Царскосельский дворец. Антикамеры

Mar 05, 2016 14:09

От Большого зала дворца отходит" Золотая анфилада". Легко догадаться почему она так названа.



Мы не можем увидеть каким был Зимний дворец Петербурга во времена Екатерины Великой, но Екатерининский дворец в какой-то степени показывает вкусы и представления о царской роскоши. Золотая анфилада кажется бесконечной, её зазеркалье манит неизведанными красотами. Триста метров залов протянулись во всю длину здания. Выход императрицы к гостям был крайне театрален, она появлялась из бесконечной глубины комнат сияющим видением и постепенно приближалась. Во времена барокко главным видом искусства был театр.

Ближайшими комнатами, которые создал Растрелли, были Антикамеры - три помещения с "дизайном" подобным главному залу, что объединяло их по замыслу в общий ансамбль парадных комнат. Здесь ожидали аудиенции гости. Изначально антикамер ( название пришло из итальянского языка) было пять, две были позже переделаны в Лионский и Арабесковый залы.




Эти залы использовались по-разному: в первой собирались - самые знатные, следом - чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Из записок Е. Р. Дашковой: " Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены - по чинам мужей, девицы - по чинам отцов, и потому утром на церемонии коронации мне следовало занять оказались последними, или, лучше сказать, самыми высокими скамейками, место жены полковника"."… в собор допускались лица в звании не ниже полковника, места для их жен вроде подмостков, специально сооруженных для зрителей". Теперь понятно почему "Антикамер", было пять.

Первая Антикамера стала при Екатерине Великой местом, где показывали спектакли.



В этой комнате, в 1765 году, был нарочно построен»  маленький театр, в котором в первый раз, 21 апреля того же года, в день своего рождения императрица Екатерина II смотрела, как малолетние придворные певчие исполнили французскую оперу «Летрокэр» .После этого спектакли стали еженедельными до постройки в саду каменного театра. С 1765 года в «Первой антикамере» начались представления французской труппы под руководством актера и музыканта Ж.-П. Рено. Здесь же, 19 августа 1772 г., фрейлинами и придворными кавалерам был в Высочайшем присутствии разыгран«Бригадир», Фонвизина.













Декор антикамер похож: золоченая резьба, паркетные полы, зеркала,мебель, обитая белым штофом. Первую антикамеру украшают огромные изразцовые печи.





































За «Первой Антикамерой» находится «Вторая Антикамера», которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны. Стены комнаты по-прежнему украшены пилястрами с резными орнаментами, а потолок - великолепным плафоном.
Посередине установлен "сладкий стол", сделанный по мотивам праздников времен барокко."Сахарный партер", создан по эскизам Ф.-Б.Растрелли и рисункам XVII в. Его сделал мастер-кондитер Алдис Бричевс, Латвия в 2009 году, из поролона, сахара, пищевого сусалього золота, стразов Сваровски, пищевых красителей.























Вo времени переезда Екатерины II в ее новые апартаменты, эта комната часто служила для вечерних небольших собраний во время концертов, а иногда в ней давались и «комнатные балы». В 1845 г. в этой зале был устроен театр для «комнатных спектаклей». В начале ХХ века вторая Антикамера предназначалась для занятия спортом младших членов императорской семьи.

Расписные плафоны с небесами визуально раздвигают пространство вверх.
















Интерьеры дополняют красивые аксессуары: вазы, часы.










Следующий покой «Третья Антикамера», или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер» (от франц. a la guerre - на войне; игра в бильярд с двумя шарами для двух и более игроков).

Третья антикамера, переоформленная Растрелли, выделялась 16 резными статуями, стоящими на пьедесталах в конце XVIII века.

В 1780-1790 годах архитектор Джакомо Кваренги изменил декор антикамер в соответствии с новым стилем классицизм. Когда по распоряжению Екатерины II перестраивалась вся южная часть дворца, в Третьей антикамере барочные детали отделки уступили место классицистическим, вместо изразцовых печей в ней были установлены 30 позолоченых каннелированных колонн с коринфскими капителями и четыре мраморных камина с зеркалами.





Восхитившись богатством представительских комнат, двинемся вглубь Золотой анфилады в более интимные покои.



Музеи, Пушкин, Архитектура

Previous post Next post
Up