Dec 28, 2010 19:17
Раздался звон - и ворон сел
На белое плечо.
Вдруг остановило: звон - откуда? Разбито оконное стекло, что ли?
"В младенчестве нас матери пугали...",
Лотман Ю.,
Мандельштам О.,
-Простой вопрос,
Пастернак Б.,
Свиридов С.,
-звон,
"Я был и слаб и уязвим..." (История боле,
Есенин-Вольпин А.,
Анчаров М.
Leave a comment
Comments 29
Reply
А когда написано стихотворение Есенина-Вольпина? Записано ли оно в исполнении автора?
Reply
Reply
Очень интересно слышать стихи в исполнении автора. К стыду своему при чтении не заметила через-строфную рифму "Мор" - "неверМОР", но автор ненавязчиво - простым люфтом между двумя частями слова - ее подчеркнул. И я даже поначалу вообразила, будто сама ее расслышала. И только потом заметила, что это АЕ элегантно обратил на нее внимание слушателя. :)
Reply
Reply
Reply
Этот глагол не совсем обычный; может быть, поэтому совершенная форма не оставляет ощущения, что звук кончился. Где-то даже я встретил смешное, но точное (я с ним согласен) толкование: "звук раздался - звук стал быть слышен". То есть речь идёт о начале звука, но не обязательно об его конце. Кроме того, при восприятии не может не накладываться другое значение: раздаться вширь/ввысь, то есть мотив увеличения, наращивания. Всё это подходит колокольному звону и не подходит звону разбитого стекла.
Конечно, я не утверждаю, а всего лишь пробую поискать, нет ли реальных подтверждений колокольной ассоциации. Вполне возможно, что напрасно, и там только стекло.
== Кстати, вот, по-моему, прямой потомок разбираемого нами эпизода "Истории болезни" ==
Да, точно, очень подходит.
Reply
Да, потому что в мире Высоцкого это простор - очень важная категория. И это добавляет интереса к вопросу об источнике звона: стекло или колокол. По моему ощущению, в границах данного текста этот вопрос не решить, и надо обращаться к подобным образам в художественной системе ВВ, выявлять тенденции. Либо же я чего-то не вижу, упускаю какие-то связки внутри текста "Истории болезни", что прояснило бы вопрос.
А вот как раз такие близкие родственники, как отрывок из "В младенчестве на матери пугали...", возможно, прояснят что-то в споре стекла с колоколом.
Reply
1) Об идее Лотмана про центр и периферию.
Да, по-видимому, эта часть нашего разговора исчерпывает свой ресурс.
== Нууу, уже легче. :) ==
Не легче. Вы далее неточно изложили ситуацию.
== Сказать, что Л. ошибается в оценке происходимого (а корректнее будет: что оценка Л. отличается от моей) ==
Не корректнее. Моя оценка тут вообще ни при чем. Вы хорошо знаете, что я опиралась не на нее, это написано выше прямым текстом. Повторю: я опираюсь не на свое мнение-впечатление и не на свои разработки, а на то, как эта тема представлена в художественном мире Высоцкого. Она у него одна из ключевых и разработана им подробнейшим образом.
== всё же совсем не то, что сказать, будто Л. говорит о том, чего не происходит и никогда не происходило. ==Да. Я об этом и написала: мое первоначальное отношение к идее Лотмана оказалось ошибочным. Неверна не его идея об изменениях при движении смыслов от периферии ( ... )
Reply
== Смысл - да, тот же: все они говорят об основе. У Пастернака, кстати, этот смысл назван прямо ==
== У Мандельштама тоже. ==
Да! А я прошляпила.
== Интересно, что ... у Высоцкого звучат обе интерпретации "основы": по Пастернаку и по Мандельштаму, чётко соединённые союзом "и". У БП "основа" как воздух (ты из семьи таких основ твой смысл как воздух бескорыстен), у ОМ она как холст (чище правды свежего холста вряд ли где отыщется основа). У ВВ - прозрачный как раскрытое окно (это ведь не стекло, а пространство в раме, то есть воздух, стоящий в окне, вернее, текущий через него) - и - неприметный как льняное полотно (мандельштамовский холст). ==
Да, у Высоцкого не стекло, а его отсутствие. Только мне кажется, что в контексте слово "прозрачный" намекает не на воздух, а на отсутствие защиты от внешнего мира. Хотя очень возможно, что это мое давнее толкование не исчерпывает смысла данной строки, и смысл воздуха в ней присутствует, но я пока не могу связать его с контекстом. :
Reply
Reply
Кстати, с куплетом про раскрытое окно из "Истомы" перекликается вот этот куплет (не помню, было ли где-то об этой связке):
Течет под дождь попавшая палитра,
Врываются галопы в полонез,
Нет запахов, цветов, тонов и ритмов,
И кислород из воздуха исчез.
И годы близкие: "Истома" - 1971, "Мосты сгорели..." - 1972. Может, послегамлетовский спад, а может, таки кризис 33-летия.
И кстати, "Кони" - может, неслучайно именно вблизи этого кризисного момента возник у Высоцкого этот вариант классического "Памятника"?..
Reply
Leave a comment