Oct 27, 2011 15:51
Обвинение: его отношение к ахль бидъа (людям новшеств)
Говорит Насир бин Хамад аль-Фахд в своём «Кратком изложение заблудших идеологий Кардави»
«Второе: его позиция по отношению к нововведенцам Когда Кардави говорит о нововведении, вы обнаружите, что он говорит об оппоненте, которого не существует. Так он говорит о муатазилитах и
харидиджах прошлых времен, но в то же самое время восхваляет их современных потомков»*.
*Примечание:
Неужели. книга «Проявления чрезмерности в обвинении в неверии («такфире»)» была написана Карадави для того, чтобы «восхвалить современных потомков» хариджитов? Вопрос, конечно же, риторический.
Для начала считаем нужным указать на принципы, в соответствии с которыми Карадави строит свои взаимоотношения с ахль-бидъа.
В своей книге «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола» (гл. 2. «Идейные основы науки о расхождении расхождения по второстепенным вопросам: необходимость, милость, великодушие»; раздел «Сомнения») он говорит:
«Некоторые ревнители религии говорят: «Как мы можем сотрудничать, соглашаться с новаторами, закрывать глаза на их новшества, в то время как нам велено избегать их и даже не здороваться с ними?».
Мы отвечаем:
«Новшества бывают разными. Есть такие, которые приводят новатора к настоящему безбожию, а есть и другие».
Есть люди, в эретизме которых согласны все те, эретизм которых вызывает споры; есть такие, которые входят в область иджтихада, и поэтому ошибочно понимающий и толкующий смысл получает прощение и вознаграждение, если он муджтахид.
Среди новаторов есть начальники и подчиненные; зовущие к новшеству, колеблющиеся и настойчивые * .
Естественно, что нельзя с ними всеми обращаться по единому шаблону. Может быть,
сближение и сотрудничество в благодеяниях с некоторыми из них станет способом убеждения в ошибочности их действий и приближения к праведному пути **.
Мы видим, что даже Имам Бухари в своей книге «Сахих» упоминает некоторых новаторов, среди которых были и такие, которые призывали к своему новшеству, потому что он считал их честными и точными людьми.
Однако есть правило, утвержденное шариатом: выбирать наименьшее из двух зол. Поэтому разрешается сотрудничать с одним новатором против другого, еще большего,
или против безбожника, выступающего против всего народа».
* Примечание: См. Шатыби, «аль-'Иттисам», 175\177; Ибн Каййим «ат-Турук аль-Хукмия фи ас-Сияса аш-Шар‘ия» 2/464-465.
** Примечание: См. Ибн Таймиййа, «Маджуа Фатава» 206\207\28
Таков его общий взгляд относительно людей новшеств.
Сказанное же позволяет сделать следующие выводы:
1. Карадави старается избегать обобщений в отношении хукма людей. Это, в свою очередь, приводит к тому, что он не столько выступает против какой-то группы как таковой, сколько выступает против неких конкретных заблуждений, исповедуемых людьми,к ними принадлежащим.
2. Ко всем имеющимся проблемам шейх подходит с позиции их приоритетности . Соответственно, Кардави сегодня считает необходимым широко поднимать темы, которые:
а) объединяют умму в её противостоянии с идеологией куфра, которая в современном обществе, прежде всего, представлена в образе секуляризма;
б) объединяют мусульман в противостоянии открытой агрессии неверных на страны мусульман.
И, поистине, фактом, не вызывающим у нас ни малейшего сомнения, является то, что темы, которым Карадави уделяет преобладающее внимание, значительно важнее того, о чём говорит Насер аль-Фахд. Ибо эти темы затронули несравнимо большее количество людей, нежели «му’тазилизм»
шиитов и хариджизм ибадитов. Мало того, секуляризм и оккупация - в отличии от современного «хариджизма» ибадитов и современного му’тазилима шиитов - имеют непосредственное практическое влияние на жизнь уммы…
Посему не приходится удивляться тому, что Кардави посвящает больше времени именно борьбе с «светскими» идеями, нежели тому, чем его упрекает Насер аль-Фахд.
Обвинение: Его позиция в отношении шиитов
Абу Басыр ат-Тартуси говорит:
«Также он хвалил шиитов-рафидитов, стирая различия между ними и нами, также его мувалаат (дружба, союзничество) с ними, несмотря на их неверие в Писание и Сунну, несмотря на их отношение к сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ко всему остальному».
И подобный же выпад против Карадави сделал и Насир бин Хамад аль-Фахд, сказав:
«И он считает, что их проклятия в адрес сподвижников, искажение Корана, убеждения, что их имамы непогрешимы и их паломничества к могилам среди многих других вещей являются “незначительными противоречиями вероубеждению”. (“Аль-Газали каким я его знал”, 242, Интернет сайт аль-Кардави: статья “Визит в Иран”; и др)»
Это - то, что сказали обвиняющие.
А теперь обратимся к тому, что в отношении шиитов говорит сам Карадави…
В 4 части «Современных фетв» приводится фетва шейха «Разница между суннитами и шиитами имамитами». В ней сказано:
«…Я участвовал в конференциях по сближению между мазхабами, встречался с Хомейни и с другими и везде я заявлял следующие вещи, которые они должны
принять:
1. Признание Корана, который находится на руках у
мусульман, как Книгу Аллаха, к которой нельзя добавить или убавить что
то. И что это истинная книга.
2. Неразрешенность оскорбления и поношения сподвижников…
3. Оставление распространения своего мазхаба в других странах, где их нет.
4. Признание прав меньшинств, будь они сунниты или шииты».
Дальше шейх говорит о том, что среди шиитов есть такие, которые несильно отличаются от суннитов, как, например, зейдиты, проживающие в Йемене; и говорит, что имеющиеся разногласия в большей мере касаются суннитов и имамитов.
Потом он разъясняет, что у суннитов есть основы, от которых никак невозможно отступиться, и что сближение мазхабов будет возможным лишь в том случае, если шииты ответят на вышеизложенные
требования.
Также шейх говорит о том, что наше время, враги ислама стараются всеми силами разделить мусульман, чему мы не должны поддаваться, а наоборот бороться с этим. Карадави не согласен с их
ошибками и указывает им на них, призывая их к исправлению и единству. (стр. 248 -275)
И в основе идеи сближения мазхабов лежат следующие пункты:
1. Правильное понимание друг друга
2. Хорошее мнение друг о друге
3. Концентрация на общих, согласованных деталях.
4. Диалог в спорных вопросах
5. Воздержание от провокаций.
6. Воздержание от обвинения в неверии того, кто произносит «Ла илаха илла Ллах»
7. Отдаление от чрезмерности фанатиков
8. Откровенность в мудрости
9. Предостережение от козней врагов
10. Необходимость в единстве при трудных положениях. (см . «Мабади филь хивар ва такриб»)
На самом деле, фетвы Карадави о шиитах и шиизме, а также о сближении мазхабов заняли бы очень много места. Говоря же коротко, целью шейха является сближение между людьми одной Киблы, мусульманами, произносящими шахаду, течениями, не вышедшими из Ислама, перед лицом внешнего врага.
При этом он не призывает идти на уступки перед другими мазхабами, или считать их ошибки правильными, а лишь призывает к работе и взаимодействии на основе общих понятий и пунктов.
Также о понятии сближения между мазхабами, и в частности с шиитами, можно прочесть в его
книгах «Современные фетвы», «Шумулуль Ислам», «Сахва исламия байна ихтилаф машру ва тафаррук мазмум», «Сахва Исламия мин мурахакати иля рушд».
Таков его общий подход.
Что же касается слов шейха Тартуси: «несмотря на их неверие в Писание и Сунну», а также слов шейха Насира аль-Фахда: «И он считает, что их… искажение Корана… являются “незначительными противоречиями вероубеждению”, то они отвергаются. Ибо сам «обвиняемый» в своей книге «Внутримусульманский диалог. Каким ему быть», в разделе «То, в чем мы едины» сказал:
«И ни один мусульманин, будь то суннит, шиит или кто-либо еще, не станет отрицать - то, что содержится между двух обложек Корана - это послание Аллаха. Те, кто ведет теологические споры, пользуется цитатами из Корана, те, кто ведет правовые споры, опирается на Коран. Все мусульмане ссылаются на Священную Книгу Аллаха. Некоторые из шиитов считают, что в Коране есть добавления, но это то, что мы не должны обсуждать, это, без сомнения, вероотступничество»
1. Воистину, по определению, не может быть «незначительным противоречием» то, что ведёт к утрате наиболее важного - имана.
2. Очевидно из слов Карадави и известно из реальности, что большинство современных шиитов далеки от утверждения искажённости Священного Корана. Поэтому неприемлемо требовать от него давать хукм вероотступничества шиитов на основании воззрений их меньшинства.
Далее. Что касается слов Тартуси «несмотря на их отношение к сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» и слов Насира аль-Фахда «И он считает, что их проклятия в адрес сподвижников… являются “незначительными противоречиями вероубеждению"», то они также не выдерживают проверки на объективность.
Ибо «обвиняемый» в вышеупомянутой книге «Внутримусульманский диалог. Каким ему быть», в разделе «Обсуждение без провокаций» говорит:
«Проблема, однако, здесь заключается в тех шиитах, которые оскорбляют сподвижников
Посланника Аллаха (мир ему и благословение), особенно тех, кто был с ним до самой смерти. Например, праведных халифов Абу Бакра, Умара и Османа и десять других - тех, которым Аллах обещал Рай, таких, как Тальха и Зубайр. Все они были среди первых мусульман (да будет доволен Аллах всеми ими), поверивших в слова Пророка (мир ему и благословение), когда другие отвернулись от Него. Поэтому Аллах так высоко возносит их в Священном Коране.
Среди шиитов также встречаются те, кто оскорбляет Айшу (да будет доволен ею Аллах), чья невиновность была доказана самим Аллахом в Коране, и других удостоенных милости Аллаха жить рядом с Его Посланником (мир ему). …
На самом деле оскорбление приближенных к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) - самый острый вопрос между нами и шиитами. О каком взаимопонимании можно говорить, если одни говорят: «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах)», а другие: «Абу Бакр (да будет он проклят Аллахом)».
Разве может «незначительным противоречием» вопрос, охарактеризованный наиболее острым? Вопрос, который ставит крест на взаимопонимании между суннитами и шиитами? Конечно же, нет!
Далее. Что касается слов Насира аль-Фахда «И он считает, что их… убеждения, что их имамы непогрешимы и их паломничества к могилам… “незначительными противоречиями вероубеждению”.
Как же всё это является для Карадви «незначительными противоречиями», если он в своей книге «Сущность Единобожия» говорит о пагубности подобных воззрений? А желающий удостовериться в этом пусть обратиться к 15-й части этой книги, имеющей красноречивое в отвержении данной претензии название «Ислам прикрывает пути к многобожию»; разделы «Излишества относительно праведников» и «Возвеличивание могил». Также пусть обратиться и к 10-ой части этой книги, посвящённой разъяснению многобожия, к разделу «Скрытый великий ширк - мольба и просьба о помощи у мертвых»
Далее. Что касается слов Насира аль-Фахда «И он считает, что их… убеждения, что их имамы непогрешимы… “незначительными противоречиями вероубеждению”.
Как подобное может считать «обвиняемый» если он, давая разъяснение по вопросу таклида за 4-мя имамами сначала сказал, что:
«По общему мнению, никто не является непогрешимым в том, что он повелевает и
запрещает, кроме Пророка (мир ему и благословение)»,
после чего добавил:
«следовать во всем за тем, кто не является непогрешимым, - это очевидное заблуждение»?
Что ещё осталось? Попытки Ирана распространить свои воззрения на суннитских территориях? - Осуждает.
Так, например, 11 марта 2009 года на конференции Исламской академии наук в Каире, посвященной обсуждению вопросов законодательства, он сказал:
«Мы не приемлем попытки Ирана распространять шиизм в наших странах. Мы верим в собственную правоту как последователи сунны (Пророка) и не хотим, чтобы иранцы обращали нас в шиизм»
И также упоминались ранее его слова из фатвы о разнице между суннитами и шиитами-имамитами:
«Оставление распространения своего мазхаба в других странах, где их нет».
Самоистязания? - Тоже осуждает .
Убийства шиитами суннитов в Ираке? - Осуждает .
На этом, думаем, тему с шиитами, можно закрыть…
И да узрит зрячий. Хвала Аллаху
Карадави,
ахль-бидъа,
Шииты,
Ложь