Мое понимание сущности христианства

Dec 31, 2006 18:54

1. Сущность христианства в моем понимании можно выразить в простом правиле: "Будь добрым и не противодействуй злу действием". "Будь добрым" - это положительное содержание правила, которое включает в себя все заповеди Нового Завета - возлюби Бога, возлюби ближнего своего как самого себя и т.д. "Не противодейсвуй злу действием" (под "действием" здесь понимается реальное деяние против зла, например, остановить нож убийцы и т.д.) означает, что на всякое зло направленное на Других или на тебя, следует отвечать добром. Это пресекает цепочку зла и тем самым останавливает его. Ведь если противодействовать злу действием, то мы тем самым распространяем зло. Невозможно ответное на зло действие, остающееся в лоне добра. Единственный ответ злу может быть только слово, только жест, обращенный к совести того, кто осуществляет зло, но не противодействие.
2. В суть такой недеятельной стратегии добра? Если мы реально верим в Бога, в его всемогущество, справедливость и т.д., то мы должны в смысле наших действий довериться Богу, который допускает зло. Мы, конечно, не должны мириться со злом, но выступать в речи, в слове против него, но не противодействовать ему. Остановить зло действием означало бы прибегнуть к насилию, а значит встать на сторону зла. Не может добро делаться злыми средствами. Только слово может остаться верным добру и свободный жест идти за добро до конца, вплоть до смерти.
3. Радикальность такой "недейственной" позиции по отношению к злу оправдывается абсолютной верой в Бога, в его провиденциальность, мудрость и справедливость. Только Бог вправе судить Других, останавливать их действие действием. Для христианина доступно единственное средство - проповедь, обращение к совести. В этом также проявляется вера в человека (как создания Божьего), ведь если мы рискуем своей жизнью ради пробуждения совести в злой воле, значит мы верим в то, что человек от природы добр, что он может обратиться. И, наконец, в чем ином можно усмотреть осуждение этого мира, как не в том, чтобы не участвовать в нем злым действием. Так, монахи "умирают" для этого мира, что по сути должно означать, что их действие в нем сведено к минимуму, а вся жизнь оказывается в духе - в слове Божьем.
4. Радикальное отличие Нового Завета от Ветхого и состоит в том, что на место противодейсвия злу делом "око за око, зуб за зуб", выступает противление злу только словом, не силой.
5. Из такой позиции в частности следует, что нельзя не просто убивать человека, как заповедано "не убий", но не сопротивляться, когда убивают Других, или пришли убивать тебя. Только слово, только жест, но не противодействие.
Я уж не говорю, что не может быть справедливых войн, справедливого смертного приговора и т.д. Вдумайтесь в заветы - "не суди", "просящему дай", "если надо идти путь, иди два" и т.д. Ведь везде проповедано полное подчинение злой воле, но с условием обращения к ней в слове, в поучении.

Не противься злу насилием!

Previous post Next post
Up