Leave a comment

Comments 29

vitakh August 7 2011, 05:13:30 UTC
Мне представляется, что звон - некое "объявление момента", как бы удар колокола или подобное. Ну а если конкретно, то это мог быть удар влетающего ворона о стекло. На всякий случай оставлю тут ссылку на стихотворение Есенина-Вольпина "Ворон" - http://samlib.ru/w/woron/1948volp.shtml (похвастаюсь: несколько раз слышал это стихотворение в исполнении автора).

Reply

about_visotsky August 7 2011, 12:29:28 UTC
Спасибо. Очень точная формулировка - "объявление момента"...
А когда написано стихотворение Есенина-Вольпина? Записано ли оно в исполнении автора?

Reply

vitakh August 7 2011, 15:24:57 UTC
Стихотворение "Ворон" было напечатано в книге "Весенний лист" (иногда неправильно пишут "листок"), Нью-Йорк, 1961. Вот тут: http://www.youtube.com/watch?v=z2VayQ8dwnI Александр Сергеевич читает это стихотворение (увы, запись оборвана) и говорит, что "почти всё описанно до 1959-го года" (видимо, идёт речь об указанной книге, где есть проза (как помнится, публицистика) и стихотворения).

Reply

about_visotsky August 7 2011, 17:37:13 UTC
Спасибо, Виталий.
Очень интересно слышать стихи в исполнении автора. К стыду своему при чтении не заметила через-строфную рифму "Мор" - "неверМОР", но автор ненавязчиво - простым люфтом между двумя частями слова - ее подчеркнул. И я даже поначалу вообразила, будто сама ее расслышала. И только потом заметила, что это АЕ элегантно обратил на нее внимание слушателя. :)

Reply


necrazyfan July 28 2013, 13:58:28 UTC
Наверное, самое привычное толкование - звон разбитого стекла, окна. Основание под этим простое - впечатление, обусловленное непосредственным, "быстрым" прослушиванием, потом закрепленным в привычку: вдруг ворон откуда-то взялся, значит, снаружи залетел, а снаружи - значит через окно, значит, разбил, итп ( ... )

Reply

about_visotsky July 29 2013, 10:36:03 UTC
Очень интересно. Емкое толкование, хорошо встраивается в контекст. К названным смысловым связкам можно добавить связь лысения с белым плечом (через "пустоту" обоих образов, которая косвенно поддерживается характерной для ВВ связью белизны со снегами, снежной равниной ( ... )

Reply

necrazyfan July 31 2013, 02:08:00 UTC
== "раздался", совершенный вид глагола... Ощущение такое, что прозвенел и кончился звук, и уже нету его. ==

Этот глагол не совсем обычный; может быть, поэтому совершенная форма не оставляет ощущения, что звук кончился. Где-то даже я встретил смешное, но точное (я с ним согласен) толкование: "звук раздался - звук стал быть слышен". То есть речь идёт о начале звука, но не обязательно об его конце. Кроме того, при восприятии не может не накладываться другое значение: раздаться вширь/ввысь, то есть мотив увеличения, наращивания. Всё это подходит колокольному звону и не подходит звону разбитого стекла.
Конечно, я не утверждаю, а всего лишь пробую поискать, нет ли реальных подтверждений колокольной ассоциации. Вполне возможно, что напрасно, и там только стекло.

== Кстати, вот, по-моему, прямой потомок разбираемого нами эпизода "Истории болезни" ==

Да, точно, очень подходит.

Reply

about_visotsky July 31 2013, 02:20:34 UTC
== не может не накладываться другое значение: раздаться вширь/ввысь, то есть мотив увеличения, наращивания ==

Да, потому что в мире Высоцкого это простор - очень важная категория. И это добавляет интереса к вопросу об источнике звона: стекло или колокол. По моему ощущению, в границах данного текста этот вопрос не решить, и надо обращаться к подобным образам в художественной системе ВВ, выявлять тенденции. Либо же я чего-то не вижу, упускаю какие-то связки внутри текста "Истории болезни", что прояснило бы вопрос.

А вот как раз такие близкие родственники, как отрывок из "В младенчестве на матери пугали...", возможно, прояснят что-то в споре стекла с колоколом.

Reply


about_visotsky August 8 2013, 07:00:41 UTC
Это ответ на предыдущий комментарий necrazyfan. Он сделан комментарием первого уровня по технической причине: текст слишком съехал вправо - трудно читать.

1) Об идее Лотмана про центр и периферию.

Да, по-видимому, эта часть нашего разговора исчерпывает свой ресурс.

== Нууу, уже легче. :) ==

Не легче. Вы далее неточно изложили ситуацию.

== Сказать, что Л. ошибается в оценке происходимого (а корректнее будет: что оценка Л. отличается от моей) ==

Не корректнее. Моя оценка тут вообще ни при чем. Вы хорошо знаете, что я опиралась не на нее, это написано выше прямым текстом. Повторю: я опираюсь не на свое мнение-впечатление и не на свои разработки, а на то, как эта тема представлена в художественном мире Высоцкого. Она у него одна из ключевых и разработана им подробнейшим образом.

== всё же совсем не то, что сказать, будто Л. говорит о том, чего не происходит и никогда не происходило. ==Да. Я об этом и написала: мое первоначальное отношение к идее Лотмана оказалось ошибочным. Неверна не его идея об изменениях при движении смыслов от периферии ( ... )

Reply


about_visotsky August 8 2013, 07:01:22 UTC
2) Об образах “основы” у Пастернака, Мандельштама и Высоцкого.

== Смысл - да, тот же: все они говорят об основе. У Пастернака, кстати, этот смысл назван прямо ==
== У Мандельштама тоже. ==

Да! А я прошляпила.

== Интересно, что ... у Высоцкого звучат обе интерпретации "основы": по Пастернаку и по Мандельштаму, чётко соединённые союзом "и". У БП "основа" как воздух (ты из семьи таких основ твой смысл как воздух бескорыстен), у ОМ она как холст (чище правды свежего холста вряд ли где отыщется основа). У ВВ - прозрачный как раскрытое окно (это ведь не стекло, а пространство в раме, то есть воздух, стоящий в окне, вернее, текущий через него) - и - неприметный как льняное полотно (мандельштамовский холст). ==

Да, у Высоцкого не стекло, а его отсутствие. Только мне кажется, что в контексте слово "прозрачный" намекает не на воздух, а на отсутствие защиты от внешнего мира. Хотя очень возможно, что это мое давнее толкование не исчерпывает смысла данной строки, и смысл воздуха в ней присутствует, но я пока не могу связать его с контекстом. :

Reply

necrazyfan August 9 2013, 14:13:40 UTC
Да, по поводу этого двустишия Вы писали ( ... )

Reply

about_visotsky August 11 2013, 02:27:52 UTC
Да! И это отлично вписывается в систему Высоцкого в целом. И "бескорыстный воздух" - замечательно, красиво и очень точно. Раскрытое окно - это еще и простор, очень важная вещь в мире Высоцкого.

Кстати, с куплетом про раскрытое окно из "Истомы" перекликается вот этот куплет (не помню, было ли где-то об этой связке):

Течет под дождь попавшая палитра,
Врываются галопы в полонез,
Нет запахов, цветов, тонов и ритмов,
И кислород из воздуха исчез.

И годы близкие: "Истома" - 1971, "Мосты сгорели..." - 1972. Может, послегамлетовский спад, а может, таки кризис 33-летия.

И кстати, "Кони" - может, неслучайно именно вблизи этого кризисного момента возник у Высоцкого этот вариант классического "Памятника"?..

Reply


Leave a comment

Up