была наперсницей и первой помощницей королевы Боны Сфорцы, являлась по слухам внебрачной дочерью одного из Сигизмундов Польских, вдовою Ильи Острожского и женой воеводы Альбрехта Лашского.

Эта сильная тетка с железной волей, яростная католичка, сломала жизнь собственной православной дочери Гальшке и сама водила войска в бой. Межиричи в 1576г она попросту разрушила. Немудрено, что замок не устоял до наших дней. Да и само селение, ставшее городом в 1602г и в том же году получившее Магдебургское право, не раз переходило из рук в руки: и Любомирским Межирич принадлежал, и Яблоновским и Стецким. Представитель последних, Ян Стецкий, получил имение весьма традиционным по тем временам способом - выиграл в карты в 1773г.





Еще при Любомирских в 1650 в городе бы заложен римско-католический коллегиум пиаров, намного позже при коллегиуме возводят костел. Пиары (пиаристы) - это не те, кто занимается формированием имиджа, это католический орден такой, который был основан в 17 веке в Италии. Основной своей задачей пиары считали воспитание юношества в религиозном духе, наставническую и преподавательскую работу. Были они ребята образованные, многие пиары служили профессорами в известных университетах.



Генерал Александр Петрович Тормасов

В 1812г в городке стоял штаб легендарного генерала Тормасова. А в 1832г, после подавления Польского восстания, имение Стецких, принимавших участие в волнениях, было конфисковано.

Едем. Дорога вполне пристойная, 8 километров, ведущие к селу от трассы, проезжаем быстро. На повороте дороги, ведущей в центр села, виднеется высокий холм, увенчанный небольшой квадратной постройкой со звездой Давида. Обнесен он «свеженьким» заборчиком, наверх ведут ступени. Решаем, что в деталях все рассмотрим на обратном пути.Сейчас мы ищем костел все того же святого Антония. Благо, это занятие незатруднительное - огромное здание костела видно издалека, пожалуй, с любой точки села. Построен он в 1725г, вернее, в том году было закончено его строительство, начатое в 1702 (представляете?! - 23 года!).



Ежи-Доминик Любомирский

Инициатором строительства и его «спонсором» был Ежи-Доминик Любомирский, Краковский староста. Строил его известный польский архитектор Войцех Ленартович (возводил он в основном костелы и в основном на территории нынешней Польши). Функционировал костел до Второй мировой войны, после депортации поляков из этих мест приход самоликвидировался, костел опустел. На одной из стен виднеется охранительная бляха, однако уже 60 лет костел стоит пустой. Наверное, при «Совке» его как-то использовали - склад какой-нибудь, или что-нибудь еще, но сейчас он совсем пуст. Упоминания о костеле есть на всех польских сайтах бывших волынян и подолян, депортированных в Польшу в 1939г. До сих пор живы некоторые жители польских поселений ("крезов", как они их называют), и похоже, ностальгия по когда-то родным местам их не покидает.

На подобных сайтах размещают фотографии и воспоминания об улицах и зданиях, вывешивают старые семейные фотографии, разыскивают бывших соседей и коллег. С одной стороны, с чего бы это жить полякам на украинской земле, когда у них польской - навлом?! А с другой - желко их все-таки. В очередной раз за ошибки правителей и выяснения отношений между политиками расплатились простые люди, выросшие на этой земле и считавшие ее своей Родиной. Надеюсь, им и их потомкам живется сейчас лучше и интереснее, чем тем, кто остался здесь.







Размеры костела просто поражают - он гигантский. Сфотографировать его полностью можно только очень издалека, вблизи даже нельзя понять, каков его архитектурный замысел. Видно, что барокко, но в общем - невообразимая громадина-глыба. Двери, в отличие от костела в Межирове, сельце с похожим названием в Винницкой области, о котором я писала ранее, сохранились, они закрыты. На одном туристическом сайте читала, что как-то проникнуть в здание можно. Идем на разведку. Положение усугубляется тем, что собор под самые стены зарос кустарником. После тщательного осмотра обнаруживаем пролом в стене. Помогая друг другу, проникаем в небольшую комнату. Ошибочка вышла - это хозяйственное помещение, вход в основной объем храма завален. Кряхтя, вылазим и продолжаем поиски. Наконец обнаруживаем еще один лаз в стене. Он расположен высоковато, да и узок он угрожающе - наши «филешки» могут не пролезть, особенно Маришина, чуть более выдающаяся, чем моя. Даже не сомневайтесь, что мы нашли выход из положения.













Гламурные блондинки минут семь собирают разбросанные кирпичи и сооружают небольшую горку под проломом. Потом, задыхаясь и давясь от смеха, приложив титанические усилия, мы протискиваемся в лаз и попадаем, наконец, внутрь костела. Изнутри он кажется еще более громадным, чем снаружи. Позеленевший сводчатый потолок где-то невообразимо высоко; чтобы разглядеть его, нужно высоко запрокидывать голову. Со знанием дела я отправляюсь обследовать вход на лестницу хоров, зная, что она расположена слева от дверей, но тут выходит промашка: шахта лестницы есть, а самих ступеней нет.







Видимо, здесь была деревянная винтовая лестница, которой давно «приделали ноги». Именно из этого костела красный иконостас перенесен в одноименный костел в Корце. Здесь же из внутреннего убранства сохранилась такая деревянная штучка, прикрепленная к стене, что-то вроде балдахинчика над кафедрой, откуда читались проповеди (не знаю, как это называется). Штучка была когда-то покрыта, таким же красным лаком, как и иконостас. На стенах сохранились мальтийские кресты и «тени» гербов. Возле одного из гербов мы обнаруживаем полустертого херувима. Окна собора расположены очень высоко, под самой крышей.

Где-то воркуют и шелестят крыльями невидимые голуби. В этом гиблом заброшенном месте чувствуешь себя очень сиротливо и неуютно, как на кладбище. Кажется, время здесь остановилось…
Побродив немного по костелу с умными лицами и сделав фотографии, мы выбираемся наружу, используя уже освоенные альпинистские приемы. Уже дома я обнаружила, что на всех моих фото костел получился перекошеным. Что-то не заметила этого "в реале", вроде ровный. Кстати, на старом нечетком фото почти столетней давности, костел Антония тоже малость кривоват, так что, не я одна такая криворукая. Теперь нам надо найти местную усадьбу, принадлежавшую когда-то Стецким. Ян Стецкий возвел еще несколько знаковых построек на Украине, костелы, в основном. Дворец в стиле раннего классицизма он построил на месте старой полуразрушенной крепости в 1793г.





Работал над проектом «ополяченный» итальянец Доменико Мерлини. Строители умело замаскировали крепостные рвы, «организовав» вокруг усадьбы парк и прудик. Надо теперь всю эту красоту найти. Вот тут и возникает трудность: как объяснить, что нам надо. Жалко смотреть на местных жителей, в тот момент, когда мы спрашиваем, как проехать к «палацу» (дворцу), «старому маетку» (имению), «садыбе Стецького» (усадьбе) - глаза вопрошаемых вылазят из орбит от изумления, они впадают в ступор и после долгого молчания выдавливают из себя: «Шо-о-о?!». Помогла нам пожилая тетенька с велосипедом.

Пока мы бились, пытаясь объяснить доходчивей, что же нам надо, она, щурясь, подозрительно рассматривала нас, явно раздумывая, а не позвать ли участкового (причем все равно какого - врача или милиционера). Выслушав весь наш отчаянный бред о «маетках-садыбах-палацах», она вдруг радостно воскликнула: «Интернат?!». Мы чуть не ошалели от счастья: «Ну, конечно, интернат!», хотя до этого и понятия не имели, что сейчас находится в усадьбе.
Теперь мы быстро находим искомое. Усадьба находится на холме, засаженном плодовыми деревьями, в основном - яблонями. Деревья нестарые, высажены ле 10-15 назад. Справа от входа на территорию виднеется крошечный прудик-ставок.



Усадьба на рисунке Наполеона Орды

Невероятно, на бережке в высокой траве засели два рыбака с удочками - неужели здесь водится рыба?! Раньше вокруг дворца был разбит чудесный парк, сейчас от него осталось всего несколько деревьев и старинная истертая дорожка. Прямо напротив дворца поставили памятник Героям Войны. Он смешной, как и все сельские памятники, но все же я отношусь к этим мало шедевральным творениям, покрытым бронзовой, серебряной, белой, коричневой краской, с большим почтением. Память войны для меня священна, это одно из немногого, к чему я отношусь абсолютно без цинизма. На цинизм напрашивается привязанная прямо к ограде памятника крупная черно-белая корова.













На фоне дворца она смотрится феерично. Марина с отсутствующим видом начинает ходить широкими кругами - наша девочка боится коров. Дворец бугристо покрыт толстой терракотовой штукатуркой и обшарпан до невозможности. Это самая обшарпанная из встреченных мною усадеб, которая до сих пор эксплуатируется. Кажется, толкни ее слегка плечом, и колонны посыплются, как домино. Совершенно очевидно, что когда-то это было роскошное строение. Его, к слову, запечатлел умничка-Наполеон Орда.



Аскетичный интерьер, увиденный мною через окно

Ранний классицизм подразумевает большую, по сравнению с еще более сдержанными средним и поздним классицизмом, декорированость, плавность и закругленность линий. Здесь еще присутствуют «барочные» влияния. Сам двухэтажный дворец прямоугольный в плане, соединен полукруглыми галереями, украшенными колоннами тосканского ордера с двумя симметричными флигелями. Похоже, старинные элементы декора давно сбиты, хотя, говорят, богатая лепнина сохранилась в некоторых помещениях, в частности, в актовом зале.











К сожалению, интернат закрыт на лето, нам не удалось проникнуть внутрь, поэтому изображения лепнины я попросту стащила с чужого сайта (очень, к слову, интересного: http://ukraine.kingdom.kiev.ua/region/17/miedzyrze-korecki.php). Мы, конечно, попробовали заглянуть внутрь через окно, но никакой лепнины там не оказалось - коридор и дверь в столовой. На удивление, помещения усадьбы внутри сияют чистотой и новенькой краской, словно интерьер современной, совсем новой школы каким-то образом затолкнули в покосившийся полуразваленный дворец.

Ну что ж нам надо следовать дальше. Еще предстоит рассмотреть поближе «еврейский холм». Едем туда. Он оказывается действительно еврейским. Поднявшись по ступеням, мы обнаруживаем на вершине поросшее травой плато. Обойдя его кругом, мы, искусно лавируя между кучками козьих продуктов жизнедеятельности, обнаружили два старинных каменных надгробия, испещренных червячками иудейского письма.





Памятный знак (вдали виднеется костел Антония)

Это древнее еврейское кладбище. Когда-то в Межиричах существовала обширная еврейская община, но ее постигла участь большинства подобных общин на западе Украины - гонения, уничтожение фашистами, иммиграция. Когда-то здесь жил один из основателей хасидского учения ребе Дов Бер. Была здесь и многовековая синагога, которую разрушили фашисты.





Старинное надгробие и мелкий домашний скот, влезший в объектив

Квадратная постройка на самой вершине совсем новая. Это памятный знак, установленный в 1995г иммигрировавшими евреями-уроженцами села на месте захоронений их пращуров. С холма видно все село и костел вдалеке.

Все здесь печально и торжественно. Коз бы еще разогнать…
Вот такие Велыки Межиричи. Жаль, с солнышком нам не повезло, фотографии получатся совсем сумрачные. Ну да ладно!

Любомирские, костелы, Волынь, Острожские, Ровенская область, Бона Сфорца, усадьбы, Велыки Межиричи

Previous post Next post
Up