Начал работу над каталогом экспедиций и походов по Уралу. Цель - каталогизировать максимально возможное число перемещений крупных групп людей по Уральским горам (за пределами проезжих дорог и крупных населенных пунктов) с летописных времён и до начала эпохи интернета (пока предварительно остановился на 1993 годе как верхней границе).
Уже понятно, что "рулон" получается немаленький - несколько тыс. карточек. Первая запись в моем каталоге на данный момент датирована 1034 годом.
Рекорд по числу участников (4024 человека) пока удерживает совершенно эпическая ляпинская военная экспедиция Семена Курбского через Приполярный Урал в 1499 году. Этот рекорд не побит ни Ермаком ни событиями второй половины XVII века (которые оказались чрезвычайно интересными сами по себе): объединенное войско Сары-Мергена насчитывало на пике около 2000 человек. Возможно, впрочем, этот рекорд будет побит Белобородовым в XVIII веке или колчаковцами в XX-м.
Второе место по продолжительности во второй половине века XX-го - печальное "серебро". Это 80 дней поисковой экспедиции на Перевале Дятлова.
Поскольку в очередной раз приближается годовщина "дятловиады", выкладываю здесь данные из моего каталога за 1959 год. Это те походы по Уралу за этот год, сведения о которых мне удалось найти. Перечень отнюдь не исчерпывающий, туристских групп только на Северном Урале в том году по обрывочным свидетельствам было как минимум на две больше, чем представлено здесь. В остальных районах - значительно больше. Однако, о них у меня пока нет практически никаких данных. Возможно, я внесу сюда и сведения об охоте групп манси из протоколов допросов. Красным отмечены участники трагических событий, связанных с группой Дятлова, оранжевым - группы, которые наблюдали неопознанные летающие объекты в небе.
(Кликабельно)
Это была довольно простая (хотя и кропотливая) работа, которая заняла несколько дней, и которую до меня удосужился провести, насколько мне известно, всего-то один человек в 2014/2015 годах. Его данные были мной использованы и максимально уточнены. Остальные предпочитали годами флудить на форумах и в соцсетях, бесконечно путаясь в ворохе данных и сообщений.
При разборе дневников и отчётов встречалась и довольно интригующая, если не сказать больше, информация. Вот, например, страница из дневника группы Василия Жмурова (бесконечно жуткий переход через Полярный Урал в январе 1955 года).
К "дятловским" событиям это сообщение напрямую не относится, но это как посмотреть. Если кто-то поспешно сочтет, что указание на "шайтана" - просто иной способ сказать о тяжёлых погодных условиях, то я, в свою очередь, поспешу его разочаровать: в книгах краеведа Ольги Кошмановой из ХМАО встречаются неоднократные упоминания местных старожилов о, так сказать, обыденных реалиях жизни в регионах "постоянной активности для определенной категории демонов" (
Ж. Кальмель). Причем "классического" "снежного человека", чем бы он ни был, называемого в этих местах кулем, комполеном, майгики и т.д., информанты отделяют от "шайтанов", которые бесплотны и большей частью невидимы. Конечно, мрачная ирония состоит в том, что в дословном переводе слово "куль" тоже означает "черт", а "комполен" - "человекоподобный дух". Однако нельзя не заметить, что упомянутое различение достигается информантом при помощи употребления слов разных языковых семей: для называния явления типа "снежного человека" используются слова своего языка (хантыйского, ненецкого, селькупского и т.п.), а для чего-то, очевидно, более "крутого" - широко распространенный на Урале тюркизм (арабизм).
Аномалисты любят прятаться за наукообразными терминами вроде пресловутых "непериодических быстропротекающих явлений в окружающей среде".
Но, как мы узнаем от старожилов Северного Урала и Зауралья, явления эти периодические. Медленно протекающие. В среде, очень окружающей. В нескольких случаях речь идёт, фактически, о пребывании информанта в осаде, устроенной "той стороной":
В других случаях (наиболее распространенных) блокируются дороги:
Особенно интересно, что эти сведения находят свои точные параллели в некоторых рассказах из Вавилонского Талмуда и других иудаистических источниках.
После всего этого, полагаю,
словосочетание "косматый демон перевалов" (azabb al-‘akaba - букв. "волосатый с горной дороги" *, см. 11-е издание Британской Энциклопедии, ст. "Satyr") которое до того и мне казалось лишь фасцинирующим лексикографическим гапаксом, должно заиграть новыми красками. В конце концов, горный перевал - наиболее удачный тип локации для осуществления воспрепятствования означенного рода...
См. также:
Рулон Шайтанов 2 ______
* В арабском забба и забуба - синонимы, разные формы одного слова, выражающего идею волосатости, а в переносном смысле - непокорности.
Сами арабы объясняют значение забу:б или азабб "непокорный" (о верблюде) так: когда у верблюда слишком длинные волосы, они закрывают ему глаза, отчего он плохо видит дорогу, бесится и не слушает погонщика.