Продолжаю рассказ, начатый здесь -
http://ad-vogem.livejournal.com/42881.htmlи здесь -
http://ad-vogem.livejournal.com/44857.html Конечно, можно сказать, что мне было сильно некогда и т.д. и т.п., но я скажу честно: ««Жара расслабила мои мозги! Никак не могла я собраться с духом и продолжить рассказ о своём отдыхе) Зато сейчас постараюсь рассказать Палехе.
Итак. Долго рассказывать не буду, потому как в конце поста будет ссылка на сайт, где можно подробно прочитать о Палехе, его истории. Лучше и точнее чем я сделают это специалисты. Расскажу лучше о своих впечатлениях, ну и немного истории не помешает всё же.
Конечно, Палех это не Юрьевец, хотя ощущение сонного заброшенного городка не пропало и здесь. Производства практически нет, мастера работают дома.
Точная дата основания села Палех не известна. Первое упоминание в летописи о Палехе относится к первой половине XVII века, но экскурсовод сказала, что село существовало ещё до XV века.
Ещё во времена князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) во Владимиро-Суздальском княжестве начали развиваться ремёсла, в том числе и иконописание. Начиная с XIII века иконы стали изготавливать не только в монастырях, возникают целые мастерские, объединяющие иконописцев из посадского населения. В этот период татаро-монгольского ига вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, занесли сюда и иконописное ремесло.
Изначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращению рода князей Палецких в XV веке село перешло в казну. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Бутурлину. В то время в нём было 36 дворов крестьянских, 21 бобыльский и двор вотчинников. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.
Различные документы первой половины XVII века, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о развитом иконописном промысле в Палехе. По записям в старых родовых книгах видно, что многие палехские роды иконописцев (например: Кориных, Зубковых) восходят к XVII веку. В XVIII веке иконописание во Владимирской губернии как промысел резко суживается и сосредотачивается в трёх сёлах: Мстёре, Палехе и Холуе, где становится основным занятием жителей.
К 40-м годам XIX века в Палехе начинают появляться мастерские. Первые палехские мастерские принадлежали Ф.Ф.Наныкину, Н.И.Корину, Л.М.Сафонову и П.Г.Удалову. Многие палехские мастера заводят свои мастерские в Петербурге и Москве, Нижнем Новгороде и других городах. На рубеже XIX-XX веков палешане стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новгороде. В 1880 году мастера из Палеха работали в Грановитой палате, в Благовещенском соборе Московского Кремля и во Владимире в Успенском соборе.
В деле стенной росписи палешане не имели себе равных. В этой области работали лучшие мастера. Реставрационная работа палешан способствовала расширению их кругозора и обогатила их вкус. Особенно большую роль в этом сыграла реставрация Ипатьевского собора в Костроме в 1911-1912 годах, выполненная мастерской Н.М.Сафонова.
После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы - иконы перестали были запрещены. После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях.
В 1918 году в Палехе была организована Художественно-декоративная артель, которая работала на реставрации храмов, но она просуществовала недолго, а в 1920 году по предложению Владимирского артсоюза около тридцати бывших иконописцев начали расписывать деревянные изделия: матрёшки, деревянную посуду, ларцы и солонки. Руководил артелью художник А.М.Корин. Но это дело не пошло, т.к. сам характер изделий и приёмы росписи не соответствовали уровню старого мастерства, а низкие расценки и погоня за количеством продукции приводили к небрежности исполнения.
В 1923 году по инициативе искусствоведа А.В.Бакушинского в Палехе художниками И.М.Бакановым, А.В.Котухиным и И.В.Маркичевым было выполнено несколько проб росписи по дереву с использованием иконописных традиций, но не они положили начало палехской лаковой миниатюре.
В конце 1922 года живший в то время в Москве Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) чёрную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскина и решил попробовать. В мастерской бывшего хозяина иконописной мастерской А.А.Глазунова Голиков написал свою первую миниатюру "Адам в раю". Изделия бывших иконописцев были хорошо приняты Кустарным музеем и уже с 1923 года изделия палехских мастеров участвовали во Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, в выставке в Венеции, Международной выставке в Париже.
4 декабря 1924 года при непосредственном участии И.И.Голикова была организована Артель древней живописи. Первым председателем артели стал Александр Васильевич Котухин. 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Икусство Палеха", привлёкшая много посетителей. К открытию выставки вышла книга А.В.Бакушинского "Искусство Палеха", предисловие к которой написал А.В.Луначарский.
9 мая 1932 года делегация палехских художников во главе с И.И.Голиковым посетила А.М.Горького. Горький сам когда-то был учеником в иконописной мастерской Д.А.Салабанова в Нижнем Новгороде и знал лично некоторых старых палехских иконописцев. Он очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией», многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально.
В марте 1935 года в Палехе отмечен десятилетний юбилей Артели древней живописи. К торжествам был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, председателем которого до 1938 года был А.И.Зубков. Профтехшкола была реорганизована в художественный техникум (позднее - художественное училище). В этом же году Палех становится районным центром Ивановской области.
Репрессии 30-40-х годов Палех не обошли стороной. Всё сказанное экскурсоводом не удовлетворило меня как историка, потому не буду и я в них углубляться… Буду уточнять и узнавать далее…
С началом Великой Отечественной войны многие художники были мобилизованы в армию, часть - на трудовой фронт. Остались одни старики. Было даже решение о ликвидации Товарищества (как поступили в Холуе и Мстёре). Но возглавивший в это время Товарищество И.В.Маркичев сумел отстоять его. В январе 1942 года к работе приступили несколько художников и подсобные цеха, выполнявшие заказы для подарков РККА, портреты, столярные и малярные работы.
23 апреля 1947 года Палех получил статус рабочего посёлка. В том же году бригада художников провела реставрацию наружных фресок Успенского собора Московского Кремля. В процессе работы были сняты все позднейшие записи и восстановлена первоначальная живопись.
Другой крупной реставрационной работой было восстановление в 1955-1959 годах Лакового кабинета во дворце Монплезир в Петродворце. Во время фашистской оккупации дворцовый комплекс Петродворца был разрушен и разграблен. Из всей отделки Лакового кабинета сохранились только три повреждённых панно. Весь кабинет пришлось, по сути, создавать заново по фотографиям и описаниям.
В 1954 году Товарищество преобразовано в Палехское художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Первым директором мастерских был назначен А.Г.Баканов. Тогда же было создано палехское отделение Союза художников РСФСР. Первым председателем (1954-1970) был избран Г.М.Мельников.
Вот и всё, больше историей я вас мучить не буду)
Разумеется, мы посетили музей города. Исключительно! Изумительно! Необыкновенно! Примерно так можно оценить экспонаты, представленные в нём. Это и традиционные шкатулки, и письменные принадлежности, и мебель, и картины. Да-да, картины тоже!
Далее было посещение салона. Как человек, имеющий застарелый диагноз я, естественно, отбилась от группы и пошла в самый дорогой салон, т.е. салон при музее). Все остальные пошли по местам, где продают изделия не принятые в музей… Поскольку я не смогла бы отличить «настоящий Палех» от «ненастоящего» я сделала себе подарок в салоне)
Затем мы переместились в Музей И.И.Голикова, одного из отцов-основателей собственно производства лаковой миниатюры.
Кроме непосредственно лаковой миниатюры в 1932 году И.И.Голиков начал работу над оформлением книги "Слово о полку Игореве". Книга вышла в 1934 году в издательстве "Academia". Для неё он выполнил не только иллюстрации, но и написал кистью весь текст.
Сейчас я немного отвлекусь от скучного перечисления дат и фактов. Удивительно, насколько тесно переплетается всё происходящее в нашей жизни. Когда-то давно училась я в Московском полиграфическом институте, должна была стать «великим книговедом») Не помню на каком курсе, но писала я работу по издательству "Academia". История его интересна и увлекательна, но самое приятное заключалось в возможности посмотреть, взять в руки, пролистать удивительнейшие книги! Это были настоящие произведения искусства! Приятно было, оказавшись в музее И.И.Голикова снова увидеть «Слово о полку Игореве», связать давние и вновь полученные знания). Дом-музей И.И.Голикова был открыт в 1968 году.
В 1974 году в Палехе открылся дом-музей народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина, человека интереснейшей судьбы. Всю жизнь он мечтал написать свою важнейшую работу, написал множество эскихов, но полотно, подаренное М.Горьким, так и осталось чистым…
В 1762-1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. К сожалению, попасть в него не получилось, слишком строги были его служащие, пускают только во время служб.
Зато приютили нас в церкви святого Пророка Ильи (с 1645 года впервые упоминается она в летописях как деревянная церковь, в 1790 году на её месте построена каменная). В 1990-1992 годах бригада художников под руководством В.Г.Зотова расписала новый иконостас для церкви Ильи Пророка в Палехе.
Отец Марк возглавляющий приход храма настолько замечателен и исключителен. Для меня он оказался как добрый знакомый, внимательный и понимающий, одновременно строгий и требовательный. Совершенно не заморочен догмами, а мягко помогает осознать себя. Эх, был бы Палех поближе к Москве, окрестила бы Митьку именно там, у отца Марка. Хотя всё думаю об этом, размышляю, может получится…
Обещанная ссылка
http://www.museum.ru/palekh/