"Носферату. Ужас ночи" (Россия, 2010, реж. и сценарист Владимир Мариничев)

Aug 05, 2011 23:43

Город полн соблазнов. Он соблазнил её идти одной по пустым улицам.




Сегодня под нашими лупами анимационная комедия о приключениях Дракулы и Джонатана Харкера в дизельпанковом Лондоне.
Всё в целом - история общения истинного лондонца с эпигонами великой культуры. Да, в техническом смысле это не шедевр визуала, но нафиг нам ещё один шедевр визуала в техническом смысле, когда не с кем поговорить о засильи эпигонов великих культур.




Классическая завязка, отсылающая к шедевру Мурнау, быстро превращается в нечто абсолютно противоположное готическим страстям вокруг юной прелестной девы с печальным взором. События показаны, в основном, с точки зрения вампира, а не с точки зрения обороняющихся лондонцев. И вообще это не фантазия Лондона о Дракуле, а фантазия Дракулы о Лондоне, если позволено будет так витиевато выразиться. Это Дракула будущего, примерно парень из свингующих 1960-х, а инспектирует он ревущие 1920-е, которыми почему-то не все современники умели воспользоваться.

Предприимчивый, идущий в ногу со временем и креативный вампир путём простого гипноза, а также и щедрого впрыскивания психотропных средств, легко находит друзей и почитателей, соратников и сподвижников. В чёрных полумасках, на белых конях и в густую высокую рожь... извините, отвлеклась. Дракула хочет от души развлечься, а лондонец Джонатан Харкер жаждет поучаствовать в трипе восточноевропейского неформала по столице цивилизованных манер. По этой причине скромный лондонский очкарик и его новый Хозяин демонстрируют тандем в том стиле, который многие оценили в странной комедии "Управление гневом", где пакостный старикашка Джек Николсон заставил приличного молодого человека вести себя плохо, очень плохо и даже ещё хуже.

Нравственные мутации Джонатана Харкера как тема довольно быстро изживают себя. Харкер обычный скучный дурак и воспарить до уровня истинного Зла ему просто не дано.




Собственно, самообманы мистера Харкера изначальны. Он снобистски воображал, что вызван из цивилизованного Лондона на отсталые задворки Европы, где до сих пор пользуются исключительно гужевым транспортом.




Однако граф Дракула предпочитает путешествовать авиапочтой, умеет управлять легковым автомобилем, ценитель джазовых мод, непринуждённо общается с незнакомцами на внутриполитические темы и вполне успешно возглавляет в Лондоне психиатрическую клинику.
Этот старикашка - свой в Лондоне, разве не ясно? Не тот трёхсотлетний динозавр, выползший из щели надтреснутого на переломе эпох сознания, какого создавали предыдущие экранизаторы Б.Стокера, а сам дух большого города, его домовой и смотритель, немножко Мефистофель. И трикстер-забияка, а как же без этого.

Джонатан Харкер надеялся научиться у Хозяина чему-то новому, чего раньше не умел, не знал и не видел. Надеялся посмотреть на Лондон глазами выходца из По-ту-сторону.
Но он ошибся. Потому что дело не в свежем взгляде со стороны. Если ты был никем, всегда живя в Лондоне, то так никем и останешься. Прекрасный мир возможностей развлечься от души - не изобретение Дракулы, а нечто, что каждый день прямо вокруг тебя.

Ближе к финалу мы видим, сколько таких одинаковых Джонатанов Харкеров упёк в свою психушку проказливый аристократ, год за годом устраивая себе турпоездки на трансильванскую дачу и обратно.


_


Закономерным образом фокус авторского и зрительского внимания смещается, и социопаты уступают место тем, кто прижмёт их к ногтю... если повезёт. Резкий перелом сюжета происходит в том эпизоде, где опергруппа Скотланд-Ярда выезжает на дело под характерную музыку из сериала "Место встречи изменить нельзя". С этого момента главными персонажами становятся полицейские, а сюжет составляют их метания по Лондону в сопровождении приглашённого эксперта Ван Хельсинга - человека, чьи целевые установки настолько ограничены "правильностью", что он вообще не способен очаровываться пороком и вместо Большого Приключения видит только Профессиональную Цель.
Наверное, обычным скучным дураком Ван Хельсинга назвать нельзя. Но он так усердно превращает таинственное в обычное и скучное, что у любого Дракулы руки опустятся. Вот злейший враг всех Дракул, как он есть.
А главное, он оберегает спокойствие типовых джонатанов харкеров. Которые, как выяснилось, в спокойствии не очень-то и нуждаются.



2010-2019, анимация, экранизации, российское кино, комедии черные, иль перечти женитьбу фигаро, вампиры в кино

Previous post Next post
Up