Re: Поразился красоте!tapacykMarch 27 2011, 19:09:36 UTC
Был в России и "чудувався" такими шедеврами, правда, в основном, это были руины. А тут в автохтонном состоянии. Диво) Спасибо людям что донесли до нас это. Интересно, отличается ли этот населённый пункт от других?)
Налет среды естественным образом подчеркивает архитектурные детали. Хотя в какой-то момент становится разрушительным. Говорят, изначально эта церковь, как и другие подобные, была красно-белой. Но теперь как-то и не хочется восстановления красной отделки, ведь совсем другое восприятие будет.
К Уборам я привык, но от того тем более не хотел бы, чтобы Троице-Лыково стало похоже на Уборы. Это как штамп. К тому же есть еще Фили. Хорошо, когда достаточно разнообразия.
Действительно, чудо) Но я бы сказал, что не только в России. Для конца 17 века это передовое барокко. Очень самобытное, но никак не провинциальное. Не хватало только масштаба. Оно пошло бы дальше, но... это уже обратная сторона петровских реформ.
Все хорошо, только мы по-прежнему не знаем, кто такой Бухвостов. Все прошлые попытки приписать ему что-то конкретное именно как архитектору, сегодня оспариваются. В последних публикациях он проходит только как подрядчик и каменщик (последнее с вопросом), крестьянин Татищевых. Документально подтверждается его работа на некоторых объектах, только в качестве подрядчика (т.е. нанимал мастеров и подписывал договор с заказчиком, организовывал поставку стройматериала) - Уборы, надвратная церковь Новоерусалимского монастыря, собор в Рязани. Троице-Лыково в связи с Бухвостовым документально не фигурирует. Так что, увы, не складывается у нас с очередным национальным гением, поторопились наши советские исследователи...
Все-таки я не склонен доверять последним разоблачительным исследованиям. Нынче это модно, даже про Моцарта пытались рассказывать, что он лучшие вещи украл и Реквиема не писал. Аргументы сводятся к тому, что мало документальных свидетельств о личности Якова Григорича. Но все же их куда больше, чем, скажем, о Гомере. Советские исследователи в чем-то перебирали, но применительно к Троице-Лыково Бухвостов упомянут в синодике наряду с теми же мастерами, что фигурировали в Уборах. И если в других источниках он не упомянут, это не значит, что автор записи не заслуживает доверия. Если Бухвостов был только подрядчиком, какого же анонимного гения он эксплуатировал? Он и сам-то крепостной был.
Ну это не то чтобы разоблачительства. Это нормальный пересмотр на трезвую голову, после отмены идеологических задач и штампов. Я сам не раз сталкивался, что уважаемые исследователи 40-70-х игнорировали факты и довольно свободно трактовали источники, выдаваея желаемое за действительное. Понятно, что нынешние тоже не безупречны, но у них не стоит цель создать тот или иной государственно-патриотический миф. В нашем (институтском, - НИИТИАГ) последнем словаре архитекторов, который делался на основе колоссального архивного материала всплыли почти две тысячи (!)имен древнерусских мастеров разного калибра, из них более тысячи прежде нигде и никем не упоминаемых. Там вполне могли быть и гении, и просто таланты. Только мы о них очень мало знаем, нам всегда легче оперировать десятком имен, а не сотнями и уж тем более не тысячами. У нас вообще катастрофа с источниками, потому наша наука обречена на тот или иной процент мифотворчества, ради хоть какой-то цельности понимания истории отечественного искусства как процесса. Но мы все равно никогда не
( ... )
С Трезини и Растрелли тоже ведь не все четко. А с Баженовым, жившим еще позже, теперь такая же история, как с Бухвостовым, все благодаря "иследованиям". Даже если предположить, что шедевры конца 17 века являются плодом коллективного творчества разных мастеров, то в таком случае как можно отрицать, что решающую роль в создании образа играл непосредственный руководитель работ, координатор гениальных идей, так сказать. А судя по документам, это понятно кто. Если же конкретные гении были, почему они остались анонимными, и откуда взялся Бухвостов? Поставить под сомнение можно что угодно, но конструктивную позицию можно заменить только еще более конструктивной.
Там действительно какая-то затяжная реставрация, начавшаяся еще в 70-е, но в последние годы процесс явно форсировался, и как я понимаю, внутрь уже можно попасть. Впрочем подлинного внутреннего убранства там не осталось, так что все равно главный интерес для архитектора представляет внешний вид.
Comments 27
Reply
Хотя некоторые думают, что до петровских реформ у нас ничего не было.
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Пожалуй, наряду с церковью в Дубровицах - в числе самых изящных барочных церквей России.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment