(Untitled)

Feb 08, 2024 09:51

К предыдущей записи про доказательства (https://a-konst.livejournal.com/233033.html), дополнение ( Read more... )

math

Leave a comment

Comments 33

__gastrit February 8 2024, 07:52:40 UTC

То есть, если коротко: обучить математике можно только того, кто и так понимает математику.

Ну, замечательно. Вот только для чего при таком раскладе нужен преподаватель?

С уважением,
Гастрит

Reply

a_konst February 8 2024, 08:52:04 UTC
Затем же, зачем нужен учитель музыки.

Reply

__gastrit February 8 2024, 09:10:35 UTC

Так у Вас и вышло, что не нужен ни тот, ни другой.

С уважением,
Гастрит

Reply

a_konst February 8 2024, 09:17:47 UTC
Ничего у меня такого не вышло.
Каждый раз я поражаюсь вашей способности превратно понимать то, что я написал.
Прямо такое живое исключение из общей закономерности, что обычно математики друг друга хорошо понимают.

Reply


nadine_n February 8 2024, 08:27:43 UTC
может быть надо раньше начинать учить доказательствам? Не в 5 классе, а в первом? До школы? Аналогия с музыкальным слухом тут есть: "Если значение английского слова не меняется от того, с какой интонацией оно произносится, то в китайском, вьетнамском, тайском и в других "тоновых" языках дело обстоит совершенно иначе. Например, в китайском языке слово, звучащее как "ма", имеет четыре значения. В зависимости от того, каким тоном оно произносится, оно может означать "мать", "лошадь", "конопля" или "упрек". Профессор Дойч обнаружила связь между развитием музыкального слуха и тоновой системой разговорного языка, когда сравнила слуховые способности студентов первого курса Пекинской консерватории, говорящих по-китайски, и первокурсников престижной музыкальной школы Eastman в Рочестере, говорящих по-английски. Каждый студент должен был назвать 36 нот, которые опрашиваемый воспроизводил наугад, нажимая различные клавиши фортепьяно. Исследователи обнаружили, что из студентов, начавших заниматься музыкой в возрасте четырех-пяти лет, абсолютный ( ... )

Reply

a_konst February 8 2024, 08:54:02 UTC
> может быть надо раньше начинать учить доказательствам? Не в 5 классе, а в первом? До школы?

Не знаю, представляете ли вы себе, насколько широко последние десятилетия поставлено экспериментирование на эту тему.
На мой взгляд,результаты так себе.
Бывают отдельные одаренные гении, которые и в 7 лет схватывают, но в массе раньше 10 лет понимание стуктуры доказательства не заходит. И много таких, кому не зашло в 10, но зашло в 12 или 14.

Reply

chyyr February 8 2024, 09:05:57 UTC

>Исследователи обнаружили, что из студентов, начавших заниматься музыкой в возрасте четырех-пяти лет, абсолютный музыкальный слух был у 14% американцев и 60% китайцев. Полученные данные позволяют заключить, что у ребенка можно развить абсолютный музыкальный слух, если с самого раннего возраста он будет изучать язык, в котором активно используются музыкальные тона

На мой взгляд, здесь может быть и другая трактовка: ребенок из популяции, в языке которой активно используются музыкальные тона, с большей вероятностью может развить абсолютный слух. (С дарвинистским обоснованием: в такой популяции врожденная предрасположенность к абсолютному слуху является адаптивным признаком; способность различать абсолютную высоту тона принципиально при общении).

Интересен был бы эксперимент с американцами китайского происхождения, не знающими китайского, и, например, европеоидами с родным китайским.

Reply

__gastrit February 8 2024, 09:15:43 UTC

> С дарвинистским обоснованием

А сколько поколений требуется для такого обоснования? Есть ведь, вроде, мнение, что тоновая система возникла в китайском достаточно поздно.

С уважением,
Гастрит

Reply


mejlaxs February 8 2024, 12:08:26 UTC
У меня ещё впечатление, и в физике этого чуть ли даже не больше, чем в математике, что "формализм" ещё служит нам чем-то вроде очков. Мы с помощью формализма можем ухватывать подробности, которые обычным языком не выразишь. Умозрительно можно понимать общую картину, но ясно и в деталях без формализма ничего не увидишь.

Reply

a_konst February 8 2024, 12:25:28 UTC
Мне кажется, что в высоко-абстрактных областях математики примерно так же.
Без формализма детали не разглядеть и не проверить.

Reply

mejlaxs February 8 2024, 12:58:38 UTC
Наверное да, но я про действительно абстрактные разделы совсем ничерта не понимаю. Я имел в виду т.н. громоздкость, когда какие-то большие аналитические выражения целиком и во всех подробностях в голове не уместить.

Reply


fotovivo February 8 2024, 12:12:40 UTC
Да. Сначала интуиция, потом четкое оформление.

Reply


ext_6221402 February 11 2024, 15:43:02 UTC
> Тут есть шикарная аналогия с музыкой. Никакая нотная грамотность, теория музыки, знание правил гармонии сами по себе, изученные "на бумаге", в принципе не способны развить музыкальные способности, и если человек "не слышит" мелодию и ритм - то это все будет бесполезно.

Это верно. Но я дополню, что часто (экстремально часто) из этого непрофессионалами, любителями (и даже учителями!) делается вывод: значит, чувство ритма и музыкальные возможности есть врожденый талант, которому выучить нельзя, он дается от рождения. Это, конечно, совершенно не так. Музыкальные способности - как мышечная масса, или как знание языка. Нарабатываемый навык. Есть разные стартовые условия, разная скорость обучения и разный итоговый потолок, да, но "отсутствия слуха" и "отсутствия способностей" просто не бывает, за исключением редких случаев инвалидности.

Возможно, с математикой как-то похоже обстоит.

Reply

a_konst February 14 2024, 12:00:07 UTC
Даже для музыки это утверждение требует практического обоснования.

С математикой же еще более сложный вопрос. С одной стороны, как тут выше обсудили, нет смысла пытаться учить этому "чутью доказательства" раньше 10-12 лет, а у многих детей оно может проснуться и того позже. Попытки этому научить и показывают - что в не-детском возрасте эти способности либо уже есть, и можно их разбудить уже развитыми методиками маткружков и т.п., либо их уже и не сформировать.

Но, с другой стороны нельзя исключать, что способности к этому чутью закладываются уже после рождения, но в самые первые годы жизни. Из-за этого очень трудно поставить нормальный эксперимент - потому что совсем неочевидно (в отличие от музыки) какими могли бы быть воздействия в первые годы жизни, чтобы эти способности сформировались. Даже непонятно, что пробовать.

Reply

__gastrit February 15 2024, 10:06:02 UTC

> Нарабатываемый навык

Но надо знать, что именно нарабатывать. Проблема в том, что человек, сам неким навыком обладающий, далеко не всегда способен отрефлексировать, почему он этим навыком обладает. Что за этим навыком скрыто и, соответственно, как именно следует тренировать его у других.

> с математикой как-то похоже обстоит

Именно так. Что в математике, что в музыке, что в изучении языков - суть дела одна.

С уважением,
Гастрит

Reply


Leave a comment

Up