Что делать со школой? Продолжение.

Feb 26, 2013 14:54


Идеология образования осталась той же - «мы должны готовить творцов».
А нам необходимо, прежде всего, прививать культуру использования уже имеющихся наработок,
следования имеющимся стандартам.
Экс-министр образования Фурсенко, прямая речь

Как уже было сказано, большинство проблем нашей школы - вполне решаемы. Впрочем, глядя на современную образовательную программу, порой невольно думаешь, что самое простое решение в этой области - переписать всё, что называется, «с нуля».

Ибо программа эта крайне мозаична, и представляет из себя этакую причудливую кашу из советских обрывков, на которые за последние 20 лет налепили разных довесков, порой - довольно корявых. Эта программа крайне несовершенна. Как минимум, по двум параметрам. Во-первых, по соотношениям различных дисциплин. Во-вторых, по непосредственному содержанию отдельных предметов, по осмысленности и полезности предлагаемого материала.



Чтобы не быть голословным, я сейчас просто приведу пример из области, в которой немного разбираюсь. Школьный курс «Обществознание». Учебник для старших классов, не профильный. То есть, он предназначен для учащихся, уже выбравших себе какой-нибудь физмат или биохим. И что же, по мнению авторов этого курса, необходимо знать будущим математикам и химикам?

Например, им предлагается выучить список «функций семьи»: «хозяйственно-экономическую, репродуктивную, рекреационную...» Или вот ещё, чрезвычайно важное определение для зубрежки: «политическая психология - это чувства, эмоции, настроения, мнения, и другие психологические компоненты…». Мама дорогая, да что же это такое!

Вдумайтесь только! Здоровым шестнадцатилетним детинам предлагается к изучению набор тошнотворных банальностей, которые, даже при всем желании, они никогда не смогут использовать на практике. И всё, что они вынесут из этого курса, так это твердое убеждение, что «эти тупые гуманитарии» занимаются полной ерундой: именуют сложными терминами очевидные вещи, и «льют воду», чтоб учебник казался толстым и солидным.

Они два года кряду будут изучать это «обществознание», но получат лишь минимум полезных знаний об обществе. Причем, этот минимум придется выискивать в огромных объемах «воды». Они точно также не будут знать законов своей страны, как и те, кто прогулял все уроки. Их точно также будут облапошивать СМИ, и они точно также будут иметь крайне слабые представления о своей будущей жизни в социуме. Но зато им расскажут, что у семьи, оказывается, есть «рекреационная функция». А «политическая психология - это чувства и мнения».

Рассказывать про совсем уж забавные ляпы я не буду, это не столь существенно. Важно то, что старшая школа исключительно сильно оторвана от жизни, она живет по казенным, «псевдо-фундаментальным» учебникам. И, несмотря на периодически добавляемые подпорки и довески, эта оторванность всё ещё велика. Целесообразность и практическая применимость многих элементов школьной программы до сих пор остается под большим вопросом...

Сразу оговорюсь, до 8-го, или даже до 9-го класса вопрос о «жизненной необходимости» получаемых знаний можно даже не ставить. Первые 7-8 лет обучения все без исключения дети должны получить базовые знания и навыки по максимальному количеству дисциплин. Не только по «стандартному набору» из математики, родного языка и культуры, физкультуры и английского. Но и по географии, биологии, химии, физике, астрономии, обществоведению, истории, и т. д. Чем шире этот набор, чем больше сфер бытия он охватывает - тем лучше. К старшим классам ребенок должен научиться и анализировать тексты, и решать геометрические задачи. Он должен иметь представления об устройстве вселенной, своей страны, своего тела, и даже - двигателя внутреннего сгорания. Только ознакомившись со множеством дисциплин и методов - он сможет адекватно выбрать дальнейшую специализацию, «найти себя».

И, в общем-то, современная школа в этом смысле не так уж и плоха. Пока что, она дает это разнообразие. Пускай хоть как-то, худо-бедно. Но дает. Здесь меня смущает лишь два аспекта: странные соотношения культурных компонентов, и явная нехватка «технологических» предметов. Сейчас поясню, что имеется в виду.

Наверное, уже ни для кого не секрет, что во многих школах давно сровнялось количество часов русского и английского языка. А кое-где, русский и вовсе остался позади. При всей очевидной необходимости изучения иностранного - это вызывает, по меньшей мере, странные чувства. Особенно, с учетом ужаснейшей грамотности и полного отсутствия культуры речи в молодежной среде… И, в то же время, в огромном числе средних учебных заведений, совершенно потерялась зарубежная история. Древний мир плавно переходит в Киевскую Русь, и после этого идет одна лишь Отечественная. Потому, что к ЕГЭ нужна именно она. В результате, сплошь и рядом попадаются старшеклассники, которые уверены, что Вторая Мировая началась в 1941 году, а США открыл Колумб.

И ещё, лично меня очень удивляет отсутствие в школах предмета, на котором изучались бы современные технологии. Природу - изучают. Человека и общество - изучают. А так называемые «уроки технологии» - это бывшие уроки труда. И делают на них… - кто во что горазд. Поделки из бумаги, ножки для табуреток и домашнюю выпечку. По-моему, это всё очень здорово, и название «урок труда» - здесь подходит больше. Но едва ли изготовление масок из папье-маше зародит инженерную искру в душе шестиклассника. Тут был бы уместен полноценный предмет, посвященный современной технике. В конце концов, любой образованный человек должен знать устройство рукотворных предметов, которые его окружают. Как греет микроволновка, почему не падают небоскребы, и зачем самолету крылья.

Только получив базовые знания во всех-всех областях, ребенок сможет совершить адекватный выбор дальнейшей специальности. И цель первых 7-8 классов, повторюсь, - не просто научить считать и писать, но и дать эти самые широкие базовые знания. Дать максимум представлений о реальности, по всем сферам: физика и химия, живая природа и медицина, общество и культура, современные и перспективные технологии.

Ну, а когда начинается специализация… Там уже все несколько проще и очевидней. В конце концов, традиции фундаментального профильного образования мы еще не совсем потеряли. Главное, не увлекаться «принципом Фурсенко», приведенным в эпиграфе. Это всё чушь. Творцы никогда не бывают лишними. И программа профильного образования в старшей школе должна быть построена таким образом, чтобы зажигать интерес. Буквально каждая тема учебника должна кончаться описанием еще не открытых горизонтов и грядущих увлекательных перспектив. Чтобы была мотивация поскорее разобраться со всеми азами, и начинать творить самому. Открывать неизведанные дали, пробиваться по нехоженым тропам... Все равно, терпения на это хватит далеко не у каждого. Так что, не стоит боятся, что «все превратятся в творцов, и некому будет заниматься рутиной». Это глупости.

И, естественно, в старшей школе, равно как и в ВУЗе, ни в коем случае нельзя наплевательски относиться к непрофильным дисциплинам. К слову, то, что преподают в некоторых технических ВУЗах под видом «гуманитарного курса» (или в некоторые гуманитарных - под видом «естественнонаучного») - это просто убийство времени, набор символических мероприятий «для галочки». Местами и просто ставят зачеты без всяких лекций, мол, «зачем инженерам эта дурацкая философия». В школе же, нередко бывает и обратная крайность, которая была отмечена в начале текста, на пример учебника по обществознанию. Когда дается куча совершенно сухой и оторванной от реальности информации, которая отвлекает от изучения основной специальности, и не дает никакого полезного эффекта.

По сути, чтобы адекватно организовать «непрофиль» - стоит забыть про все привычные предметы, и посмотреть, что называется, «с чистого листа». Например, физико-математическое направление, старшие классы. Что им еще нужно, кроме своих профильных предметов (алгебра, физика, химия, и т.д.), и очевидного набора «языки+физкультура»? На какие цели должна быть направлена остальная программа?

Очевидно, что таких целей остается всего две: повышение общей эрудиции и приобретение знаний, помогающих в дальнейшей жизни. Что касается общей эрудиции, то здесь вполне достаточно большого комплексного курса истории (отечественной и зарубежной, + истории культуры и мысли), и такого же комплексного курса из биологии и наук о Земле. А из «жизненного» - экономика, право и политология (с обязательными уроками-треннингами, посвященными взаимодействию с информационным пространством). А также - то, что сейчас называют «ОБЖ», но с большей ставкой на медицину. Вообще, крайне слабый уровень медицинской грамотности населения в стране со столь высоким уровнем смертности - удручает, ничуть не меньше, чем исключительная неустойчивость людей перед информационными манипуляциями. И открывает огромные возможности для разного рода шарлатанов. ))

Вот такая она, общая картина.
Простите за сумбурное изложение, писалось урывками.

PS.
Как будет время, постараюсь всё систематизировать, и выложить заключительную часть.

PPS.
Наверное, некоторые особо непреклонные поклонники советского строя разорвут меня на части, но я убежден, что советскую образовательную систему тоже нельзя считать абсолютным идеалом. В некоторые периоды нашей истории она отлично сыграла свою роль. Но сейчас оборачиваться на неё едва ли стоит. Мир, все-таки, изменился. К тому же, совсем не факт, что гуманитарию надо несколько лет подряд изучать химические реакции, а будущему инженеру - зубрить годы правления русских князей. Зачем подробно разбирать несколько предметов, с которыми не собираешься связывать свою жизнь? Зачем зубрить то, что можно посмотреть в любом справочнике? Не лучше ли получать более глубокие знания в своей, избранной сфере; и общие, максимально широкие представления - по всем остальным областям?

И еще один аргумент против слепой веры в «старую школу». Строгое следование определенной идеологии, при постоянном избегании «острых углов» - привело к созданию целого поколения милых и добрых людей, чем-то напоминающих  элоев из уэллсовской «Машины времени». Они были восхитительно милы и наивны. Они выходили из школьных стен, настроенные созидать счастливое общество на всей планете. Но были совершенно не готовы к истинным реалиям этой планеты. Готовность к труду и обороне - не спасла их от зависти к джинсам и видеомагнитофонам. Их фэнтезийный мир рухнул, как карточный домик. Сказочно здоровые люди умерли от совершенно жалких бытовых микробов, потому, что им не сделали прививок. Уже один этот результат - явное свидетельство несовершенства той образовательной системы. Космические корабли создавать научились! А свою страну - разрушили буквально собственными руками…

будущее, проблемы, наука, образование

Previous post Next post
Up