Что делать со школой? Заключение.

Mar 01, 2013 17:48

Ну что же, резюмируем ранее написанное ( 1, 2). Напоминаю, речь идет о школах в крупных городах, коих большинство. Крошечные сельские учебные заведения пока в расчет не берем, ибо там огромное количество своих нюансов.

Первое. Учителя и ученики.

1. Основа системы среднего образования - учитель. Профессия учителя - одна из важнейших профессий. Последствия жуткого удара, который нанесла ельцинская эпоха по престижу этой профессии - до сих пор не устранены до конца. И борьба с их устранением должна продолжаться, всеми силами и на всех уровнях. Помимо очевидной финансовой и идеологической поддержки, сюда же следует отнести и необходимость предоставления учителям большей свободы. Современной схема, при которой родители фактически диктуют педагогам: в каком именно виде они хотели бы получать образовательные услуги - неприемлема. Эта схема запускает цепочку причинно-следственных связей, которая оканчивается быстрым ростом разгильдяйства учащихся и падением общего интеллектуального уровня.

2. Большая свобода требует и большой ответственности. Современный учитель, с одной стороны, зажат неадекватной кучей предписаний и требований, а с другой - может исподтишка впихивать своим подопечным любые, самые безумные идеи. Администрация школы и проверочные комиссии интересуются правильным заполнением журналов и итоговыми оценками успеваемости, а отнюдь не взглядами, которые педагог прививает своим детям. Решение этой проблемы - элементарно. Видеокамера с микрофоном в каждый класс, и общее хранилище записей, с возможностью доступа для администрации. Это простая и универсальная защита от всякой неполезной активности неадекватных учителей.

3. Вторым лицом в школе, после администрации, должен стать классный руководитель. Современная система, в которой классное руководство является лишь некой дополнительной нагрузкой для учителя-предметника, требует упразднения. Классный руководитель должен стать отдельным звеном системы среднего образования, наделенным наиболее широким кругом прав и обязанностей, позволяющим максимально эффективно организовывать образовательный и воспитательный процесс. Классные руководители должны проходить наиболее строгий отбор, и получать наиболее высокую зарплату. Если остальные учителя: «производители образовательного продукта», то классный руководитель - «заместитель родителей».

4. У классных руководителей и школьной администрации должны быть конкретные меры воздействия на проблемных учеников. Ребенка с детства надо приучать к «взрослой» схеме, в которой нарушение правил сообщества - влечет за собой определенную меру наказания, некий «штраф». В настоящий момент, система штрафов в российской школе практически отсутствует. Если родители наплевательски относятся к идиотским выходкам своего чада, то школа практически бессильна. Поэтому, необходимо принять законодательство, допускающее прямые меры воздействия на недисциплинированных учеников, в обход родителей. Начиная от дополнительных домашних заданий и задержек после уроков, и заканчивая исключением из школы.

Второе. Образовательная программа.

Система среднего образования, составленная из десяти-одиннадцати классов, в каждом из которых изучается набор различных дисциплин - вполне жизнеспособна, что бы там не выдумывали некоторые радикальные реформаторы. К сожалению, современное наполнение этой системы - крайне хаотично, и далеко не всегда соответствует конкретным целям образовательного процесса. Давайте попробуем «наполнить» её с нуля. Разделить на условные «отрезки», обозначить задачи, первостепенные для каждого отрезка, и подобрать методы, оптимальные для решения этих задач.

Первые 4 года.

1. Изучение и отработка базовых методов деятельности. Навыки письма, чтения, понимания текстов, и изложения своих мыслей. Изучение основ математики, иностранного языка, а также базовое, упрощенное ознакомление с методами и достижениями естественнонаучного познания. По итогам, ребенок должен уметь хорошо читать и считать. И должен быть в состоянии провести какое-нибудь маленькое собственное «исследование», и самостоятельно написать об этом отчет, более-менее соблюдая правила языка.

2. Культурно-нравственное воспитание. Что касается первого - тут все просто. Основы искусств, прививание любви к родной культуре, воспитание чувства прекрасного. А вот что касается нравственности… Это особенно важно. Начальная школа - это последние годы, в которые можно пожертвовать «полнотой и объективностью» преподаваемой информации - ради воспитательных целей. Основы истории? Значит, максимальная ставка на поучительные примеры, избегая примеров обратных. Литература? Значит, такие произведения, которые показывают высокоморальных людей в выгодном свете, а лгунов и подлецов - в самом негативном. И тому подобное. В любом случае, нравственное воспитание - это отдельная тема, выходящая за рамки этого текста. И, кстати, совсем не факт, что она решается одним небольшим курсом «религиозных культур и светской этики», как некоторые думают. :))

Вторые 4-5 лет.

1. Основная цель этого периода - максимально широкий обзор всех областей знания. Физика и химия, науки о Земле и Вселенной, о человеке и обществе... Художественная культура, производство и технологии... Всё, абсолютно всё! Ребенок к девятому классу должен иметь возможность хотя бы на общем уровне познакомится со всеми возможными отраслями. Так, чтобы открывая справочник ВУЗов, он ясно понимал - на каком факультете что изучается. Иначе, он попросту неверно выберет дальнейшую специализацию (как делает сейчас едва ли не половина школьников). В этом плане, отсутствие предмета, посвященного производству и современным технологиям, или отмена уроков астрономии - преступление!

2. При этом, «базовые методы деятельности» из прошлого временного отрезка - остаются. И математика, и словесность должны преподаваться в максимально возможном объеме, вплоть до 9-10 года обучения, для всех без исключений. А вот с массовым и целенаправленным нравственным воспитанием тут уже пора завязывать. К 7-8 классу дети уже слишком сильно чувствуют гипертрофированность и фальшь, и крайне не одобряют длинные слащавые поучения. Поэтому, все воспитательные вопросы тут следует переложить на классного руководителя, и решать уже внеурочно, с учетом индивидуальности каждого ученика.

Последние 2-3 года.

1. Специализация. Тут уж кто во что горазд… Зависит от учебного заведения, и от избранной программы. Тут стоит сделать лишь одно замечание. В современной школе, к примеру, биохимическая специализация нередко означает лишь увеличение количества часов биологии и химии. Хотя правильней было бы разбить привычные дисциплины на несколько курсов, и преподавать параллельно, под разными названиями, приучая детей к тому, что в будущем их ждет не какая-то единая абстрактная наука, а вполне определенная специальность. И желательно до окончания школы разобраться, что их больше влечет: неорганическая химия, ботаника, или медицина.

2. Параллельно специализации, обязательно должны идти «непрофильные курсы». Но. Эти курсы должны быть именно «непрофильными»! Насколько важна «фундаментальность» образования до выбора специальности, настолько важно отсутствие излишеств после ее выбора. Гуманитариев совершенно не обязательно еще два года грузить логарифмами и химическими формулами, пусть лучше выучат дополнительный язык, и послушают курс логики, им оно будет важней. А вместо стандартного набора точных и естественных наук - им нужны общие, ознакомительные курсы. Обществовед, который не в состоянии рассчитать, сколько времени свет идет от Солнца до Земли - абсолютная норма. Но если при этом он еще и не знает, почему на нашей планете сменяются времена года - тут уже абсолютный позор... Вот именно на искоренение такого позора и должны быть направлены непрофильные курсы (как в школе, так и в ВУЗе). Минимум «непрофильной тяжелой активности» (типа зубрёжки исторических дат - будущими технарями), но максимум понимания общих принципов и знаковых моментов. И разумеется, во все непрофильные курсы должны включаться прикладные предметы, типа экономики и права. С этими областями знания - столкнется каждый, вне зависимости от специальности.

Тут не были упомянуты две дисциплины, которые сейчас носят название «Физическая культура» и «ОБЖ». Эти предметы нынче выглядят весьма прискорбно, буквально в каждой второй школе. ОБЖ - это вообще самый разгильдяйский предмет, который не воспринимает всерьез абсолютно никто. Физкультуру обычно воспринимают чуть серьёзней, но это никак не защищает от того, что ¾ времени от урока дети проводят в очереди к мату, на котором выполняется очередное примитивное упражнение. Яркая примета времени, которую я наблюдал в добром десятке столичных школ - практически полное исчезновение гимнастических брусьев, за последние 15 лет. Во-первых, травмоопасно - ай-ай-ай, вдруг ребеночек упадет! А во-вторых - какие брусья, подтянуться-то не каждый может… В общем, физкультура крепко деградировала с советских времен. А ОБЖ - хорошее новшество, которое так и не смогли довести до ума…

На мой взгляд, эти два предмета исключительно важны. Они должны идти с первого и по последний класс. И, более того, должны преподаваться в расширенном виде. Физкультура должна дополняться обязательными секциями прикладных видов спорта (единоборства, альпинизм, стрельба, и т. д.), находящихся на государственном финансировании. ОБЖ необходимо полностью увести от зубрежки каких-либо постулатов из учебника, и максимально приблизить к реальной жизни. Это должен быть постоянный комплексный курс под управлением классного руководителя. Курс, сопоставленный с реальными проблемами каждой возрастной группы, с включением большого количеством практических элементов, и со сменными преподавателями. Так, чтобы биологичка учила основам медицинский знаний, правовед рассказывал про последствия нарушений закона, а географ - про ориентирование на местности.

***

В общем-то, если пересмотреть школьную программу, руководствуясь этой матрицей, то у меня к ней практически не останется общих претензий. Однако есть ещё и непосредственное наполнение каждого предмета... Тут я мог бы предложить некоторые принципы реформ в области преподавания конкретных дисциплин, с которыми лично мне приходилось иметь дело, но… это уже тема для отдельного большого разговора. И, надеюсь, мы с вами к этой теме еще вернемся.

Но главное, повторюсь, - личность учителя. Эту личность надо буквально спасать. Ситуацию, при которой стала уже совершенно привычной фраза «никуда не поступил - пойду в педагогический» - надо переламывать ударными темпами. Образовательная сфера слишком важна. Она определяет наше будущее. Вероятно, даже в большей степени, чем большинство сфер, вокруг которых вечно кипят страсти в блогосфере...

будущее, педагогическое, решения, проблемы, наука, образование

Previous post Next post
Up