Памятники татарской культуры в Касимовском районе. Часть третья.

Jun 29, 2017 18:18

В прошлом году я продолжил исследования поселений и кладбищ касимовских татар. В мае 2016 года я впервые побывал в Шегашаново, Мунтово, Четаево, Карамышево, Халымово и в урочище Алишево, повторно - Темгенево, Кучуково, Новое Ахматово и урочище Джегурманово. В октябре, посещением Старого Ахматова, Кадышево, Беркеево, Полян, Селищ, Высоково, Кульчуково, Коверского (попутно побывав в Подлипках) и кладбища села Шилино, я завершил обход территории «Черного аймака».
Основной целью этих исследований, как и в прошлый раз, было выявление, первичная фиксация и оценка информативной ценности кладбищ касимовских татар. Заодно производился сбор сопутствующего этнографического материала. Основным информатором в прошлом году был для меня Микаиль Янбаев из Нового Ахматова, у которого я с удовольствием гостил. Помимо устных сведений, он передал мне три старинные фотографии, показал калфак, а также дал скопировать советские фотоснимки людей и сюжетов из деревенской жизни.

д. Шегашаново




Большое количество надгробий на деревенском кладбище относится ко 2-ой половине XX и началу XXI веков. Однако встречаются и старинные памятники:






Памятник с датой 1903 от Р.Х.




Постоянного населения в деревне встречено не было, из приезжающих - русские, татары; часть домов приобретено дачниками, в т.ч. из Москвы.

с. Мунтово




Сельское кладбище:



Надгробие с датой 1873 г. от Р.Х.






На этом месте когда-то стояла мечеть. Она обвалилась в советское время.

с. Четаево
Ранее татары проживали здесь в отдельном Барском (Мурзинском) конце - самой старой части села. Сейчас Четаево - большая русская деревня. Согласно Ф.Л. Шарифуллиной, она покинута татарами во 2-ой половине XIX - 1-й половине XX вв. По словам информатора, смешанное население проживало здесь примерно до середины XX в., а сегодня татарское наследие представлено одной смешанной семьей. Тем не менее, на сайте obd-memorial.ru татарских имен по Четаево выявлено не было (на этом сайте данные приводятся по состоянию на конец XIX - 1-й четверти XX вв.).

Расположение мечети, разрушенной в советское время, и кладбища села Четаево:




Татарские ворота и дом в селе Четаево:




На территории двора этого дома когда-то располагались мечеть и татарская школа… Мечеть была закрыта еще до Великой Отечественной войны.

Остатки кирпичных ворот усадьбы, расположенной по соседству с упомянутым выше двором:




Фрагмент декора этих ворот:




Кладбище с. Четаево:







По словам информатора (1925 г.р.), на четаевском кладбище располагалась какая-то каменная постройка. Что это - мне выяснить не удалось.

с. Карамышево
Согласно Ф.Л. Шарифуллиной, село Карамышево также относилось к числу татарских населенных пунктов и было покинуто татарами во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв. Ни у В.В. Акимова, ни у И.Р. Габдуллина Карамышево в списках нет. По словам информаторов, это - русское село и татары здесь не жили (только учились в местной школе). На сайте obd-memorial.ru татарских имен по этому селу выявлено не было. На основании упомянутой информации, а также по наличию церкви XVIII века и двух русских кладбищ, можно согласиться с Ф.Л. Шарифуллиной (если допустить, что татары здесь вообще когда-либо жили). О татарском кладбище села мне ничего не известно.

с. Темгенево
В очередное посещение кладбища села Темгенево удалось найти старинные татарские надгробия:



Надгробие с датой 1894 от Р.Х.




После публикации моего предыдущего сообщения о памятниках культуры касимовских татар, со мной связался мулла Рашид Бултачеев и внес некоторые корректировки к тексту того поста. Вот они:
1) Мечеть в селе располагалась за домом имама Баязитова, а не на месте, обозначенном в прошлом посте:







2) А на этой фотографии изображен дом Бултачеевых - предков Рашида:




д. Алишево




Алишево - родина моего информатора Микаиля Янбаева. По его словам, деревня делилась на две разделенные оврагом части: Большое Алишево (здесь жили богатые) и Малое Алишево (жители были победнее). Есть у Микаиля в коллекции и фото этой не существующей ныне деревни. В 80-е гг. XX века Алишево покинул последний житель.

Дом Янбаевых в Малом Алишево:




Дом в Большом Алишево:




Всего на кладбище было выявлено около 10-ти целых и фрагментированных надгробий; некоторые захоронения обозначены лишь небольшим холмиком или деревом (со слов М. Янбаева).




Общий вид кладбища.










Кладбищенские вал со рвом.

Микаиль, ссылаясь на слова своего отца, упоминал, что чуть западнее от нынешнего алишевского кладбища располагалось старое кладбище.

д. Халымово
М. Янбаев приводит следующую легенду основания этой деревни: местная помещица Халима переселила сюда несколько русских семей. Так возникло Халымово. Как татарская она упоминается у Ф.Л. Шарифуллиной (покинутая татарами во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв.) и у И.Р. Габдуллина. Сейчас это русская деревня и о проживающих ранее в ней татарах информатор ничего не знает. На сайте obd-memorial.ru татарских имен по этой деревне не выявлено. Интересно, что северо-западная часть деревни, отделенная оврагом, именуется «Урал». О татарском кладбище в Халымово мне ничего не известно.

д. Ахматово (старое)
Микаиль много лет живет в новой части деревни Ахматово, возведенной в советское время. Наряду с Алишево и Халымово, он мне показал и Старое Ахматово:



Общий вид.



Ворота.

В Ахматово переселились многие татары окрестных деревень. Сейчас здесь проживает смешанное население с преобладанием русских.

д. Кадышево
Деревня уже покинута жителями, но еще сохраняются остовы нескольких домов.



Дом матери муллы Рашида Бултачеева.

Школа, переделанная в советские годы из дома зажиточного татарина (по предположению М. Янбаева):







К сожалению, изучить подробно кладбище Кадышево я не смог, но удалось, со слов старосты д. Беркеево, его обнаружить и сделать GPS-отметку:







д. Беркеево
По легенде, деревня Беркеево образовалась так же как и Халымово - местный татарин-помещик переселил сюда русских крестьян. Согласно Ф.Л. Шарифуллиной и И.Р. Габдуллину, это татарский населенный пункт, покинутый ими во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв. Со слов опрошенных мною информаторов, Беркеево - русская деревня и о проживающих здесь ранее татар они ничего не говорили. На сайте obd-memorial.ru татарских имен по этому населенному пункту не встречено. Тем не менее, здесь живет, как минимум, одна татарская семья - переселенцы из соседних Полян. Какой-либо информацией о татарском кладбище этой деревни я не обладаю.

д. Поляны
С трудом удалось найти кладбище этой деревни. На нем обнаружил лишь два поросших мхом надгробия.







Сейчас татары здесь не проживают (по Ф.Л. Шарифуллиной они покинули эту деревню во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв.), но наличие татарского кладбища снимает вопрос об историческом проживании здесь татарского населения.

с. Селище
С этим селом особая сложность. Как татарский населенный пункт, он упоминается только у В.В. Акимова. В селе имеется старинная церковь (согласно сайту temples.ru, она была основана в 1772 году) и русское кладбище. Часть информаторов утверждала, что татары здесь все же жили. Как мне кажется, в Селищах проживали лишь поздние выходцы из окрестных татарских сел и деревень. О татарском кладбище этого села мне ничего не известно, при этом информатор из Селищ сообщал о наличии у местных татар традиции захоронения на их исторической родине. На сайте obd-memorial.ru татарских имен по этому селу не выявлено.

д. Высоково
Как татарская деревня, упоминается у В.В. Акимова и И.Р. Габдуллина. По сообщению информаторов (в т.ч. проживающих в Высоково), эта деревня - русская и татары здесь не жили. При этом есть намеки на то, что к северу от с. Шилино когда-то существовала деревня Татарское Высоково. Точно локализовать на местности эту деревню мне пока не удалось. На сайте obd-memorial.ru татарских имен по Высоково мной не найдено.

с. Шилино




Посетил лишь некрополь этого бывшего села. Кажется, что это наиболее сохранившееся кладбище «Черного аймака»:









Надгробие с датой 1899 от Р.Х.



Надгробие с датой 1890 (или 1895) г. от Р.Х.



Надгробие с датой 1899 г. от Р.Х.



Надгробие с датой 1878 г. от Р.Х.

д. Кульчуково
Сейчас татар здесь нет, но, по словам местного жителя, они когда-то давно проживали в деревне. Татарское кладбище обнаружить, увы, не удалось, хотя оно у Кульчуково имеется.

с. Подлипки
Удалось сфотографировать несколько построек. Одна из них - это дом семьи Ширинских:




с. Коверское




Также как и Кадышево, село оставлено жителями и от него остались лишь остовы домов. Согласно Ф.Л. Шарифуллиной, татарское население покинуто село во 2-й половине XIX - 1-й половине XX вв. Старинный часовенный столб в Коверском иллюстрирует длительность проживания здесь русского населения. На сайте obd-memorial.ru татарских имен по Коверскому обнаружено не было. Тем не менее, татарское кладбище села сохранилось.







Мне удалось выявить 4 фрагментированных надгробия.
Уже позднее Р. Бултачеев сообщил мне, что в Коверском он нашел мечеть, позже приспособленную под жилой дом. Однако обнаружить ее во время посещения села мне не удалось.

Таким образом, мной были посещены все ныне существующие населенные пункты «Черного аймака», а также часть урочищ этой группы касимовских татар (по спискам Ф.Л. Шарифуллиной и В.В. Акимова). Но моя работа продолжается как в виде ее теоретического обоснования (в конце прошлого года вышла моя статья «Касимовский мусульманский некрополь: история и перспективы изучения»), так и непосредственно «в поле» (поиск и первичная фиксация кладбищ касимовских татар). Уже в мае 2017-го года я посетил населенные пункты «Черных зыбынов» и кладбище с. Торбаево, а этой осенью я планирую закончить исследование населенных пунктов «Белого аймака». Но отчет об этих вылазках будет опубликован в свое время…

касимовские татары, касимоведение, некрополистика, эпиграфика

Previous post Next post
Up