Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?
Стругацкие. Трудно быть богом.
Давайте на секунду представим, что мы имеем возможность посоветовать правительству.
В конце концов, возможность такого совета - это минимально необходимое условие современной «демократии». На днях, я провел небольшой
опрос, предложив дать оценку современной российской школе. И вы, дорогие читатели, понаставили ей двоек и троек...
Но пора бы уже перейти от личных оценок - к практическим вопросам. Что именно не так? Чего стоит поменять? В каком направлении и какими путями двигаться? Что бы вы сказали, будь у вас возможность давать практические советы власть имущим? Давайте попробуем. Каждый видит эту сферу со своей колокольни, и у каждого есть свои представления о том, какие перемены в ней являются жизненно необходимыми.
Пожалуй, и я попробую вместе с вами.
О проблемах высших учебных заведений упоминать не буду, ибо уверен, что корень всех этих проблем - в банальном недостатке финансирования. Увеличьте его в два, в три раза, организуйте жесткий контроль за расходами - и вскоре вы не узнаете отечественные ВУЗы. Будут и современнейшие лаборатории, и лучшие преподаватели со всего мира.
А вот со школой всё не так просто. Школа ведь должна не просто давать знания. Она должна еще и воспитывать. А это вопрос уже куда как более тонкий и глубокий. Вопрос, связанный со становлением характера личности и её мировоззрения. Именно в школьные годы определяется судьба большинства людей. Кто-то перейдет из этих стен - в престижный ВУЗ. Кто-то - в посредственный техникум. А кто-то… просто сопьётся.
Большинство известных мне проблем современной школы относятся к двум большим разделам.
Я бы озаглавил их так: «учителя» и «учебная программа».
«Проблема учителей» на данный момент заключается не столько в недостатке квалифицированных кадров, сколько в самом их статусе. Кое-какие кадры пока есть. Только вот далеко не все они горят желанием работать именно в школе. По одной простой причине - это адски тяжелый и дико неблагодарный труд. Современный учитель - это совершенно бесправное существо. Не только перед лицом директора, или холодных и безликих чиновников из образовательных департаментов. Но и перед лицом учеников и их родителей. И это самое страшное.
Либерализм в школе - это безумие.
Представьте себя на секунду на месте учителя. У вас есть несколько учеников, которые вас, что называется, «не видят и не слышат». Не выполняют задания, нарушают дисциплину, и тому подобное. И вот, идет урок. А они стоят на голове, и им на все наплевать. Задача минимальная - донести до этих придурков свой предмет, или хотя бы сделать так, чтобы они не мешали другим учащимся. Как бы вы решили эту задачу? Учтите, выгонять ученика из класса - нельзя. Можно действовать только словами. Ну что, есть идеи?
В общем, считаем, что вы уже проиграли. Урок сорван.
Теперь, вторая задача. Как предотвратить возможные повторения этого инцидента? Учтите, выгонять ученика из школы - тоже нельзя. Можно действовать только словами. Говорить с учеником и его родителями. Привлекать директора, собирать педсоветы… И всё это отлично работает. Но лишь в одном случае. Если у ребенка адекватные родители. К сожалению, у школьных хулиганов это бывает далеко не всегда. Если родитель невменяем, и свято верит, что на его дитятко возводят напраслину, то механизмы воздействия кончаются. Всё. Ваша последняя надежда, что этот засранец натворит что-то реально серьезное, и можно будет привлечь к делу милицию. А до тех пор, вы будете слушать его глумливые вопли каждый урок.
Единственный шанс на нормальную дисциплину - сходу завоевать авторитет в среде учеников. Это нетрудно сделать, если вы - здоровый циничный мужик в окружении пятиклашек. А вот если вы нежная выпускница пединститута, попавшая к десятиклассникам… Вам очень повезло, если у вас хороший класс. А если не очень повезло, то вы тут долго не продержитесь. Придется искать работу в другой сфере, будьте вы хоть сто раз отличным специалистом, прекрасно владеющим методикой преподавания своего предмета.
В общем, как показывает практика, несколько невменяемых родителей могут превратить нормальное учебное заведение в сущий ад. Администрация не будет с ними связываться, чтобы не выносить сор из избы, ибо вынесение сора - отрицательно скажется на всей школе. Их дети будут творить кошмарные вещи, понимая, что страшней учительского возмущения им ничего не будет. Слабовольные товарищи будут брать пример с этих «крутых» хулиганов. И в результате, из стен этой школы выйдут глупые и безнравственные люди. И эти люди, привыкшие к полной безнаказанности, будут определять облик нашего общества. Уже очень скоро.
Решение этой проблемы - многоступенчато.
Во-первых, у педагога должно быть больше возможностей прямого воздействия на дисциплину учеников. Если взрослый нарушает правила своего общества, то приходит государственный служащий, и накладывает на него штраф. Это стандартная практика в современном мире. Почему бы не использовать её и в образовании? У детей нет денег, но есть интересы. Одна лишь перспектива задержаться в школе на несколько часов - уже отрезвит многих. Но сейчас даже это считается недопустимым, без письменного заявления родителей. Про более жесткие меры - я вообще молчу. К примеру, в одном московском кадетском корпусе практикуются «штрафы» физическими упражнениями. Проще говоря, провинившиеся отжимаются и подтягиваются. Гуманно и полезно для здоровья. Однако того, кто рискнул бы предложить подобное в качестве стандарта для обычных школ - сейчас бы мигом разнесли в пух и прах, как опасного врага человечества.
Во-вторых, надо вводить четкое деление классов и школ по уровням. Как минимум, это вполне реализуемо в больших городах. Отучился год без замечаний и с хорошими оценками - переходишь в более высокий класс, где интересней и престижней. Проблемы с дисциплиной и успеваемостью - тогда переходишь в класс более низкого уровня. Совсем нет тормозов? Тогда всё. Прощай, родная школа, отправляйся в заведение для хулиганов, где суровые мужики-воспитатели быстро объяснят тебе все дальнейшие перспективы. И сиди там, пока не станешь паинькой.
В-третьих, как показывает практика, дисциплину и успеваемость заметно улучшает раздельное обучение мальчиков и девочек. Особенно, это касается 5-10 классов, где едва ли не каждая вторая проблема связана исключительно со стремлением произвести определенное впечатление на лиц противоположного пола. Конечно, раздельное обучение - это крайне трудный вариант для повсеместного использования, он требует больше пространства и больше учителей. Но, главное, многими он считается чем-то совершенно неприемлемым и жутко шовинистическим. Почему - непонятно.
В-четвертых, школе необходимо радикальное изменение статуса классного руководителя. Это должен быть не учитель-предметник, изредка посещающий с детьми музеи, и проверяющий классный журнал, но человек, обладающий куда как большей свободой действий и ответственностью за конкретный класс. Он должен регулировать расписание, подтягивать отстающих, постоянно контактировать с каждым ребенком, с родителями и учителями, отслеживать успеваемость и социальные проблемы, вести продлёнку... Должен действительно участвовать в воспитании каждого из своих подопечных. Оплата и статус этого «классного воспитателя» должны быть выше, чем у обычных предметников, работа которых куда как более механистична.
И т. д.
Естественно, увеличение свободы и власти педагогов должно сопровождаться и усилением контроля за их отбором. Особенно, это касается классных руководителей и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Учителю мало знать свой предмет, ему надо быть еще и адекватным человеком. Он не должен бросаться на детей с кулаками, или требовать от них соответствия собственному мировоззрению. Собственно, обеспечить это - не так уж и сложно. Даже вопрос повседневного контроля за учителями решается без особого труда. Постоянно включенная камера с микрофоном в каждом классе уже гарантирует, что математичка не будет бить линейкой тупого ученика, а историк не будет требовать возносить молитвы Перуну. К тому же, и на дисциплину детей это тоже значительно повлияет.
В общем, большинство проблем современной школы - вполне решаемы. И эти решения даже не всегда требуют каких-то крупных денежных вливаний. Достаточно лишь проявить волю. Но беда в том, что именно с волей у чиновников от образования нередко бывают проблемы. Очень трудно менять что-то устоявшееся, не имея возможности спрятаться за чужой авторитет. То ли дело, инициативы, типа бакалавриата в ВУЗах. Это же не мы, это Болонский процесс! Мы подстроились под мировые стандарты, и не более. А вот когда задача состоит в том, чтобы самим сделать свою систему более разумной, да еще и наперекор привычному порядку вещей, да вразрез с "мировыми стандартами"… Это совсем другое дело. Вдруг обвинят потом в нарушении каких-нибудь прав? Боязно!
И так всегда... И, покуда мы не научимся бороться с этими страхами, - улучшений не будет.
P.S.
Продолжение следует. В следующей части, я перейду ко второму важнейшему вопросу: содержанию учебной программы.