Часть 1 Часть 2 Заканчивая серию постов о государственных защитных лесных полосах, хочу сегодня рассказать о том, что осталось к сегодняшнему дню от сталинского плана преобразования природы.
Пока искал материал по теме, внезапно обнаружил любопытный факт. Жители и гости Москвы могут видеть своеобразный памятник этому плану. Ему посвящено оформление станции метро Павелецкая (кольцевая). Судя по всему, памятник этот сейчас становится артефактом, так как мало кто об этом знает (сужу по себе: весьма часто попадаю в метро на эту станцию, и ни разу не обратил на это внимание). Википедия недоуменно сообщает, что на панно станции изображены знамена с названиями городов Поволжья. Мозаики на эту тему находятся в наземном вестибюле. А над эскалатором огромное панно в обрамлении знамен на которых и написаны города, между которыми планировались полосы.
То есть, каждое знамя посвящено конкретной полосе. Подробнее об этом можно узнать
здесь или собственно на станции.
Теперь перейдем непосредственно к полосам.
1. Государственная защитная лесная полоса от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;
По левому берегу Волги эта полоса сейчас проходит от г. Энгельса на юг до границы Саратовской области с Волгоградской. Состояние этого участка полосы - хорошее.
Проходит эта полоса прямо через г. Энгельс. На фото внизу это зеленая стена на заднем плане.
Ничего с виду примечательного, вблизи не чувствуется глобальных масштабов проекта.
К сожалению сохранившаяся полоса длиной всего около 120 км, и нигде южнее Саратовской обл. не просматривается.
Что касается правого берега Волги, то здесь полосы как таковой нет. Можно обнаружить ее фрагменты между Саратовом и Волгоградом. Очень похоже, что полоса подвергалась вырубке.
2. Государственная защитная лесная полоса в направлении Пенза - Екатериновка - Вешенская - Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;
Полоса сохранилась целиком, содержится в отличном состоянии. Сегодня она даже длиннее запланированного.
Отправляясь с Павелецкого вокзала на поезде, вы пересечете эту полосу в районе ст. Екатериновка Саратовской области.
Но, скорее всего, вас эта полоса также ничем не впечатлит - с виду обычные лесопосадки.
На этом фото можно увидеть эту полосу на заднем плане, уходящую за горизонт.
3. Государственная защитная лесная полоса в направлении Камышин - Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;
Та самая «трасса юности», посаженная комсомольцами, о которой писали газеты в 1953 г. Сохранилась на всем протяжении. Состояние - у Камышина хорошее, чем ближе к Волгограду, тем более неважное, . Местами есть следы вырубки выродками, но большей частью деревья загибаются сами, усыхая.
4. Государственная защитная лесная полоса в направлении Чапаевск - Владимировка, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;
Эту полосу я и нашел на снимках из космоса в самом начале. Полоса отлично сохранилась. Более того, Саратовцы перевыполнили план, продолжив ее до границ области еще на 50 километров.
На фото внизу полоса проходит на заднем плане. Вделеке слева можно разглядеть начало 4 лесных полос после разрыва железной дорогой.
Прошу прощение за столь ненаглядные фото. Снимал я вовсе не полосы и они попадали в кадр попутно.
5. Государственная защитная лесная полоса в направлении Сталинград - Степной - Черкесск, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;
Существует лишь южный участок этой полосы от р. Маныч до Черкесска. Состояние этого участка среднее. Ни в калмыкии, ни в Волгоградской области следов этой полосы я не нашел.
6. Государственная защитная лесная полоса в направлении горы Вишневая - Чкалов - Уральск - Каспийское море по берегам реки Урал, состоящая из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 - 200 метров и протяженностью 1080 километров;
Сегодня от этой защитной полосы мало что осталось. По территории Оренбургской области полосы она еще просматриваются, но наблюдается много проплешин и пустых участков. А на территории Казахстана, особенно южнее Уральска, полосы сходят на нет. Зрелище печальное.
7. Государственная защитная лесная полоса Воронеж - Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров;
8. Государственная защитная лесная полоса по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.
Эти полосы проследить по снимкам сложно, они небольшой ширины и сливаются с ландшафтом. Так что об их состоянии сегодня мне судить сложно.
Вот так обстоят дела с полосами сегодня. По всему выходит, что лесные полосы хуже всего сохранились на юго-востоке региона. Слишком мало приспособлена та местность для лесных посадок.
Тем не менее, свою положительную роль эти лесные полосы сыграли. Когда СССР увлекся следующим глобальным проектом - распашкой целинных земель, они как могли, защищали Европейскую часть Россиии от пылевых бурь. Иначе пахотный слой с изуродованных степей засыпал бы многие города.
Отдельно хотелось бы сказать о тех, кто вырубает сегодня лесополосы под застройку коттеджами. Вот наглядный пример людей, не видящих дальше собственного носа. Кому нужны будут их сраные дома, когда из этих мест уйдет вода, все вокруг засыпит пылью и местность превратится в пустыню.
Безусловно, лесополосы бросать нельзя. Есть проекты их восстановления и развития, например, проект «Зеленая стена России». Но на самом деле, очень многое зависит от каждого из нас. В комментариях к первому посту этой серии люди писали о массовой посадке лесов населением Китая. Китайцы - молодцы, хочется за них порадоваться.
Но хотелось бы, чтобы и наша земля была живой и цветущей, а не безжизненной пустыней. Если мы, конечно, хотим своей Родине процветания. И чтобы наши дети вспоминали о нас с благодарностью за сохраненную и восстановленную природу, а не проклинали за наплевательское отношение к своей земле. Другой у нас нет.
Так что предлагаю по весне выбираться на природу, и не рубить деревья на дрова для шашлыков, а сажать новые на радость себе и потомкам.