Резня в День святого Валентина / The St. Valentine's Day Massacre (США, 1967, реж. Роджер Корман)
Mar 21, 2016 17:52
Гангстерская драма о кровавых событиях февраля 1929 года в Чикаго. Ирландская и итальянская мафии приготовились напасть друг на друга ради передела сфер влияния. Нам показывают процесс подготовки к маленькой победоносной войне и саму эту пятиминутную войну. Вся нация возмутилась, получив в усипуси праздничный день 14 февраля семь трупов на первые полосы газет. Суть истории в том, что массовое убийство произошло в оживлённом городском районе средь бела дня и звук выстрелов слышали многие, но полиция так и не смогла никому предъявить обвинение, хотя все журналисты бегом побежали брать интервью у Аль Капоне.
В сюжетном отошении это художественная хроника на документальной основе. Казалось бы, темой её должна стать мера вины и расплаты каждого из участников. Однако само историческое событие явилось фактически неудачным покушением на случайно спасшегося фигуранта, так что притягивать за уши рок и фатум было бы несправедливо по отношению к здравому смыслу. Может, темы здесь вообще нет, а есть только авторское любование криминальной экзотикой? Имею подозрение, многие зрители "Бойни в День святого Валентина" склонны сосредотачиваться на пышном, ярком визуале.
Думаю, незачем объяснять, почему на фоне предыдущих скриншотов мне захотелось особо выделить этот кадр, где изображение резко потеряло цвет и пикселизировалось, имитируя ожившую газетную фотохронику.
Но не визуалом единым. Примечательны и сюжетные виньетки, которыми авторы обрамили знаменитое убийство. [СПОЙЛЕРЫ для тех, кого не заинтересовал яркий, пышный визуал и фильм смотреть всё равно не станут]Во флэшбеках и маленьких сюжетных ответвлениях-тупичках, вроде бы как излишних для раскрытия хода основных событий, одна за другой демонстрируются практики человекоубийства в том их виде, какой был принят в те времена у приличных гангстеров, посещающих церковь. Ирландцы не убивали свидетелей, поэтому осталась живой супруга итальянского мафиозо. Ирландцы запросто устраивали грандиозную пальбу с улицы в помещение ресторана, но не стреляли по тем, кто успел нырнуть под столики. Однако у ирландцев не было принято давать жертве время на прощание с жизнью, в то время как итальянцы позволяли приговорённым к казни перекреститься напоследок. То есть, внешняя импозантность и гуманистичность ирландского стиля выглядела всё-таки неприятно механистичной по сравнению с интимной жестокостью итальянцев лицом к лицу с убиваемой жертвой. На протяжении фильма Аль Капоне демонстрировал мощную волю к фирменной интимной жестокости, но именно он позволил разрушить основы итальянского криминального стиля. В День всех влюблённых его подручными был намеренно убит случайный свидетель, жертвам не дали и секунды на осознание участи, да ещё и стреляли в спину, не видя глаз. Чёртова глобализация, а? Вот так гибнут великие социально-эстетические идеи.
Роджер Корман вошёл во вкус, поставил ещё и "Кровавую маму" в 1970 году. Это тоже гангсерская ретро-драма, но не про большую оргпреступность с паутиной вертикальных и горизонтальных связей, а про чисто семейный грабительно-убивательный бизнес, так сказать, в статусе вольных художников, способных на импровизации и причуды. А потом пришёл Роберт Олдрич с "Бандой Гриссомов / The Grissom Gang" (1971) и подхватил знамя Роджера Кормана.