Давно хотела продолжить делиться впечатлениями от Джудит Батлер - а сегодня, после
одной дискуссии, опять, о правах однополых семей, и
другой, опять, о феминизме - просто очень назрело рассказать о понятии этики-как-насилия, о котором рассказывает Батлер в самом начале книги (Giving an Account of Oneself(Дальше - примерный парафраз, стр. 3-4
(
Read more... )
Comments 9
Reply
Я имею в виду, оторваться скорее как потерять моральные ориентиры в процессе изменения норм. Хотя если смотреть на конкретные, исторические изменения норм, например выход женщин в публичную и политическую сферу - они обычно происходят как осознание несоответствия реальности уже существующим моральным идеалам - в данном случае, равенства - и как приведение общественных норм в большее соответствие с идеалом.
Reply
это когда ты видишь, как происходит геноцид, как происходит домашнее насилие, как рабочих эксплуатируют начиная с детского возраста - и придумываешь себе прекрасную этику, в которой те, кого бьют, это сами заслужили, потому что они плохие и глупые. т.е. оправдываешь существующее зло, делаешь его неотъемлемой частью допустимого и часто даже желательного ("над крепостными надо издеваться, им же это нравится; что делать, такие вот они дикари, не то что мы-хозяева").
---
кстати, если подумать, то получается, что Батлер как раз не очень права.
нередко опрессивный этос является вовсе не традиционным и пришедшим из прошлого - часто он выстраивается вокруг очень даже модерновых отношений. скажем, напрямую завязанных на экономику, которой раньше не было (как, например, рабство, созданное европейцами в Новом Свете).
Reply
Но я согласна, что такой взгляд, как здесь у Батлер и Адорно, кажется, слишком полагается на то, что новая норма обязательно будет лучше старой. То есть вектор течения времени - это еще не моральный ориентир. А где люди находят моральный ориентир, откуда они берут понятие, как "хорошо", хотя могли никогда не видеть такого в своей общественной реальности, но к которому готовы двигаться, иногда любой ценой - этот вопрос меня уже очень давно занимает.
(У Адорно вроде как все просто - хорошо то, что соответствует новому состоянию производительных сил - но, хотя я его и не читала, мне почему-то не кажется, что он может в это на сто процентов верить).
Reply
Reply
Reply
Есть новации полезные, есть вредные, а есть нейтральные.
Reply
Reply
Leave a comment