Царскосельский дворец. Покои.

Mar 06, 2016 20:29

Старинное русское слово "покои" означает, что там-то хозяин может чувствовать себя покойно вне суеты парадно-гостевой жизни. Расслабиться.  Интересно, что теперь спальни, кабинеты для работы располагают обычно в тихой зоне дома, когда ты видишь все эти комнаты, соединенные анфиладой единого коридора, то думаешь, насколько уединенна была жизнь монарха ? Сразу вспоминается жизнь королей французского двора, которых одевали и раздевали слуги, чей туалет и завтрак мог проходить в присутствии многих чужих лиц.
Интерьеры Екатеринского дворца несут на себе печать разных стилей и вкусов, так-как, многие монархи меняли что-то под себя. Многие стили и увлечения отразились в них. Рококо менялось на классику, стиль шинуазри породил обязательные "китайские кабинеты" с обивкой китайским шелком. Есть комнаты боле роскошные, близкие по декору к тронному залу, есть вполне скромные, среди них затерялась и знаменитая "янтарная комната", известная из-за своей истории исчезновения, овеянной многими домыслами и легендами. Кстати, единственная комната, где отчего-то не разрешено фотографировать.
Траектория пути по дворцу такова, что ты обходишь комнаты дважды, сначала по одной анфиладе в одну сторону, затем возвращаешься обратно к тронному залу и идешь в другое крыло.
Череда спален, гостиных, буфетных, в чем-то похожих на первый взгляд, поэтому сложно определить назначение помещения, если в нем не стоит накрытый стол.













Одна из пяти "антикамер" была превращена позднее архитектором Чарльзом Камероном в "Арабесковый зал".Арабесковый зал - один из самых эффектных парадных залов, получил свое название из-за изящных живописных росписей-арабесок.










1770. Каминные часы" Клио и Урания". Франция. Париж. Мастер Этьен Мартенкур.




Работу над проектом этого зала Камерон начал сразу по прибытии в Царское Село и закончил к 1781 году. Полностью новый интерьер был завершен в 1784 году. Но уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеск», так она называла эту комнату: 1 мая «знатные российские обоего пола персоны и чужестранные министры» были приглашены в новые покои, 20 мая 1783 года в «Арабеске» был устроен бал, где также играли в карты и шахматы.




Паркет покрыт ковром, рисунок которого составляют знамена, пушки, ядра, сабли и другие военные доспехи. В центральном медальоне - орел, мечущий молнии в турецкую чалму. Ковер был выткан во Франции по заказу русского двора. Центральный его рисунок символически изображает победу России над Турцией.




Медальоны украсили одиннадцать живописных вставок, исполненных маслом на холсте «вольным живописного дела мастером» Иосифом Кристом. 17 ноября 1782 года в своем рапорте в Канцелярию Камерон отметил, чтод всю работу Крист закончил и выполнил ее «в совершенстве».Особенно изящны легкие гирлянды и нежные арабески, исполненные К.-Б. Шарлеманем и И. Рудольфом. Они же выполнили все арабесковые композиции на стенах, Росписи на стенах и плафон созданы Камероном, вероятнее всего, под впечатлением росписей терм Тита и лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце.

























Кавалерская столовая.







Здесь во время высочайшего присутствия в Большом дворце размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской происходили «представления» и парадные приемы высших офицеров гвардейских полков, для кавалеров Российских орденов - Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Св. Александра Невского, что и дало название комнате.
На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых "Орденских сервизов", декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777-1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.













Белая Парадная столовая.

Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять - шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.







Посреди стола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыпу» и другие.

Для парадных обедов из Астрахани «денно и нощно везли фрукты, из Украины - раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.

Стол украшен изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Этот сервиз числился в дворцовых кладовых уже в елизаветинскую эпоху и, несомненно, украшал парадные столы во время торжественных обедов императрицы.Согласно традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами.
















Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами - «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.

Малиновая Столбовая.
















Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор,




Украшение различных предметов фигурами «туземцев» было модой на экзотику, родившуюся в  эпоху Великих географических открытий. Изображения темнокожих людей, получившие название «bon sauvage» (франц. -благородный дикарь), нашли широкий отклик не только в изобразительном искусстве, но и в мебельных предметах. На рубеже XVII и XVIII веков венецианец Андреа Брустолоне (1662-1732), включив в декор мебели человеческие фигуры в полный рост, по существу, создал мебель-скульптуру. Брустолоне - больше скульптор, чем столяр - довел традицию «bon sauvage» до логического завершения; в своей мебели он сознательно использовал контраст двух пород древесины: черного дерева для фигур и бука - для остальных элементов.







Уже знакомые изразцовые печи.










Музеи, Пушкин, Архитектура

Previous post Next post
Up