Академгородок, 1964. Пост 9. Пояс внедрения. Хрущев об оттепели. Арабские герои Советского Союза.

Oct 30, 2010 00:14

Продолжение главы Академгородок, 1964.
см. Академгородок, 1964. Пост   1,   2,    3,   4,    5,    6,   7,   8.
См. также предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 19611962 и 1963 гг.

Создано СКБ ГИТ при Совнархозе, а Совнархоз был вскоре ликвидирован

В апреле было принято решение о создании Специального конструкторского бюро по гидроимпульсной технике (СКБ ГИТ) Западно-Сибирского совнархоза для проектирования, изготовления и внедрения в промышленность новых образцов гидроимпульсных машин и механизмов на основе разработок отдела быстропротекающих процессов Института гидродинамики. Начальником был назначен Б.В. Войцеховский.

Это СКБ недолго пробыло в составе совнархоза. При ликвидации Совнархоза в 1965 году встал вопрос и об этом СКБ. Передать его какой-либо отрасли не представлялось возможным, и Лаврентьев решил принять его в состав СО АН. А что было делать? Так появилось академическое СКБ с Богданом Войцеховским во главе.

Это была первая, не очень удачная попытка создания «пояса внедрения» вокруг СО АН.

Но Михаил Алексеевич эту идею не бросил. Теперь его мысли переключились на создание НИИ и КБ в отраслевых министерствах, ориентированных на внедренческую тематику СО АН. То-есть на те выходы фундаментальной науки, которые требовали значительной проработки в отрасли, чтобы довести модели, стенды, макеты и лабораторные техпроцессы до приборов, машин и промышленных технологий.

«наш Никита Сергеевич»

Прошло уже 11 год после смерти Сталина. Несмотря на ряд неудачных решений, беспрерывные реформы управления, непредсказуемость политических и экономических шагов, снижение жизненного уровня населения, постепенно складывался новый культ личности - культ Хрущева. Его стали славословить. Может быть, не так, как Сталина, - Хрущева пока еще не называли великим и мудрым, но все к тому шло. Вот и фильм сняли о достижениях в прошедшее «великое и славное десятилетие». Наконец, 16 апреля 1964.был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Н. С. Хрущеву звания Героя Советского Союза в связи с 70-летием со дня рождения.

На следующий день, который и был днем его рождения, телевидение показало документальный фильм «Наш Никита Сергеевич».

А в Президиуме ЦК рядом с ним сидели люди, которым все больше и больше не нравились беспрерывные реформы, импульсивность Хрущева в принятии решений и... боязнь за свое кресло. Они выступали за консервативное развитие народного хозяйства, за более эффективный контроль над обществом во всех сферах идеологии и культуры. И Хрущев в некоторых вопросах, особенно в идеологических шел им навстречу, показывая, что он относится непримиримо к проявлениям инакомыслия, даже самым незаметным.

Хрущев: “...сложилось и такое понятие о какой-то оттепели. Это ловко этот жулик подбросил, Эренбург”

Просматривая опубликованные архивные материалы заседаний Президиума ЦК КПСС, я наткнулся на выступление Н.С. Хрущева 25 апреля 1963 г., т.е еще за год до событий, которые я сейчас описываю.

Сначала Хрущев поразмышлял о кинофильмах:

Н. С. Хрущев:
                Теперь по идеологическому вопросу. Я хотел бы высказать такое соображение. 
                Нам надо как-то организовать работу по идеологическим вопросам в более широком плане. Сейчас у нас этот участок неуправляем. Аппарат, который существует, занимается этим вопросом символически и он ничем не управляет.
              Вот мы критикуем кино1. Так, в аппарате ЦК людей, которые занимаются вопросами кино, двое. Мы выпустили 150 картин. Так?

Голос: 106 за год.

Н. С. Хрущев: 
                106 это художественных, а сколько технических журналов, хроники - это чистая политика.
                Вот, спрашивается, могут ли эти люди обеспечить? Они же физически не имеют возможности прочесть сценарий. Следовательно, здесь полная анархия и неуправляемое начало заложено. Это невозможно.
               В Министерстве культуры аппарат, видимо, большой, но тоже не способен, не может управлять. Видимо, это так?

Е. А. Фурцева: Справку можно дать?
Н. С. Хрущев: Пожалуйста.
Е. А. Фурцева: Когда было Министерство кинематографии, было 970 человек, делали 9 картин в год. А сейчас вот мы передаем т. Романову - и художественные, и прокат - 112 человек, весь аппарат, который занимался в союзном министерстве.

Потом Хрущев вспомнил об Илье Эренбурге и оттепели:

Н. С. Хрущев: 
            Поэтому, помимо этого, сложилось и такое понятие о какой-то оттепели - это ловко этот «жулик» подбросил, Эренбург, поэтому люди при «оттепели» стали не вникать в это дело и вот поэтому получилось так.

Последняя фраза Хрущева какая-то корявая, Но, наверное, члены Президиума к этой корявости уже привыкли, и смысл ее, как и предыдущего бреда о кино, был им ясен. Он заключается в том, что верхи не хотели никакой «оттепели», а тут «этот жулик» Эренбург ловко подбросил такое вдохновляющее низы и усыпляющее верхи понятие, и руководители партии и правительства (те, кто должен был строго контролировать мысли, возникающие в мозгах людей) расслабились, сократили количество цензоров, и в настоящее время идеологическая работа партии ослабла:

- Подумать только, все сценарии новых кинофильмов не удается предварительно прочитать. И тот минимальный аппарат цензоров, который сохранился, уже ничем не управляет. Подумать только, важнейший участок идеологической работы стал «неуправляем»: «полная анархия и неуправляемое начало заложено. Это невозможно [больше терпеть]». Караул!

Я считаю, что оттепель закончилась именно после апрельского пленума ЦК КПСС в 1963 году.

К счастью, я тогда так не думал, и многие другие мечтали что в Академгородок станет не только научным и торговым, но и культурным центром. Первые ставшие впоследствии знаменитыми клубы Академгородка оперились в 1963 году, а в следующем году отчаянно нуждались в помощи, так как у них ничего не было, - ни денег, ни минимальных штатов, ни помещений. Все было еще в зародыше. Ростки культурной жизни начали бурно прорастать, но без подпитки материальными ресурсами долго существовать не могли.

О клубах и других объединениях молодежи Академгородка и о помощи им - речь впереди. Пока что, скажу только, что их ни в 1963, ни  в 1964 году никто не контролировал, никто не критиковал ни за какие ошибки, и никто ничего никому не указывал.
                А вопросы там обсуждались довольно острые, и некоторые из них потом обсуждались и на знаменитых кухнях многих квартир. 
               Но иделогические работники в партийных органах то ли этого не замечали, то ли не придавали значения. Может быть, даже пытались избежать излишней остроты, поскольку во всех клубах членами их были преподаватели НГУ (философы, историки, экономисты, слависты) и сотрудники будущего Института истории, философии и филологии, пока что (до 1966 года) находившиеся в составе Института экономики и организации промышленного производства. Некоторые из них были весьма активны в дискуссиях и часто добивались того, что их достаточно умеренные взгляды побеждали. Это были яркие фигуры, блестящие ораторы, позволявшие себе некоторые острые высказывания, и молодежь за ними охотно шла. Тем более, что тогда даже умеренные, но с некоторой новизной взгляды на развитие общества казались революционными.

арабские герои Советского Союза


30 апреля 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза было присвоено президенту Алжира, генеральному секретарю партии Фронт национального освобождения А. Бен Белле.

А вскоре 13 мая этого же года во время посещения Объединенной арабской республики, как тогда назывался Египет, вышел новый Указ о присвоении звания Героя Советского Союза президенту ОАР Гамаль Абдель Насеру. через две недели звание героя получил и первый вице-президент ОАР Абдель Хаким Амер.

Я не думаю, что нашелся бы человек, который бы не ругнулся про себя по этому поводу. Я к тому времени знал, что во время второй мировой войны Насер восхищался Гитлером. И он все время грозился сбросить всех евреев в море, вести борьбу за Палестину «до последнего еврея». 
               То-есть в моих глазах он был фашистом и душегубом. Впрочем, он таким и был на самом деле, а не только в моих глазах.

Впоследствии я был рад, что нашел у Владимира Высоцкого в одной из песен такие строки:

Отберите орден у Насера,
                                                Недостоин ордена Насер.

В то время многие возмущались тем, что египетские правители Насер и Амер и алжирский лидер Бен Белла стали героями Советского Союза.
           За какие такие заслуги перед советской страной они стали героями этой страны? В моих глазах это была полная девальвация высшей награды Советского Союза.

кончина Джавахарлала Неру


Премьер-минстр Индии Джавахарлал Неру скончался в мае 1964 года в возрасте 75 лет от сердечного приступа. Хрущев как председатель Совета Министров СССР послал его дочери и преемнику Индире Ганди телеграмму с выражением чувства глубокой скорби. Джавахарлал Неру был первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости в 1947.

На снимке Дж. Неру и Индира Ганди

В СССР его очень почитали. Хрущев вел стратегическую линию на укрепление дружественных связей с огромной Индией. Я тогда, помню, видел в газете такую цитату Ленина из статьи «Лучше меньше, да лучше»:
       «Исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т.п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена».

Сейчас я ясно понимаю, что мировая борьба - не есть отнюдь борьба между капитализмом и социализмом, но тогда я как-то это не раздумывал над этим, а увидел только стратегические премущества сближения России (СССР), Индии и Китая. Только вот с Китаем у СССР в последнее время что-то плохо стало получаться (Мао цзе Дун не принял развенчание культа личности Сталина, ведь в Китае был такой, если не еще больший культ личности Мао Цзе Дуна), но с Индией отношения уже были дружественными. Они тоже строили социализм, но допускали частную собственность, т.е. для нас это был другой социализм, непохожий на наш, ущербный,  и, следовательно, неправильный. Но Хрущев закрывал на это глаза, потому что Индия была очень авторитетна в мире как лидер движения неприсоединения.

Еще в 1954 году Неру выдвинул 5 ставших знаменитыми принципов мирного сосуществования (панча шила). Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. Уже через год на основе этих принципов возникло движение неприсоединения.

В 1955 году Неру нанёс визит в СССР, после чего обе страны сблизились. Хрущев видел в Индии мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более близкими и дружественными.

Володя Штерн тоже перешел в новый отдел

Володе Штерну не понравилась задача, которую Работнов ему дал и по которой он защищал дипломный проект. Он тоже почувствовал своевременно, что что-то не в порядке с отделом в Институте. Поэтому по договоренности с академиком Кутателадзе Володя перешел к нему в заочную аспирантуру НГУ. Одновременно Алексей Андреевич Жирнов принял его на работу в отдел механики струйных аппаратов в лабораторию Мусатова старшим лаборантом, а через месяц Володю перевели младшим научным сотрудником. Я тоже работал в этой лаборатории, но занимался совсем другими вопросами.

Продолжение следует

Хрущев, пояс внедрения, Академгородок. 1964, оттепель

Previous post Next post
Up