Поднимемся по главной лестнице и углубимся в недра дворца, который утопит нас в обилии позолоты и утомит обилием анфилад.
В первом зале можно увидеть макет невоплощенного дворца архитектора Чевакинского, он еще вполне в стиле петровского барокко. Но мода уже менялась, поэтому построенный к 1751 году Квасовым и Чевакинским дворец сразу стал перестраиваться.
Новый автор - Бартоломео Растрелли, объединил все флигели в единый комплекс и надстроил третий этаж. Во дворце появились новые покои и большой двусветный зал. Сам дворец приобрел новые фасады.
Остатки былого декора. Дворец очень сильно пострадал во время Второй Отечественной войны и теперь мы видим его в восстановленном виде.
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, - самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту Растрелли в 1752-1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Зал, несмотря на размеры, уютен, у него гармоничные пропорции. Зал в ширину составляет 17 метров и в длину 47.5 метров.
Зал имеет окна с обоих сторон и размещенные в простенках зеркала увеличивают количество света. К тому же стена кажется нематериальной и позолота словно висит в воздухе. Этот удивительный эффект завораживает, ощущение легкости конструкций, отсутствия стен и игра свечей в удаляющихся отражениях зеркал делают зал совершенно волшебным местом.
{C}
Главными средствами декоративного оформления интерьера у Растрелли послужили зеркала в пышных резных рамах, росписи и резьба с позолотой. Резные из дерева и вызолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, между которыми можно найти вензели Екатерины Второй, при которой было закончено строительство, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, подсвечники, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией - все это создавало феерическое впечатление богатства и красоты в понимании того времени. И наверняка поражало заехавших гостей.
Дворец являет собой ответ итальянца на суровость северной природы, нежелание смириться с тем, что теплая солнечная Италия осталась далеко. Обилие окон сделано, кажется, что вопреки здравому смыслу. Но тем и отличается царь от подданных, что позволяет себе неразумные с точки зрения обывателя вещи. С царским размахом. Впрочем, тут могло быть изрядно холодно зимой, да и дворец - летний. Зато летом хорошо виден "приусадебный участок". Зимой снежные поля вокруг красиво контрастируют с теплым золотом интерьера.
Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала.
От Большого зала отходят анфилады, их золотая перспектива кажется сначала тоже отражением в зеркалах.
Скульптурная и орнаментальная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И.-Ф. Дункера 130 русскими резчиками. Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.
Наглядевшись наконец, отправляемся гулять по анфиладам...