Leave a comment

Comments 27

lj_frank_bot October 31 2020, 14:08:47 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

abel October 31 2020, 14:10:37 UTC
Верно.

Reply

lj_frank_bot October 31 2020, 14:13:02 UTC
Я рад

Reply


Запись в дневнике от 23 августа 2002 г. abel October 31 2020, 20:08:14 UTC
Только сегодня я понял, что F-dur’ный квартет - это Реквием!
Начало разработки 1-го Allegro соотносится с переходом от Confutatis к Lacrimosa («совершенно мистическим», как замечает Чигарева). Здесь та же мистика, но мистика белых призраков, как на картине Борисова-Мусатова. А 2-я часть поистине Lacrimosa. И опять возникает ритм смерти-сна-забвения. Но что финал? Праздник (трагедия завершается дифирамбом) или рой светлых душ, которые, как написано в платоновском «Федре» (см. 247с - круговое движение), вдруг видят занебесную область?
***
18 лет назад я думал, что что-то понимаю в этой музыке.

Reply

Re: Запись в дневнике от 23 августа 2002 г. abel November 1 2020, 10:19:57 UTC
"Души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба" (Платон, "Федр", 247c; перевод А.Н. Егунова во 2 т. Сочинений изд. "Мысль", 1970, стр. 183).

Reply

Re: Запись в дневнике от 23 августа 2002 г. abel December 2 2020, 19:50:00 UTC
2-я часть родственна по духу 2-й части 7-й симфонии Бетховена.

Reply


lika_che71 October 31 2020, 20:28:17 UTC
насчёт жёсткости точно подметили! И далеко не только это сочинение. Помню, как я после шубертовского Фореллен-квинтета послушала К.515, и у меня было отчётливое ощущение, что Моцарт намного ближе к 20-му веку, чем Шуберт.
Про медленную часть К.590 я бы сказала, что это - принятие (resignation).
А финал не праздник, нет. "Рой светлых душ" - по-моему идеально подходит!

Reply

abel October 31 2020, 20:43:58 UTC
Спасибо!
Да, вот вспомнилась формула Чичерина, что "Моцарт - больше композитор XIX века, чем XVIII, и больше композитор XX века, чем XIX".
"Рой светлых душ", или, как хорошо написано у Альфреда Эйнштейна по поводу финала последнего клавирного концерта: "блаженные игры райских детей". Нечто близкое в финале квинтета D-dur (K. 593). Но и в гайдновских квартетах иногда возникает нечто подобное.
https://sinbadthesailor1.blogspot.com/2019/11/dur-op-55-n-1-aeolian-q.html
https://sinbadthesailor1.blogspot.com/2013/03/op-17-4.html

Reply

lika_che71 November 1 2020, 11:33:01 UTC
спасибо за ссылки на Ваши замечательные посты! Вот это особенно шикарно: "У Гайдна, конечно, нет такого "обвала" в первой фразе, таких резких обрывов фраз, неожиданных скачков динамики. Вообще нет этого "хохочущего отчаяния", что пронизывает квартет Моцарта. И нет "авангардистской какофонии" разработки финала К. 590." Подписываюсь под каждым словом!

Reply

abel November 1 2020, 12:31:57 UTC
Спасибо! Такой отзыв для меня очень важен и ценен.

Reply


petrark October 31 2020, 21:16:05 UTC
Очень интересно. Я сейчас послушал вот эту запись, по-моему, очень хорошую (но не знаю, все ли у них исполнены повторения). Никакой безмятежности в этой музыке (по крайней мере, в их исполнении) я не слышу, скорее наоборот, вихри и водовороты -- и диссонансы, достойные Шостаковича.

Reply

abel November 1 2020, 06:42:38 UTC
Вот это Вы замечательно сказали: вихри, водовороты, диссонансы. А во второй части глубокая скорбь, боль (кстати, корреспондируется с письмами той поры - лета 1790 г.). Но даже Аберт находит первую часть безмятежной.
***
Спасибо за ссылку! Судя по началу, действительно очень хорошо играют. Прослушаю обязательно полностью и напишу здесь. Только я начал слушать со смартфона и не понял, как называется ансамбль. :(

Reply

abel November 1 2020, 09:42:57 UTC
Петя, я прослушал (и понял, что это Квартет им. Ф. Шуберта).
Очень хорошее, полнокровное исполнение. Повторения обычные для почти всех записей: повторяется только экспозиция во всех частях в сонатной форме (то есть во всех, кроме Менуэта).
Спасибо!
***
Надо бы, конечно, этот квартет изучить. Там такие тонкие тематические связи между всеми частями, и скорбные возгласы 2-й проникают даже в Менуэт. И везде идея кругового движения.

Reply

petrark November 1 2020, 11:57:06 UTC
Я рад, что Вам понравилось. Не помню, чтобы это был очень известный ансамбль, но сыграли они мастерски.

Reply


abel November 1 2020, 09:59:15 UTC
Из писем:
"Сегодня мне плохо так же, как мучительно было вчера; от болей я не мог заснуть всю ночь..." (Пухбергу, 14 авг. 1790 г.).
"... я ощущаю повсюду холод, ледяной холод!" (жене, 30 сен. 1790 г.).
Цит. по Аберту (том 2, ч. 2, стр. 233-234).

Это написано уже после того, как был сочинен квартет. Жене он писал из Германии, во время второй поездки, оказавшейся тоже неудачной (в смысле заказов), как и первая.
https://abel.livejournal.com/265723.html

Reply


Leave a comment

Up