Эволюция философии искусственного блондина в развлекательном кинематографе

Mar 21, 2016 11:09

Ради каких выгод природные шатены и брюнеты решаются стать экранными блондинами? Какой имиджевый ресурс таят в себе обесцвеченные волосы?

Александр Демьяненко легендарен как не осознающий своей недотёпистости студент-переросток Шурик из комедий Леонида Гайдая 1965-1966 годов (плюс фильм 1973 года, но там у Шурика совсем не тот размах, да и не студент он там).




Инфантильная "блодинистость" подчеркнула недостаток юной свежести в актёре, играющем студента. Тем самым цвет волос удачно оформил фабульную идею показать взрослого мужчину как наивного ребёнка с сюжетным переводом стрелок на итоговую честность и максимализм детского мировоззрения.

Считается, что невероятно популярный образ Шурика сломал карьеру исполнителя и сделал его актёром одной роли. Но если приглядеться, с хорошими ролями для Демьяненко в советском кино особо не разбежишься. Актёры помладше тоже от этого страдали, иначе почему, например, нет других нормальных ролей у каждого из "неуловимых мстителей", упустивших краткий пик популярности. Скажу честно, охотно полюбовалась бы на тридцатичетырёхлетнего Демьяненко в роли доктора Мортимера в чёрно-белой "Собаке Баскервилей" 1971 года, но на эту роль взяли сорокачетырёхлетнего Анатолия Адоскина.
Зазвездиться в польском "кино морального беспокойства", куда он вполне подходил по типажу, Демьяненко всё равно не смог бы из-за бюрократических и языковых барьеров и недостатка харизмы. Впрочем, там всё одно к одному складывалось: в 1967 году погиб знаковый польский актёр Збигнев Цыбульский, такой же губастый, со вздёрнутым носом и рыхловатый, и Демьяненко с его мягкими красками только разозлил бы поляков.




Кристофер Ламберт многим помятен как весёлый и легкомысленный, а на самом деле целеустремлённый и упрямый вор Фред в "Подземке" (Франция, 1985, реж. Люк Бессон).




Когда "Подземку" впервые показали по телеку, опомниться не могла. Как-то впитываешь в себя классический тезис "Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый" и не задумываешься, что лихость и придурковатость суть атрибуты автономно действующей социальной единицы, а отношения подчинения/начальствования никакой лёгкости и беззаботности категорически не приемлют. Именно это познала героиня "Подземки", выбирая между обрыдлой нормативностью мужа-мафиози и фонтанирующей жовиальностью случайного знакомого. Скучающая в мире сытого однообразия, она видит альтернативный мир, где люди подают знаки своей открытости экспериментам, - один всегда на роликах, другой не расстаётся с барабанными палочками, а третий внезапно растрёпанный блондин.
Если советский студент Шурик цветом волос обозначал свой особый когнитивный статус среди во всём равных сограждан, то французский вор Фред цветом волос обозначил противопоставленность ментальным "антиблондинам", т.е. душным людям, аннигилирующим вокруг себя всё живое и непонятное.

Джеймс Марстерс - изначально добрый, но катастрофически опьянённый злом вампир Спайк в сериале "Баффи - истребительница вампиров" (1997-2003).




Успех этого персонажа феноменален. Сам по себе Джеймс Марстерс не такой уж выдающийся лицедей, но со Спайком попал в самую точку. Всего лишь потребовалось изобразить не маньяка-садиста, а рыцаря тьмы, в котором восхищение чувственно-эстетическими аспектами Зла соседствует с практиками умопостижения Добра. Спайк обладает особым дихотомическим статусом: он олицетворяет собою тёмную сторону, занятую заинтересованным - и успешным! - познанием светлой стороны. Поэтому его обесцвеченные волосы не приглашение к диалогу с силами света, а вызов, знак продвинутости в размышлениях о моральной сути оппонентов. Не скованный нормативной моралью, именно Спайк первым увидел, что Уиллоу безразлично, какой мужчина у неё в постели, что Баффи томится без экстрима и была бы несчастлива в счастливом мире, что Джайлз потерял себя в образе мудрого старца.

Новые времена - новые блондины. У меня сейчас на повестке дня Дэвид Андерс - порочный зомби Блэйн, взрослая жертва травмирующего детского опыта. В двух сезонах сериала "Я зомби" (2015-2016) он с большим административным мастерством осуществил старт-ап в сфере зомби-услуг (и, собственно, создал сам рынок услуг).




Если вы преподаёте курс основ маркетинга, то бизнес-модели Блэйна помогут сделать лекции чуть более оживлёнными. Вот, например, имеется рассорившийся с отцом-миллионером зомби-мозгоед с минимальным стартовым капиталом. Как ему стать владельцем маленькой империи кулинарного зла, жёстко связав объём рынка поставок пищевых мозгов с объёмом рынка пищевого потребления мозгов - и регулируя их оба одновременно? Сначала надо найти пастбище бесхозных мозгов, потом прикормить дрессированный персонал для будущей торговой сети, а далее путём тщательной селекции покусов сформировать платежеспособную зомби-клиентуру и наладить логистику поставки мозгов к домашним холодильникам.
Вы назовёте это зеркалом схем наркоторговли и будете правы. Но всё-таки наркоторговцы распространяют товар, этичность и технологии происхождения которого не перестают быть предметом общественных дискуссий, а Блэйн просто превращает одних людей в трупы, чтоб сделать других людей каннибалами. Словом, только бизнес и ничего личного.
Ой ли. Что если ВОТ ЭТИ ДЕЛИШКИ и есть его личное, а? Даже не знаю, что бы тут мог символизировать цвет волос. Неужели чистоту намерений?! Скорее, символизирует способность к поддержанию внешней белизны и пушистости при отсутствии потребности в таковой.
Не сказала бы, что сценаристы реально потрудились над образом Блэйна. Он словно бы своим светом сияет, исключительно за счёт потенциала. После всех порывов облагораживающей кинематографической блондинистости Блэйн возвращает зрителя на землю. Милый детский максимализм оказывается максимализмом капризного, эгоистичного ребёнка. Открытость экспериментам оборачивается открытостью к самым чёрным соблазнам. Внеморальная оценка окружающих лишает их индивидуальности и ведёт к объективации вплоть до куска тёплого мяса. Получается, блондин Блэйн - экранная антитеза всем своим предшественникам.

Резюме: быть блондином это целая наука, даже философия.


Студент-переросток Шурик. Статус блондинства эпистемологический (когнитивный).


Неформал Фред. Статус блондинства онтологический (персоналистический).


Убийца на послушании вампир Спайк. Статус блондинства логический (дихотомический).


Создатель зомби-ОПГ Блэйн. Статус блондинства аксиологический (релятивистский).

красота спасет мир, Я зомби, спайковедение научное, художники кино, размышлизмы, обзоры, Баффи

Previous post Next post
Up