Jan 12, 2013 20:29
Обратил вдруг особое внимание на такое место в одном письме Моцарта (М. Пухбергу, в Вене, до 12 или 12 июня 1790 г.):
"Я из экономии остаюсь в Бадене и езжу в город лишь в случае крайней необходимости. Теперь я вынужден за бесценок отдать мои квартеты /: эту труднейшую работу :/, только чтобы в столь тяжких обстоятельствах поскорее получить деньги наличными".
(В.А. Моцарт. Полное собрание писем. - М.: "Международные отношения", 2006. - С. 462-463.)
Речь идет о трех последних (т.н. "Прусских") квартетах: D, K. 575; B, K. 589; F, K. 590.
Труднейшая работа. Это перекликается с тем, что он накануне пражской премьеры "Дон Жуана" говорил Кухаржу: "Ошибается тот, кто думает, что мое искусство далось мне легко. Нет ни одного значительного композитора, которого я не изучал: часто, прилежно, многократно".
Нет, не сочинял так, как соловьи поют (по выражению П.И. Чайковского), хоть и обладал "необъятной техникой" (это уже Лядов сказал о Бахе :)).
Соломон Волков,
Прокофьев,
Моцарт_струнный квартет,
Лядов,
Танеев,
Моцарт,
Шостакович,
Моцарт_письма,
blogspot,
ДДШ_мемуары,
Чайковский