Dec 28, 2010 19:17
Раздался звон - и ворон сел
На белое плечо.
Вдруг остановило: звон - откуда? Разбито оконное стекло, что ли?
"В младенчестве нас матери пугали...",
Лотман Ю.,
Мандельштам О.,
-Простой вопрос,
Пастернак Б.,
Свиридов С.,
-звон,
"Я был и слаб и уязвим..." (История боле,
Есенин-Вольпин А.,
Анчаров М.
Leave a comment
- первая строка:
"В этой оговорке героя обнаруживается неосознанное стремление “закрыть окно”, ведь только в этом случае возникнет прозрачность. Что означает желание закрыть окно? Герой хочет и бессилен поставить хоть какую-нибудь, пусть и ненадежную, преграду-защиту между своим внутренним миром и миром внешнем. Перед нами человек без сил (“толкани - я с коня”) и без кожи. Но не без желаний, пусть и бессильных."
-вторая строка:
"героя Высоцкого всегда заботит, как он выглядит со стороны. Необычность ситуации не в том, что герой об этом думает, а в том, что он об этом никогда не забывает, - даже если силы на исходе, как у персонажа “Истомы”. Это признак неуверенности в себе, так свойственной едва ли не всем персонажам Высоцкого.
Итак, герой “Истомы” озабочен тем, что о нем думают другие, - вот вам очередной пример его небезразличия к жизни."
Это так, но этого недостаточно. Песня вся построена (сознательно) на явных "двусмысленностях": каждое из нареканий героя содержит 1) смысл, который он сам вкладывает/как он понимает или чувствуе,т и 2) смысл, который можно и нужно извлечь - это делает слушатель-читатель-критик. Вы проделали такое извлечение со всеми основными тезисами персонажа. А эти два - или вернее один сложный, составной - оставили односмысленным: так, как это видится ему.
Параллель с БП и ОМ, возможно, как раз и высвечивает недостающий главный смысл: идею основы/основ. Она реализуется двумя простыми вещами - образами бескорыстного воздуха (прозрачность, раскрытое окно) и неприметного внешне полотна (основа в прямом смысле для многих вещей). Это хорошо вписывается в идею о теме неосознанного прихода зрелости, взрослении.
Reply
Кстати, с куплетом про раскрытое окно из "Истомы" перекликается вот этот куплет (не помню, было ли где-то об этой связке):
Течет под дождь попавшая палитра,
Врываются галопы в полонез,
Нет запахов, цветов, тонов и ритмов,
И кислород из воздуха исчез.
И годы близкие: "Истома" - 1971, "Мосты сгорели..." - 1972. Может, послегамлетовский спад, а может, таки кризис 33-летия.
И кстати, "Кони" - может, неслучайно именно вблизи этого кризисного момента возник у Высоцкого этот вариант классического "Памятника"?..
Reply
Leave a comment