Памятники татарской культуры в Касимовском районе. Часть четвертая.

May 02, 2018 18:29


Как я писал в предыдущем посте, в 2017 году были посещены все населенные пункты «Черных зипунов» (май) и «Белого аймака» (октябрь). Цели этих «экспедиций» были те же, что и в прошлые годы (см. мои отчеты за 2015 и 2016 гг.).


Сезон 2017 года я открыл с «Черных зипунов» (заокская этнографическая группа касимовских татар). На месте д. Сафоново сейчас находится карьер, но сохранилось кладбище с одной «современной» могилой (спасибо местному жителю из Ташеньки за наводку; наличие этой же могилы мне подтвердили и жители д. Баишево):



Интересно, что сафоновское кладбище расположено на значительном удалении от бывшей деревни.

Кладбище д. Колубердеево отмечено только на относительно недавно вышедшей 250-метровой карте ГГЦ:



На Генштабовских картах это кладбище не обозначено. Это странно, ведь на нем есть как современные, так и старинные каменные надгробия:







Примечательно, что это кладбище вплотную примыкает к населенному пункту, границей с которым является традиционный ровик с валом. О проживающих татарах в этой деревне мне неизвестно, хотя по данным сайта www.obd-memorial.ru из этой деревни принимало участие в ВОВ два татарина. В сохранившихся (не полностью) переписных листах переписи 1897 г. в деревне числился один хозяин двора из татар.

Более результативным стало посещение д. Баишево. Деревенское кладбище находится аккурат на месте Баишевского городища (городецкая археологическая культура, ранний железный век), от которого хорошо сохранился высокий земляной вал:





Общий вид на баишевское кладбище и городище. Хорошо заметен земляной вал.

Хронологический разброс захоронений различный (встречаются как дореволюционные, так и современные).


д. Баишево. Кладбище.



д. Баишево. Кладбище.

Несмотря на официальную численность в 1 чел. на 2010 год, в Баишево я встретил суммарно 5 человек (смешанное татаро-русское население). Здесь меня хорошо приняли и поделились различной полезной информацией.


д. Баишево. Один из немногих жилых домов.



Символ ислама - полумесяц - на одной из хозяйственных построек в д. Баишево.



д. Баишево. Остов жилого дома.



д. Баишево. Кладовая.

д. Сеитово ныне большой русский населенный пункт. Татар в нем, как показал опрос нескольких жителей, почти не осталось. По данным сайта www.obd-memorial.ru, в войне участвовали из этой деревни в основном русские. Согласно переписным листам 1897 г. из Сеитово родом один татарин.

Тем не менее, согласно консультации Ф.Л. Шарифуллиной, как минимум один дом в этой деревне - татарский, но переделан:



Сохранилось татарское кладбище этой деревни, которое не обозначено на доступных мне картах. Его показал мне местный житель за символическую плату.



Кладбище д. Сеитово.



Кладбище д. Сеитово.

Как мне кажется, русскую и татарскую части деревни разделяет Матюшин овраг. Татарская часть, соответственно, западная. Но эта догадка нуждается в обосновании…



Урочище Рудаково я не посещал. Но хотел проверить расположенное в 1 км. к северо-западу от него кладбище, которое на поверку оказалось христианским (хотя я был практически уверен, что оно - татарское, относящиеся к указанной деревне).

Согласно Д. Исхакову, деревня Экса - это татарская часть русского селения Ананьино. Как мне кажется, д. Экса находится на правом берегу одноименной речки (ср. с деревней Сеитово). К сожалению, это всего лишь очередное мое предположение, т.к. в Эксе я никого не встретил из местных, хотя деревня не производит впечатления заброшенной.



С посещением с. Толстиково я завершил осмотр группы «Черных зипунов». Это село большое, вовсе не умирающее. Недавно здесь отреставрировали и передали верующим здание старой мечети. Это отрадно и несколько странно - ведь татар здесь практически не осталось…






Любопытно, что на целую этнографическую группу заокских касимовских татар имеется лишь одна мечеть. Вероятно, жители других населенных пунктов этого региона были прихожанами мечетей с противоположного берега.

Кладбище при этом селе большое, поддерживается общиной в порядке. Надгробные памятники на нем как современные, так и дореволюционные. По мне, это самое хорошо сохранившееся кладбище во всей заокской группе.


Кладбище с. Толстиково.



Кладбище с. Толстиково.



Надгробие с датой 1911 г. от Р.Х., кладбище с. Толстиково.



с. Толстиково. Усадебный комплекс.



с. Толстиково. Усадебный комплекс.



с. Толстиково. Хозяйственная постройка/лавка?

Кстати, по иронии судьбы, на обратном пути от села Балушевых Починок до Касимова меня подвез татарин из Толстиково по фамилии Чанышев.

В ходе весенней экспедиции совместно с Р. Бултачеевым было посещено кладбище с. Торбаево. На нем сохранились остатки от когда-то стоящего здесь склепа:





Старинное надгробие на кладбище с. Торбаево.



На кладбище с. Торбаево.

Осенью 2017 г. был завершен также осмотр всех населенных пунктов т.н. «Белого аймака».

При посещении села Торбаево мне удалось выяснить примерное месторасположение когда-то стоявшей здесь мечети, а также узнать о наличии второго кладбища при этом селе. Оно расположено напротив «основного» кладбища (которые я посетил вместе с Р. Бултачеевым в мае), на противоположном берегу речки. К сожалению, практически никаких видимых признаков этого кладбища я не обнаружил, но его ров с валом видны на спутниковом снимке. Судя по этому изображению, кладбище имеет внушительные размеры. Что это за второе кладбище - более ранний некрополь или дополнительное кладбище к уже имеющемуся - мне выяснить не удалось. В качестве информатора выступила любезная местная жительница Маргарита Федоровна, представительница смешанной русско-татарской семьи. Судя по всему, эта семья - последние оставшиеся в селе татары.

Ранее это село, как и деревня Алишево, состояло из 2-х частей, разделенное речной долиной - Малое Торбаево и Большое Торбаево. Но сейчас от М. Торбаево осталось лишь несколько дворов, которые лишь изредка посещают. Территория, примыкающая с юго-востока к Большому Торбаево, в настоящее время активно застраивается новыми кварталами частного сектора. Здесь же недавно возвели православный храм. «Старая» часть села тоже населена.



Также как и в других н.п., была произведена фотофиксация села:


с. Большое Торбаево. Усадебный комплекс.



с. Большое Торбаево. Усадебный комплекс.



с. Малое Торбаево. Усадебный комплекс.

Следующий посещенный мной н.п. «Белого аймака» - с. Болотцы. Впечатляет наличие большого количества старых кирпичных домов.





Богатые дома с. Болотцы.



Богатые дома с. Болотцы.



Богатые дома с. Болотцы.



Богатые дома с. Болотцы.



Богатые дома с. Болотцы.



Богатые дома с. Болотцы.

Татар осталось несколько человек (с одним даже удалось немного поговорить). Предположительно, что сохранившееся старое здание в центральной части села - бывшая мечеть (детально оно мной не было исследовано). Также в этом селе стоит хрестоматийно известный мектеб для девочек, изображения которого активно тиражируются в различных публикациях, в т.ч. и в Интернете:



Впечатляет и кладбище этого села: после 60-го старинного каменного надгробия я перестал их считать…


Кладбище с. Болотцы.



Кладбище с. Болотцы.



Кладбище с. Болотцы.



Надгробие с датой 1907 г. от Р.Х., кладбище с. Болотцы.

Деревня Тебеньково в Советское время была включена в состав Алешино. Это единственный населенный пункт «Белого аймака», где не было своей мечети. Возможно, что татар в этой деревне не осталось вовсе. По данным сайта www.obd-memorial.ru, в ВОВ участвовало несколько уроженцев-татар из этого н.п. О преобладающем сегодня русском компоненте в деревне говорит также не так давно возведенная здесь православная часовня:



Тем не менее, в деревне сохранилась как минимум одна постройка, являющаяся свидетелем присутствия татарского населения в ней, а также мусульманское кладбище, расположенное через ручей Мудровка. Это кладбище разделено небольшим оврагом на две части, условно названные мной «старой» и «новой». В «новой» части тебеньковского кладбища имеется не очень много советских и современных захоронений - самая ранняя дата смерти, встреченная мной на памятниках - 1977 год. 


д. Тебеньково. «Новое» кладбище.

В «старой» части кладбища мной было выявлено лишь несколько обломков от старинных каменных надгробий.


д. Тебеньково. «Старое» кладбище.

Любопытно, что и это кладбище не обозначено на Генштабе, а только на 250-метровой карте ГГЦ:



Старая часть деревни расположена вдоль «главной» улицы, протянувшейся в северной части деревни. «Татарская» постройка, о которой я упомянул чуть выше, - это дом Валея Симакова (татарина-богача), в котором сейчас находится школа. Эта школа находится на восточной окраине «главной» улицы. Все, что к югу от нее - уже советская застройка.


Дом В. Симакова, д. Тебеньково.

У принявшей меня в этой деревне русской семьи  я познакомился с неизвестной ранее книгой: Симаков К.М. «От былого до нескончаемого настоящего… Книга воспоминаний» (СПб, 2017), где собраны исторические очерки, в том числе и о Тебеньково.

Село Царицыно также многонаселенное, часто встречаются кирпичные старинные дома. Сохранилось и заброшенное здание мечети.





с. Царицыно. Усадебный комплекс.



с. Царицыно. Усадебный комплекс.



с. Царицыно. Усадебный комплекс.

Кладбище этого села, также как торбаевское и тебеньковское, разделено оврагом. Но здесь оба участка синхронны по времени: на обоих встречаются как старинные, так и современные надгробные памятники.

Таким образом, селения «Белого аймака» имеют отличия от населенных пунктов других этнографических групп касимовских татар. Это проявляется в многолюдности первых, в наличии у них большого количества богатых домов, а их кладбища, в целом, ухожены и имеют много старинных надгробий (хотя собакинское и шилинское кладбища также имеют множество старинных надгробных камней). Тебеньково, как мне кажется, самая «простая» деревня в «Белом аймаке».

В ходе этой осенней поездки в Касимовский район мной было обнаружено кладбище при деревне группы «Черного аймака» Кульчуково. На его месторасположение независимо друг от друга мне указали Рашид Бултачеев и местный житель этой деревни. К сожалению, никаких надгробий (как современных, так и старинных) на нем не сохранилось. Кладбище выдают лишь наводка местных, наличие вала с ровиком, а также заметное выделение на местности в виде рощицы посреди распаханного поля:



Также прошлой осенью было более подробно изучено кладбище при д. Кадышево. К сожалению, новых надгробных памятников обнаружено не было, но зато удалось выявить границы этого некрополя:


Расположение и территория (обведена красной линией) кладбища при д. Кадышево.

Таким образом, к настоящему моменту (весна 2018 г.) я посетил все сохранившееся поселения и часть урочищ касимовских татар по спискам Ф.Л. Шарифуллиной и В.В. Акимова. Об итогах этих самоорганизованных  «экспедиций», осуществленных  мною в 2013-2017 гг., и о моих дальнейших планах на этот регион, я сообщу в свое время.

Кадышево, некрополистика, Торбаево, Баишево, Экса, Рудаково, Тебеньково, Сафоново, эпиграфика, Алешино, Колубердеево, Толстиково, Царицыно, касимовские татары, Болотцы, касимоведение, Ананьино, Сеитово, Кульчуково

Previous post Next post
Up