Leave a comment

av4 March 27 2011, 19:40:20 UTC
Ну это не то чтобы разоблачительства. Это нормальный пересмотр на трезвую голову, после отмены идеологических задач и штампов. Я сам не раз сталкивался, что уважаемые исследователи 40-70-х игнорировали факты и довольно свободно трактовали источники, выдаваея желаемое за действительное. Понятно, что нынешние тоже не безупречны, но у них не стоит цель создать тот или иной государственно-патриотический миф. В нашем (институтском, - НИИТИАГ) последнем словаре архитекторов, который делался на основе колоссального архивного материала всплыли почти две тысячи (!)имен древнерусских мастеров разного калибра, из них более тысячи прежде нигде и никем не упоминаемых. Там вполне могли быть и гении, и просто таланты. Только мы о них очень мало знаем, нам всегда легче оперировать десятком имен, а не сотнями и уж тем более не тысячами. У нас вообще катастрофа с источниками, потому наша наука обречена на тот или иной процент мифотворчества, ради хоть какой-то цельности понимания истории отечественного искусства как процесса. Но мы все равно никогда не узнаем, кто именно стоял за художественным совершенством того или иного шедевра, появившегося до проектных чертежей Трезини и Растрелли.

Reply

a_pollaiolo March 28 2011, 07:40:05 UTC
С Трезини и Растрелли тоже ведь не все четко. А с Баженовым, жившим еще позже, теперь такая же история, как с Бухвостовым, все благодаря "иследованиям". Даже если предположить, что шедевры конца 17 века являются плодом коллективного творчества разных мастеров, то в таком случае как можно отрицать, что решающую роль в создании образа играл непосредственный руководитель работ, координатор гениальных идей, так сказать. А судя по документам, это понятно кто. Если же конкретные гении были, почему они остались анонимными, и откуда взялся Бухвостов? Поставить под сомнение можно что угодно, но конструктивную позицию можно заменить только еще более конструктивной.

Reply

av4 March 28 2011, 07:44:55 UTC
А вдруг Нарышкины и Голицыны сами все сочиняли? Навезли им ывропейских гравюр, и они по вечерам в своих палатах срисовывали с них разные фитюльки и прилаживали к восьмерикам и четверикам. А Бухвостов стоял рядом и репу чесал, думая как его мужики будут все это из кирпича выкладывать да из камня тесать...

Reply

a_pollaiolo March 28 2011, 08:07:30 UTC
Могу поверить, что и они сыграли свою роль. На уровне общих идей. В общем, моя позиция - имя Бухвостова нигде не вычеркивать, в крайнем случае можно писать Бухвостов и Ко. )

Reply


Leave a comment

Up