Шуберт - Соната B-dur, D. 960 (М. Дальберто)

Feb 16, 2011 22:13

Отхожу от рихтеровского гипноза и понимаю, что это исполнение замечательно, особенно значителен у него финал:

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю...Первую часть он играет не намного быстрее Рихтера - 21 мин. против 24 у Рихтера. Но медленнее всех Юдина (в записи 1948 года) - более 26 мин. Так что Гульд ошибался, когда говорил, что Рихтер ( Read more... )

Рихтер, Хайдеггер, Бродский, Шуберт, пианисты

Leave a comment

Comments 15

petrark February 19 2011, 18:02:58 UTC
Согласен. Шуберт вообще "любит" медленный темп.

Reply

abel February 19 2011, 19:19:23 UTC
Да! Те самые Himmlische Lange (что неудачно переводят как божественные длинноты).
Как это у Бродского:

И все-таки ведущая домой
дорога оказалась слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул пространство.

В последних сонатах вы оказываетесь явно не дома, это "неуютная" музыка (опять Хайдеггер, не к ночи будь помянут), а расхожее восприятие (я не вкладываю в это определение негатива) хочет видеть тут "уютное" и "домашнее", серенаду, пастораль. Я думаю, что это ошибка расхожего восприятия. Поздние сонаты - возвращение Одиссея.

День возврата у них он похитил...

Reply


mendelbookinist February 20 2011, 08:08:37 UTC
Одно дело "медленный" темп, другое дело "искусственно замедленный". У меня тут же возникает аналогия с Первым концертом Брамса, первую часть которого тоже любят искусственно растягивать. Вспоминаются записи Аррау, Гилельса и особенно Гульда, который "растяжку" превратил в концепцию. Ну, может эта концепция противоречить моей? Может. И противоречит.

Мое расхожее восприятие хочет видеть в Шуберте живого человека, а не сомнамбулу. Что ж мы, русские, везде страдание ищем-то? )))

Reply

abel February 20 2011, 08:11:36 UTC
Я не слышу в игре Рихтера или Юдиной никакого "сомнамбулизма" и ничего искусственного.

Reply


mendelbookinist February 20 2011, 08:14:00 UTC
Ну, на том и порешим. Каждому свое. beer Зато видите, какая дискуссия интересная получилась. На форуме такого уже давно нет.

Я сейчас, может, освежу в памяти еще какие-нибудь записи и напишу потом.

Reply


mendelbookinist February 20 2011, 08:47:47 UTC
Да, мои взгляды пока те же. В первой (также третьй и четвертой) по-прежнему больше всего убеждает Шифф - очень естественное и живое течение музыки, великолепные контрасты настроений между разными секциями, изумительное владение звуковой палитрой, что, в общем-то, всегда была его сильной стороной. (Так, например, форте Рихтера в записи 72 года кажется мне абсолютно несъедобным.)Предупреждаю - те, кто ищут в последней сонате Шуберта страдание - Шиффа скорее всего отвергнут ( ... )

Reply


Leave a comment

Up