Магнолии в Берлинском ботаническом саду
В 1911 году умирает отец. Иван делает несколько его посмертных портретов, пробирающих до мозга гостей своей натуралистичностью:
Годы примирили сына с умершим отцом. В конце 20-х годов в Берлине, смертельно тоскуя по Родине, Иван Мясоедов написал картину "Чаепитие в Павленках", на которой изобразил родителей в уютной гостиной павленковской усадьбы, старую горничную и множество деталей, таких родных и привычных с детства - все то, что он утерял безвозвратно.
Иван Мясоедов. Чаепитие в Павленках
Но до этого было еще далеко. Ивану предстояло пережить одно из главных счастливых событий своей жизни - он встретил женщину всей своей судьбы. В 1912 году на гастроли в Россию приехала итальянская танцовщица Мальвина Верничи. Иван влюбился в нее с первого взгляда. Это крохотная женщина с греческим профилем и гибкой мускулистой фигуркой полностью соответствовала представлениям Ивана об античной красоте; средиземноморская внешность экзотической танцовщицы пленила его навсегда. Они стали жить вместе, похоже, так и не узаконив своих отношений - дочь Ивана и Мальвины носила фамилию матери. Жили молодожёны не особенно раскошно, питаясь за те гроши, которые Иван зарабатывал в цирке. Еще иногда удавалось подзаработать, устраивая выставки отцовских работ.
Семья смогла накопить денег и построить двухэтажный домик в родных Павленках. Эта постройка, говорят, сохранилась до сих пор. В ней ныне расположена Полтавская гравиметрическая лаборатория (очень хочется посмотреть!).
Дом Мясоедова и Верничи в Павленках
Мальвина часто позировала Ивану, ее черты можно угадать во многих женских образах на его картинах. Иван позволял жене позировать и своим друзьям; ее экзотическая внешность высоко ценилась в кругах молодых художников.
Иван Мясоедов. Портреты Мальвины Верничи
А спокойная жизнь заканчивалась... Приближалась Революция. Иван не стал ее сторонником, ему близки были идеи анархизма, но ему претило любое насилие, концентрацией которого он считал революцию. Он вступил в армию Деникина и стал при ней художественным корреспондентом. После разгрома деникинских войск красными Мясоедов попал в плен и чуть не был расстрелян. Ему чудом удалось спастись, и в 1921 году он вместе с Мальвиной уплывает из Крыма на немецком корабле "Вигберт" в Константинополь, затем в Триест, Баварию и надолго оседает в Берлине.
Началась эмиграция. В Берлине Мясоедов продолжает писать картины. Он создает серию портретов на заказ и становится довольно популярным, его полотна неплохо продаются.
Иван Мясоедов. Бранденбургские ворота
Иван Мясоедов. Берлин
Парк в Берлине
Портрет мадам Бродской.
Германия в это время бедствует, марка девальвируется, многие жители влачат жалкое существования, Иван и Мальвина же начинают жить на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Мальвина воспитывает дочь. Дом Мясоедова - полная чаша. Это было странно, даже с учетом множества заказов. Вскоре секрет семьи раскрывается самым драматическим образом: в 1923 году Мясоедова арестовывают за фальшивомонетничество. Искусный гравер, он заставил Музу служить преступлению. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где он расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, Иван пишет целый ряд полотен, среди которых множество откровенно ностальгических, наполненных тоской по родине, по своему украинскому имению. Именно тогда рождается цикл "Украинские подсолнухи", родимые пейзажи, написанные по памяти и печальное полотно "Прощание с Павленками":
Иван Мясоедов. Русская пасха
Иван Мясоедов. Пейзаж
Иван Мясоедов. Татарское кладбище в Крыму
Иван Мясоедов. Подсолнух с любовниками
Иван Мясоедов. Подсолнух с кобзарем
Иван Мясоедов. Праздник в украинском селе
Иван Мясоедов. Прощание с Павленками
После тюрьмы Иван сильно изменился - поседел, отпустил бороду. В Берлине он снимается в роли Боярина в фильме своего знакомого В. Стрижевского "Игры Императрицы":
Приблизительно в то же время он создал афишу к голливудскому фильму "Трейдер Хорн", где использовал свои наброски с натуры, сделанные в зоопарке:
Неугомонного Мясоедова, оказывается, не так легко было унять: в 1933 году его опять арестовывают за подделку банкнот. На этот раз он проводит в тюрьме чуть больше года. Выйдя, он обнаруживает, что многое изменилось: к власти пришел Гитлер. Мясоедов делает себе и жене поддельные паспорта и под именами Евгения и Мальвины Зотовых они покидают Берлин. Художник не боялся нацистов, он опасался, что Германия, подписавшая пакт с Россией, выдаст его, бывшего деникинца сталинским властям. По пути из Германии Мясоедов-Зотов останавливается в Брюсселе, где пишет портрет Бенито Муссолини. Дуче остался очень доволен его работой, портрет позже напечатали на обложке журнала "Новая Италия". Поселяется "новоиспеченная" семья Зотовых в Лихтенштейне, в Вадуце.
Иван Мясоедов. Вадуц
В Лихтенштейне семья ведет размеренную жизнь. Зотовы становятся добропорядочными респектабельными гражданами. Иван-Евгений теперь известный уважаемый портретист, который выполняет заказы княжеского дома.
Иван Мясоедов. Княгиня Жозефина Франческа Лихтенштейнская
Иван Мясоедов. Франц Иосиф Второй Лихтенштейнский
Здесь он создает и множество других картин, в которых все отчетливей проступают черты символизма.
Иван Мясоедов. Падение грешницы в ад
Иван Мясоедов. Художник и Модель
Дамская дуэль
Шопен и Жорж Санд
В живописи Мясоедова впервые появляются мрачные мотивы, соответствующие его душевному состоянию: на склоне лет его все чаще посещает депрессия и уныние. Мясоедов разочарован в устройстве мира и в человечестве. Он пишет серию картин-аллегорий, посвященных России, Войне, Революции, бедствиям и разрухе. По своей тематике и изобразительному языку они в какой-то мере перекликаются с "Каприччос" Гойи:
Иван Мясоедов. Умирающая Культура
Иван Мясоедов. Отечество
Иван Мясоедов. Толпа демонов
Иван Мясоедов. Аллегория России
Мясоедов-Зотов выпустил первые в Лихтенштейне государственные почтовые марки, занесенные сейчас во все каталоги. В 1981 годах Лихтенштейн отблагодарил художника - в честь его 100-летия была выпущена серия марок, посвященных ему самому.
В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов, практически придворный художник - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. "Зотовых" лишили гражданства. Мясоедов постарел, но не успокоился: в 1948 году ему пришлось покинуть Вадуц - его в очередной раз обвинили в подделке ценных бумаг.
Семья "Зотовых" в 1950 г. У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи. Слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер (сейчас живы)
В 1953 году Мясоедовы отправились в Аргентину. Одна из последних работ: "Море и небо. Отъезд в Аргентину" светится безмятежным покоем и надеждой, которой не суждено было сбыться:
.
По приезду в Буэнос-Айрес Иван Григорьевич внезапно тяжело заболел и умер - оказывается, у него был рак печени. Вот так закончил свою жизнь большой художник, оставивший более 4000 живописных и графических работ, авантюрист и беспокойный скиталец - Иван Мясоедов. Мальвина пережила его на 20 лет.