Обвинение: алкоголь и свинина
В отношении возглавляемого Кардави Европейского комитета по фетвам Тартуси сказал:
«Также мы видим, как он разрешает то, что запрещено в религии Аллаха, как например:
…
1. «Комитет разрешает продажу алкоголя и свинины в супермаркетах, принадлежащих мусульманам, если есть необходимость в продаже, также Комитет ставит условие: этиx продуктов должно быть меньше по сравнению с общим объёмом товара».
2. «Комитет объявляет запрещённым продажу алкоголя в ресторанах, потому что это будет продажей в больших количествах».
Нам не известны подобного рода фатвы со слов самого Карадави. Известным же является следующее:
1. В 4-ой части «Современных фетв», на стр 745 -747, приводится фетва, где Карадави спрашивают о напитках, содержащих 0.05% спиртного. Шейх пишет:
«Этот процент 0.05 (дальше строчными буквами приводится - говоря по другому, пять десятитысячных!, как будто он имеет ввиду 0.0005)* … Так этот процент не имеет никакого значения, для вынесения запрета, так как он незначителен и мизерен. И как сказал доктор **
: «Такой процент естественного спирта возникает по природе вещей, и не является производным». И поэтому я не вижу греха в употреблении этого напитка. Исламский Шариат всегда учитывает реалии жизни, и он установил правило по отношении к таким вещам: «то, что опьяняет в большом количестве, запрещено употреблять в малом количестве. И я думаю никто не испытал опьянение после распития такого напитка, сколько бы он не выпил. И потому, малое количество не является запретным. Также мне стало известно от международной организации по здравоохранению, что молоко кефира содержит естественный спирт в большем количестве, чем в этом напитке. Также дело обстоит и с хлебом, приготовленном на дрожжах и с многими другими продуктами, используемыми мусульманами без порицания.
Также указание о содержании такого мизерного процента является разрешенным, чтобы люди знали правду, и остерегались от всяких слухов, распространяемых всякими людьми в своих целях.
Хочу также добавить, что если кто-то намеренно добавит в продукт такое мизерное количество спиртного, без медицинской или лечебной надобности, то он совершит грех, хотя добавленное и не повлияет на положение дозволенности этого продукта».
Стр. (745 -746)
* Примечание:
В одной из передач из цикла «Шариат и жизнь» Карадави лично говорит, что он имеет ввиду пять десятитысячных, и что его фетву многие
журналисты не так привели в газетах и подняли шум, что он разрешает спиртное. Шейх в передаче еще говорит, что людям следует сначала узнать истину, прежде чем распространять слухи
** Примечание: Имеется ввиду Доктор Мухаммад Сейф Кавари, глава одного из продовольственных комитетов Катара
2. В 3-ей части «Современных фетв» приводится фетва со смыслом, идентичному тому, что упоминалось выше. Но там есть весьма существенное дополнение. Так, слова спрашивающего о том, что (бывший) Муфтий Египта запретил работать в таком месте,
Карадави, упомянув доказательства по этой тематике, прокомментировал следующим образом:
«Сказанное муфтием является правдой, основанной на правильном понимании».
Соответственно, из его слов понимается, что он сам не разрешает работать в таких сомнительных местах.
Также в своей фетве о запретных видах деятельности он сказал:
«Производство алкоголя и наркотиков
Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками (хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом участие, является проклятым, по
словам Посланника Аллаха (Мир ему). Это же относится и к наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам
запрещает работать в любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо отношение ко всему тому, что относится к хараму» .
См.
http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=4&ru=3&idq=1039&fi= 3. В 1 части «Современных фетв» (стр. 642-653), приводятся три фетвы подряд, посвященные спиртным напиткам, суть которых заключена в следующем:
1) Самое опасное - это усомнение и обсуждение известных всем устойчивых основы религии, в результате которых, например, запретное начинает казаться разрешённым.
2) Запретность спиртного установлено Кораном, Сунной и общими шариатскими принципами.
3) Не имеет значение название напитка. Если его большое количество опьяняет, то и малое является недозволенным *.
4) Если известно, что в напитке есть спирт, даже в малом количестве, но опьяняет, то этот напиток - харам**.
5) Если существуют сомнения относительно напитка - то оставь в стороне и не употребляй .
* Примечание: См.
http://islam.com.ua/islam_ua/fatwa/?ra=5&ru=1&idq=179&fi= [** Примечание: см. там же
Что касается свинины,
то… Отвечая на вопрос о консервантах, содержащих в себе свиные кости и жир, он сказал (см. третью часть «Современных фетв» (стр 658 - 659) и «Фикх меньшинств» (стр. 141 - 143)):
«Не все консерванты, основу которых составляют свиные кости или жир, являются категорически запрещенными для употребления, как это полагают многие. Согласно решению подавляющего большинства мусульманских правоведов, нечистота (наджаса) в результате своего преобразования, перехода в другое состояние, меняет свою правовую норму. Это касается, например, вина, преобразовавшегося в уксус, нечистоты, проеденной солью или сгоревшей и превратившейся в пепел. К примеру, животное, умершее в соляных залежах (будь это даже собака или свинья) и полностью проеденное солью, утрачивает свое собачье, свиное или другое качество, т.к. превращается в соленость. Здесь изменяется качество, изменяется название и, соответственно, изменяется норма. Ведь норма действует в зависимости от наличия или отсутствия вызвавшей ее причины.
Отсюда следует, что нормы предметов не зависят от их основы. Известно, что основой вина является виноград и другие дозволенные шариатом компоненты. Однако норма об их винном качестве и запрете выносится лишь после их преобразования в опьяняющее вещество. Когда же опьяняющее вещество преобразуется в уксус, выносится норма о ее дозволенности и чистоте.
Многие вещества, основу которых составляет свинина, преобразуясь, говоря другими словами, изменяясь по своему химическому составу, перестают быть скверной. В этом случае, соответственно, норма о запрете свинины на них не распространяется. Это относится, к примеру, к желатину, который изготавливается из костей, хрящей животных, в том числе свиных. Специалисты подтвердили, среди них и наш брат доктор Мухаммад аль-Хивари, что желатин химически изменяется. Сюда же можно отнести некоторые разновидности мыла, зубной пасты и других веществ со свиной
основой, в которых, в конечном счете, свиное качество было утрачено. Полагаю, для европейских мусульман необходимо составить список веществ, которые имели свиную основу, но полностью изменились по своему химическому составу» .
см.
http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=5&ru=1&idq=979&fi= Ещё раз скажем, что нам не ведомо из самих высказываний шейха Кардави то, о чём говорит Тарутси. Но мы также прекрасно понимаем, что наше незнание не может служить доводом к тому, что упомянутое Тартуси не соответствует действительности. С другой же стороны, приведённые нами выше фатвы должны стать препятствием для того, чтобы однозначно заявлять о том, что
Карадави «разрешил то, что однозначно запретил Шариат». Но об этом позже, при определении с такфиром Тартуси в сторону «обвиняемого»…
Обвинение: ростовщичество
Абу Басыр ат-Тартуси в своём списке того, что Кардави дозволил из ясно запрещённого, привёл:
"3. «Комитет разрешает покупку домов, автомобилей через банки и в кредит» *
* Примечание: В «Заблуждениях доктора Юсуфа Кардауи» говорится: «Также среди прочего он дозволяет ростовщичество (риба) в не большом количестве…»
Таковы слова обвиняющей стороны. Что касается вопроса ростовщичества, то от шейха Карадави нам известно следующее:
1. В первой части «Современных фетв» (стр. 605 - 611) приводятся две фетвы, категорически запрещающие риба и ростовщическую работу в банке.
Здесь же Карадави сказал:
«Прибыль, получаемая вкладчиком от банка - запрещенное ростовщичество» (стр. 605).
2. «Современные фетвы» часть3, стр. 416 - 418. Карадави:
«Все арабские и Исламские комитеты фикха единогласно признали банковскую прибыль запретным ростовщичестов».
3. Во всех 4 частях «Современных фетв» шейх категорически запрещает риба. Вплоть до того, что покупать акции банков, занимающихся ростовщичеством.
4. Также у шейха есть несколько фетв в 4-ой части «Современных фетвах», где он говорит, что нельзя оставлять банку - особенно если он из числа иностранных - прибыль и проценты, которые извлечены из денег клиента банка. Потому что ты оставляешь им деньги, которые они впоследствии используют против тебя и против Ислама. Такую прибыль следует взять из банка и использовать на нужды мусульман. Но, при этом, категорически недопустимо использовать эти деньги в личных целях.
5. В 4 части «Современных фетв» есть фетва: «Купля дома за деньги, взятые в кредит из банка». В этом вопросе надо отметить следующее:
1) Фетва была выдана Европейским комитетом по фетвам мусульманским меньшинствам, находящимся в Европейских и других странах, учитывая их положение в государстве, и учитывая почти полное отсутствие у них возможности приобрести дом другими путями. Другими словами фетва построена на принципе: «Дарурат тубиху махзурат» - «Необходимость делает запретное дозволенным». Соответственно, первоочередным в этом вопросе будет учёт степени необходимости и отсутствие другого выхода. А дом, как известно, является одной из важнейших необходимостей человека. В книге «Фикх меньшинств» от 154 до 188 стр. полностью приводится фетва на этот счет, с обсуждением аргументов за и против.
2) Также не стоит забывать о том, что в ханафитском фикхе есть мнение в соответствии с которым считается допустимым вести с неверными на их территории недействительные сточки зрения Ислама отношения . *
* Примечание:
См., например, “Китаб аль Сияр аль Кабир”, пункты 764-767, в которых говорится о дозволенности заниматься риба в дар-уль-харбе, продавать вино, мертвечину и т.п
6. Также в 3 части «Современных фетв» (стр. 625), речь идет о купле дома на банковский кредит. Где приводится следующее (сокращенно):
1) Европейский комитет по фетвам устанавливает полный категорический запрет на ростовщичество, и что она относится к семи смертным грехам
2) Также комитет обращается к мусульманам найти другой, альтернативный, непротиворечащий Исламским принципам, выход, в котором нет сомнения.
3) Также комитет призывает мусульманские меньшинства обратиться к банкам с просьбой заключать с ними договоры, не противоречащие Исламу. Как например продавать им дома в рассрочку.
4) И если все вышесказанное не принесет плоды, то комитет считает разрешенным брать кредит из банка тем, кто находится в действительной острой необходимости купить дом, исходя из общих шариатских принципов….
Также, отвечая на вопрос «Можно ли давать деньги неверному под процент и затем пользоваться этими деньгами?», - Карадави сказал:
«…Ислам преграждает путь тем, кто пытается увеличить капитал, занимаясь ростовщичеством или взимая проценты (риба) в любых суммах…»
см.
http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=4&ru=9&idq=714&fi= В другой своей фатве, посвящённой обсуждению запретных в Исламе профессий, он сказал:
«…любой вид деятельности, способствующий несправедливости или хараму, является запретным. К таковым видам деятельности относится работа в ростовщических организациях, в местах продажи алкоголя и тому подобное.
Никто, занимаясь такой работой, не избежит греха, ссылаясь на непрямую причастность к запретному (хараму). Как было сказано ранее, основным принципом Ислама является следующее: любая деятельность, способствующая
возникновению и распространению харама, сама по себе является харамом. По этой причине Пророк (мир ему) проклял того, кто составляет документ на ссуду под процент, и того, кто свидетельствует этот факт, и также
того, кто расходует полученный процент. Проклял он и тех, кто производит и разливает вино, так же как и пьющих. Однако если человека крайняя необходимость вынуждает из-за отсутствия источника существования
выполнять такую работу, то в этом случае она допускается при условии, что параллельно человек ищет разрешенный вид деятельности, пока Аллах не дарует ему достойный труд» .
См.
http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=4&ru=3&idq=1039&fi= Всё это показывает то, что допустимость вхождения в сделки, имеющих отношение к ростовщичеству (риба) у Карадави обусловлена крайней необходимостью.
Карадави действительно хочет найти выход для мусульман, у которых проблема с приобретением дома стоит очень остро. Он
не обходится одной теорией, говоря риба - харам. А рассматривает реалии и потребности людей, находя им более приемлемое решение, указывая на то, что это решение временное, и мусульмане должны стараться найти другой выход, лишенный всяких сомнений.
Посему очевидно, что обвиняющему его в неверии необходимо было бы более пристально изучить этот вопрос