Шуберт - Соната B-dur, D. 960 (М. Дальберто)

Feb 16, 2011 22:13

Отхожу от рихтеровского гипноза и понимаю, что это исполнение замечательно, особенно значителен у него финал:

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю...Первую часть он играет не намного быстрее Рихтера - 21 мин. против 24 у Рихтера. Но медленнее всех Юдина (в записи 1948 года) - более 26 мин. Так что Гульд ошибался, когда говорил, что Рихтер ( Read more... )

Рихтер, Хайдеггер, Бродский, Шуберт, пианисты

Leave a comment

Comments 15

mendelbookinist February 19 2011, 10:43:58 UTC
Да, в плане исполнений вынужден с Вами на этот раз не согласиться, дорогой Алексей. Мне очень сложно слушать эту сонату в искусственно растянутом исполнении Рихтера - такое впечатление, что играет сомнамбула. Зачем такое растяжение? И как эта музыка замечательно звучит в более подвижном темпе, в коем она, уверен, и задумывалась композитором. То же и с Юдиной. Нет, подобный подход не для меня, это точно. Восторгов Гульда не разделяю ( ... )

Reply

abel February 19 2011, 11:11:05 UTC
Я был уверен, что ты откликнешься на этот пост. :)
Нет, Дальберто очень мне нравится. Видимо, такая жесткая манера мне вообще по душе. Ну не Мацуев же он, прости господи!

Reply


mendelbookinist February 19 2011, 12:44:12 UTC
Жесткая манера где-то выигрывает, где-то проигрывает, но только, на мой взгляд, не в Шуберте. Речь идет о самом искреннем и открытом в истории музыки композиторе - может быть, поэтому так мало удачных исполнений его сочинений? Играя Шуберта, нужно быть предельно искренним, а это очень редко когда получается. Конечно, у кого-то шубертовская искренность ассоциируется с жесткостью, но не у меня. ) Мой идеал звучания шубертовской музыки - http://www.youtube.com/watch?v=ED8NDXBWUok Здесь, на мой взгляд, полнейшее попадание в суть шубертовского мира. Ну и произведение - одно из вершинных у него. Для меня - абсолютно вершинное.

Вам бы послушать интересное исполнение 21 сонаты Вячеславом Новиковым. Вальтер в свое время выкладывал ее на форуме - была очень интересная дискуссия. Вам может прийтись по душе. Мне в этой музыке, пожалуй, наиболее близка запись Шнабеля, хотя идеала я так и не нашел.

Reply

abel February 19 2011, 14:21:43 UTC
"Искренность", "задушевность" - все это, конечно, хорошо, но в последнее время у меня эти слова (при оценке исполнения) ничего не вызывают, кроме скептической улыбки (их очень любит задушевный Лерит с форума "Классика" :)).
В интерпретации музыкальных сочинений (если это, конечно, не душещипательный романс) есть вещи куда более важные, чем "искренность" и "задушевность".
Игра Рихтера не была задушевной. Да и искренней, я думаю, тоже не была. Если под искренностью понимать "самовыражение". Актер НЕ ДОЛЖЕН быть искренним.
Это мы за чашкой чая можем себе позволить.

Reply


mendelbookinist February 19 2011, 14:48:06 UTC
Лерита здесь можно понять. Он ярый романтик в своих предпочтениях, ему близки такие яркие индивидуальности, как Софроницкий или Рахманинов. Все мы разные, были бы одинаковыми, было бы не интересно жить и дискутировать ( ... )

Reply

abel February 19 2011, 14:52:14 UTC
Я тоже не сразу понял интерпретацию Рихтера. Но как-то она совершенно поразила. Мажорный реквием.

Reply


mendelbookinist February 19 2011, 15:01:25 UTC
Запись Рихтером этого сочинения была первой, которую я услышал. Меня скорее поразила музыка, но с исполнением я сразу же не согласился. Потом была запись Шнабеля, убедившая меня намного больше, и некоторые другие исполнения, однако все они, несмотря на свои несомненные достоинства, казались мне (и до сих пор кажутся) недостаточно "большими" для этой музыки. Как ее исполнять? Нет ответа. Притом что соната очень заиграна. А не следовало бы.

Или, может быть, я просто не понимаю эту Сонату.

Reply

abel February 19 2011, 17:52:54 UTC
Лупу и Перайя играют фа минорную Фантазию очень хорошо, но, при всей красоте и значительности этого сочинения, его никак нельзя сравнить с последними сонатами. Они дают нечто запредельное. Я склонен думать, что это величайшее, что создано Шубертом во всех жанрах.

Reply


mendelbookinist February 19 2011, 17:58:13 UTC
Ничего не могу с собой поделать, предпочитая Фантазию поздним сонатам. Она для меня является портретом Шуберта. Вот найду идеальное для меня исполнение последних сонат, тогда, возможно, соглашусь с Вами.

По-моему, я в свое время забыл, помимо Фантазии и Арпеджионе, назвать еще Первое (не Второе, а именно Первое) форт. трио в числе любимых произведений Шуберта.

Reply


Leave a comment

Up