Страницы истории "Советской Атландиды" - информационные технологии периода развитогу социализма

Mar 30, 2010 01:25

Если более предметно, то нижецитируемые воспоминания посвящены узко-специальным задачам автоматизации исследовательских работ в области ... Как бы это поаккуратнее выразиться? Скажем так, разговор ниже идет по-видимому о тех, кто в айти части оборонных задач удерживал с советской стороны "ядерный паритет двух сверхдержав".
    Обработка результатов велась на МИР-1. Замечательная была машина с программированием на хорошем абстрактном уровне и поддержкой математических функций. Кто-то назвал ее первым персональным компьютером. Машинное время делили с помощью графика работ и уговоров...
    Работал на Мир-1 до тех пор, пока в отделе не появилась СМ-1... Для начала пришлось съездить в город Орел и поменять дисковый накопитель ИЗОТ-1370 5МБ, так как поставленный нам экземпляр был заржавевшим, и диск даже рукой не прокручивался.
    Ехали ... на уазике перед Новым Годом. Был лютый холод. Вытекла тормозная жидкость, и в Новомосковске, проехав перекресток на красный свет, остановились у аптеки в надежде купить какой-то заменитель, кажется, глицерин. Нам предложили микроскопическое количество - бесполезных 2 пузырька. Тогда купили хорошего портвейна, залили и доехали до заправки.
    В Орле на заводе из-за морозов сломалось паровое отопление, и народ сидел в шубах, греясь от паяльников. Видел, как непрогретые паяльником концы отваливались от места соединений, так адаптировались оригинальные болгарские накопители для работы в комплексе СМ-1.
    Нас никто не ждал, в ОТК равнодушно глянули на документы с фотографиями ржавчины и отказали. Пришлось идти в партком, была раньше такая полезная организация. Заменили дисковод и в ночь поехали домой.
    Затем были дни и ночи познавания супервизора, драйверов, загрузчиков; ремонта плат процессора и памяти; полных то отчаяния, то радости. Наконец, первая программа на Фортране II была успешно выполнена.
    Компилятор был написан в Северодонецке в каком-то женском коллективе. До запуска дисковой операционной системы он загружался перед каждой компиляцией с перфоленты, так же, как и загрузчик программ.
    Самым надежным устройством во всем комплексе был чешский фотосчитыватель, и тот драл ленту из некачественной бумаги...
    Часто ездил на полигон под Семипалатинском. Только вычислительная техника и программирование делали жизнь там интересной. Сначала с Электроникой-60, затем с IBM PC. Портировал обработку гамма-спектров на ЕС-1033 местного вычислительного центра. Курчатов был ухоженный, а летом роскошный город на берегу Иртыша с коттеджем для министра обороны Устинова, Домом культуры (или офицеров), танцами и ресторанами. В воинских частях была приличная аппаратура и вычислительная техника.
    С появлением ПК я мало жил на берегу и все время проводил один в фургоне в степи, готовя комплекс к измерениям, обучаясь программированию и методам обработки. Много мелких приключений и всяческих личных достижений. Все это заканчивалось серьезным потрясением окрестностей и сутками непрерывных измерений.
    Затем еще неделя и - домой до следующей командировки. Степная жизнь показала, что необходимых вещей мало, и они просты - нитка с иголкой да вода. Снимать было нельзя, и я рисовал штольню, горы, стаи фургонов под горой, но все рисунки раздал, интересно было бы взглянуть на них. Но и без рисунков есть, что вспомнить.
    После прекращения испытаний и закрытия полигона город Курчатов изменился, так сильно, как будто испытания перенесли на берег...
    Каким-то летом состоялась спец командировка в Москву для приема ЭВМ VAX. Это была одна из самых мощных - но и главное что передовой архитектуры - машин фирмы DEC. VAX означало Virtual Address eXtension. компьютер подобного класса конечно же нельзя было фирме DEC продавать в СССР [для организаций типа тех, о которых данный мемуар - примеч. abcdefg] ... в арендованном [именно и только для целей это "коммерческой операции" - abcdefgh] офисе в Москве.
    Вместе с ящиками в офисе появился заграничный тип с кейсом и вкусным на вид яблоком внутри. Тип был гарантией полноты комплекта купленной ВНИИЭФ системы, собираемости частей, и работоспособности системы в целом. Для него мы все были жителями Москвы.
    Мы даже знали адрес, по которому "жили" в столице. Интересно, что по легенде мы жили в одном доме, хорошо не в одной квартире. У нас не хватило ни любопытства, ни времени зайти домой...
    ... Зимой машина заработала в Сарове, и началась счастливая пора для физиков осваивать могучие вычислительные средства и переносить программное обеспечение и базы данных на новую машину... Нам так не терпелось соединить microVAX и VAX, что мы сами протянули Ethernet кабель от одного здания до другого, утопая в снегу и развешивая желтый кабель на высоких соснах площадки. В тот же день с ликованием оказались в сети отделения и овладели всеми ее ресурсами.
    Дальше начались события, в реальность которых было трудно поверить. В городе с визитом появились сотрудники Аргоннской Национальной Лаборатории, и несколько отделений ВНИИЭФ представили темы проводимых работ и основные достижения. Конечно, это были части или версии работ, открытые для публикаций.
    Я с помощью переводчика представил регистрацию и обработку изображений, на которую обратили внимание. Вскоре мы получили задание на разработку системы "идентификации поверхностей по их микрорельефу" и в придачу целлулоидную пленку с каким-то невидимым рельефом, который предстояло идентифицировать... После представления результатов АНЛ, они предложили нам участвовать в международной конференции по контролю за вооружениями в Ричмонде США в июне 1993.
    - Работа во ВНИИЭФ до перехода в Intel, 1972-1993Б
Теперь, если позволите, уже тогда и немного самоцитирования. По аналогичным поводам в памяти естественным образом всплывают в первую очередь истории тут ранее в дневнике упоминавшщиеся:
    Дарила та Э-60 машина в этом смысле незабываемые ощущения к самому по себе процессу пропускания битов в их математическом уже прямом смысле - нулей и единиц - физически и буквально скрозь пальцы программера.
    Вводите скажем вчерашнюю программу - что полдня а то и более допустим накануне отлаживали - с перфоленты, а жалезка та неразумная перфосчитыватель ее взял и порвал подлый. Искусство склеить летну ту скочем так чтобы все дырки на пробитых исходно перфоратором местах ленты-бумажки легли в правильное место и лента все-таки прочиталась...
    А еще в той Э-60 первой поскольку только ОЗУ было, то есть динамическая память, безо всяких и вообще то дисков, то и любая искра возле машины понятно целиком стирала все там. Вычеркивала все труды по отладке ли созданию программы из памяти. Искры же те невидимые статического электричества проскакивали с пальца на клавиатуру обычно много чаще к моменту когда были основания думать, что программа практически отлажена и пора подумать как ее сохранить - вывести на перфоленту.
    Открыл способ того электрически фатального зависания машины нкак е допускать. Исключил полностью такие искры - брал для того провод соединеный с корпусом машины в зубы и так завершал на последних уже самых трагически минутах отладку программы.
    Пробовал понятное дело и одно время несколько более щадящую версию - одевать тот голый проводок от корпуса машины колечком на мизинец - заметно реже тоже искра скакала тогда, но увы не всегда все же помогало. То есть заметно реже сбоило, но когда держишь машины железо и просто уже в зубах, то и какие тут меж вами с компутером в экстазе последних минут перед оякуляцией с истечением готовой уже программы из перфоратора белой лентой кипения бумаги теплой промеж сибе искры то могут быть...
    Полное единение души и тела с инструментом, равно как и создаваемым при том программным продуктом - а как же - с того возникало. Нынче то уж не то. Столько барьеров нагородили - достучись до тех битов да про искры страсти меж программером и его струментом тоже поди никто и не слышал давно. Не тот компутер пошел, потому и программирование из поезии избранных в ремесло ушло. В самделе ... чтобы скрипты под виндами рисовать, кому тепла души недоставало? Холодныи сапожники их и тачают, сидучи на круглых - офисной мебели стандарту - стульях, как собственно и всегда веками у всех сапожников по сути то и заведено было.
    - " Искра в баллон ушла"
Один из эпизодов вышецитированного aвтора мемуаров о его работе во ВНИИЭФ напомнил аналогичный случай покупки - близкого к вышеописанной профиля организацией - одной из самых мощных тогда в мире систем сбора телеметрической информации с бортов "летающих аппаратов". Система официально продавалась американской фирмой [...] в СССР для решения типовых задач сбора информации о температуре зерна одного из ленинградских, насколько то помню, ... элеваторов.
На прощальном банкете - по завершении комплекса тестирования и сдачи отлаженной системы бригаде специалистов титульного для сделки "элеватора" - руководитель команлы специалистов американской компании произнес прочуствованный тост, под конец которого, видимо переполненный эмоциями от успешно решенной им коммерческой задачи, добавил, что им было особенно приятно скомплектовать подобного рода телеметрическую систему для советского элеватора ("хоть горшком обзови", если то помогает пройти экспортный барьер Госдепа, а оплата всех основных этапов сделки происходит затем уже своевременно и в полном объеме), поскольку предшествующий подобного масштаба комплекс они ставили для компании [...] (назвал всемирно известное оборонное предприятие США).
Другими словами, широко известное в крупном бизнесе правило: "война войной - обед по расписанию" работало в том числе и в cамый острый период "холодной войны" отнюдь не менее надежно чем когда-либо до того.
Ссылки по теме:
Previous post Next post
Up